Александр
Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов жили и занимались литературной деятельностью в
один и тот же период – в первой половине
девятнадцатого века. Каждый из них по-своему замечателен. Грибоедов реалистичен, наблюдателен и умён. Пушкин
лиричен, искренен и правдив. Оба
они видят всю Россию, русскую жизнь, её
быт и нравы в период царствования Александра I, когда власть монархов
уже пошатнулась, народ бедствует, создаются революционные кружки. Описание этой
жизни мы и находим на страницах их произведений.
Познакомились
они летом 1817 года в Коллегии
иностранных дел, куда Грибоедов поступает в 1816 году, переехав в Петербург
после войны с Наполеоном, а Пушкин определён в июне 1817 года в чине коллежского
секретаря 12-го класса. Но, по-видимому, поэты были знакомы друг с другом ещё в
детстве, в 1809 – 1810 годах. Как
вспоминает Яковлева: «Виделись мы с М. А. Ганнибал (бабушка Пушкина) ещё у
Грибоедовых, куда я ездила за сестрой будущего поэта, чтобы забрать её на уроки
танца вместе с моими дочерьми и Пушкиной-дочкой. Там играли вместе двое
замечательных мальчиков, одного, повыше, звали Саша Грибоедов, а второго,
помоложе, но ниже ростом, - Саша Пушкин».
Они
встречались не только в Коллегии, но и в петербургских литературных и
театральных сферах. Пушкин тогда был постоянным посетителем театра, принимал
участие в заседаниях «Арзамаса» и вообще активно занимался общественной и
литературной деятельностью. Пишет такие замечательные произведения, как
«Вольность», «К Чаадаеву» и другие стихотворения, в которых воспевает идеи
свободы. Грибоедов сотрудничает в журналах, сходится с кружком, объединившим
людей, причастных к театру, пишет пьесы. Особенно интересна пьеса 1817 года
«Студент», так как некоторые её персонажи (например, петербургский барин
Звёздов) напоминают будущих героев «Горе от ума». Вообще, все петербургские
комедии были творческой лабораторией и по языку, и персонажам, и бытовыми
картинами они подготавливали главное произведение Грибоедова, которое явилось
самой реалистичной пьесой на русской сцене.
Вскоре
общение их прекратилось. Пушкина в 1820 году ссылают в Сибирь за политическую
деятельность и стихи, но наказание смягчено – его переводят по службе из
Петербурга в Екатеринославль, затем следует незабываемое путешествие для
Пушкина на Кавказ и в Крым. Грибоедов тоже уезжает из Петербурга в Персию в
качестве секретаря русской дипломатической миссии 28 августа 1818 года. На
Кавказе Грибоедов пишет два первых акта комедии «Горе от ума», а затем, получив
отпуск у Ермолова, ещё два акта в течение лета. В одной из записей Пушкина
читаем: «Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью уехал в Грузию,
где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях».
В 1824 году Грибоедов возвращается в Москву. Это
событие, как вспоминает Пушкин, было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных
успехов. Рукописная комедия «Горе от ума» произвела необыкновенное действие и
вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми поэтами тогдашнего времени.
В
годы ссылки Пушкин продолжал интересоваться Грибоедовым, о чём свидетельствует
переписка поэта с его братом, П.А. Вяземским, общим другом Пушкина и Грибоедова
А.А. Бестужевым. Из этих документов следует, что Пушкин по достоинству оценил
его ум и дарования Грибоедова. И не ошибся.
11
января 1825 года в село Михайловское приезжает Пущин и привозит с собой комедию
А.С. Грибоедова «Горе от ума». Подробный критический разбор комедии и свои
впечатления от неё Пушкин дал в письме Бестужеву в конце 1825 года. Поэт писал,
что слушал Чацкого только один раз, да и то не с тем вниманием, которого он
достоин, но слушал с наслаждением. Пушкин сделал несколько замечаний насчёт
характеров героев. Он пишет, что «Софья начертана неясно», Репетилова надо было оставить просто
ветреным и глупым с его простодушием и не делать из него гадкого и мерзкого
человека, Молчалина надо было сделать более подлым и даже может быть и трусом.
Пушкин уверен, что единственным положительным героем в комедии стал Грибоедов,
а Чацкий – это друг Грибоедова, который много времени проводил с ним, учился у
него. Александр Сергеевич стал прорицателем, сказав, что «половина стихов
Грибоедова из комедии должны войти в пословицу».
Они действительно заполнили собой живую, повседневную и книжную русскую
речь. Пушкин восхищается, как умно и натурально была написана комедия. «Вообще
я доволен комедией», - заявляет он. Просит Бестужева показать письмо
Грибоедову и делает некоторые дополнительные замечания.
14
марта 1828 года Грибоедов приехал в Петербург из Персии с Туркманчайским
договором. Поселился он в гостинице Демута, где в это время проживал и Пушкин.
Сохранились свидетельства современников о частных встречах Пушкина и Грибоедова
в 1828 году: 27 марта у Михаила Вильгородского; 17 апреля у В.А. Жуковского,
где Пушкин, Крылов, Грибоедов и Жуковский – «4 русских литератора сговорились
пуститься» в европейское путешествие и вместе писать путевые заметки; 25 марта
(на Пасхе) у П.П. Свиньина, где Грибоедов читал отрывок из своей трагедии «Грузинская
ночь»; 16 мая у Лавалей, где Грибоедов слушал «Бориса Годунова» в чтении
автора, эта поэма очень понравилась Грибоедову, и в последующем он её не раз
перечитывал; 25 мая на пароходе во время путешествия в Кронштадт и в конце мая
у Вяземского. В одну из встреч с М.И. Глинкой Грибоедов подсказал композитору
мелодию грузинской песни, которая легла в основу романса и вдохновила Пушкина
на создание стихотворения «Не пой, красавица, при мне».
Дружба
Грибоедова и Пушкина крепла изо дня в день и возникла она
не случайно. Мы можем наблюдать сходства не только
в их жизни личной, но и в литературной, а также во взглядах, мыслях.
Грибоедов
всего на несколько лет старше Пушкина, родились оба в столице в дворянских
семьях, оба были в ссылках, почти в одних и тех же годах, женились на любимых
женщинах, можно предположить, что
сотрудничали с декабристами. Как на произведения Грибоедова, так и на
творения Пушкина были гонения, они подвергались строжайшей цензуре. Им была
чужда кружковая замкнутость, ограниченность, литературная нетерпимость, они
любили музыку и театр. Оба были реалистами. Подобно Пушкину, Грибоедов
противостоял схематическому одностороннему классицизму искусства Шекспира.
Вместе они искали пути развития национально – самобытной русской литературы. И
даже в характерах были у них какие-то сходства. Как вспоминает Вяземский, «в
Грибоедове есть что-то дикое и самолюбивое: он, при малейшем раздражении,
становится на дыбы, но он умён, пламенен, с ним всегда весело. Пушкин тоже
полудикий в самолюбии своём и всегда он задорен».
Евгений Онегин в произведении Пушкина и Чацкий в комедии Грибоедова также
похожи друг на друга, хотя бы потому, что и тот (Евгений Онегин) и другой
(Чацкий) гнёт барщины «оброком лёгким заменил». И судьбы этих героев сходны
между собой.
Грибоедов
стал прототипом одного из персонажей неосуществлённого замысла Пушкина «Русский
Пелам» (1834 - 1835). Сохранились рисунки Пушкина, изображающие Грибоедова.
Так
уж сложилось, что А.С.Пушкин проводил А.С.Грибоедова и в последний путь. Во
время путешествия в Арзрум Пушкин встретил в Закавказье тело убитого Грибоедова,
которое везли из Тегерана в Тифлис. В своём «Путешествии в Арзрум» Пушкин
поместил замечательную характеристику Грибоедова, в которой отметил в жизни
Грибоедова ряд глубоких противоречий, бросающих на его личность и судьбу
трагический отблеск. «Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был
он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека
государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже
его холодная и блестящая храбрость оставались некоторое время в подозрении… Его
рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг
поставила его наряду с первыми нашими поэтами…».
Два
замечательных поэта стояли у истоков развития русской литературы. Написали
такие уникальные произведения, которые будут волновать ещё не одно поколение,
доставлять удовольствие, радость, наслаждение, воспитывать чувство
представления о прекрасном, внушая в то же время отвращение ко всему низменному
и пошлому.
Литература
1. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников.-
М., 1980, с.28, 186
2. А.С.Грибоедов в русской критике. – М., 1958,
с.40
3.Летопись 1, с.124
4.Литературное наследство.- М.,1958, с.75-76, 79,
81
5.Литературное наследство. – М., 1947-1948, с.237
6.История русской литературы 19 века. – М., 1987,
с.150-160
7.Письма Вяземского к Пушкину от 27 марта, 19
апреля, 21 мая 1828 года.
8. Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время походя 1829 года.
ПСС. –М., «Художественная литература»,
1. «Рассказы бабушки» из
воспоминаний пяти поколений, записанные внуком Яковлевой, Д. Благово.
2. Пушкин А.С. «Путешествие в Арзрум во время
похода 1829 года»
3. «А.С. Грибоедов в русской
критике» - М., 1958, с. 40.
4. Пушкин А.С. Собрание
сочинений в 10 т. – М., 1977, т.9, с. 127.
5. «Пушкин и его окружение» - Л., 1988, с. 82.
6. Письмо Вяземского от 27
марта 1828 года.
7 Пушкин А.С. ПСС. т. 6. М.,
«Художественная литература», 1985 |