Гоголевская «Женитьба», как правило,
воспринимается продолжением и развитием темы
"вечного холостяка”, затрагивавшейся ещё в
«Вечерах на хуторе близ Диканьки» (рассказ «Иван
Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Поверхностную
параллель действительно можно провести. Завязки
схожи (холостяк, смертельно боящийся женщин,
принуждается к женитьбе). Объяснение Подколёсина
с Агафьей Тихоновной напоминает беседу Шпоньки с
уготованной ему "невестой”. Сходны и
прослеживаемые по тексту некие истоки
"холостячества”: Шпонька робок и зависим, как
это описано явно, подобные качества отчётливо
заметны и у Подколёсина, в особенности по сценам
с Кочкарёвым. (Кстати, у обоих фамилии могут
считаться говорящими, ибо передают образ
уничижительности и зависимости вполне.)
"Подколёсин представляет собой дальнейшее
развитие типа Шпоньки... которого он напоминает
своей застенчивостью и боязнью женитьбы”
(А.Слонимский).
Не споря с этим тезисом, попытаемся
остановиться на отличиях «Женитьбы» от истории
со Шпонькой и на поиске иных, более существенных
параллелей.
Основное отличие Подколёсина от Шпоньки
состоит в том, что никто извне не принуждает его
жениться, тогда как у Шпоньки, как известно, была
тётушка, сам же Шпонька о женитьбе не помышлял ни
секунды. Подколёсин также, безусловно, понуждаем,
но совершенно иным. Он должен подтверждать
статус. Подколёсин отлично чувствует все аспекты
своего статуса и осознаёт своё холостое
положение как не соответствующее статусу и,
таким образом, как непосредственную для него
угрозу. Устранение этой угрозы совершенно
необходимо для него, что ясно просматривается в
первых восьми явлениях первого действия.
Женитьба есть обременительная, крайне
неприятная, но неизбежная мера, ибо —
"положено”. В этих явлениях и далее — с
Кочкарёвым — вырисовывается идеальный образ
этой самой женитьбы — "как будто”. Чтобы сама
женитьба была настолько незаметна, что её как бы
и не было. Подколёсин страдает из-за того, что не
видит способа жениться не женясь. Точнее, некий
способ он видит — постоянные разговоры о
женитьбе, приготовления к женитьбе, хлопоты
свахи, выяснения подробностей — и всё. То есть он
всё время женится — и в этом смысле женат,
требования статуса формально удовлетворены; с
другой же стороны, он холост, ибо остаётся таким
фактически. Проблема лишь в том, что такая
экзотическая плата за статус, "плата статусу”,
сомнительна, ибо невозможно длить это бесконечно
долго, хотя сам Подколёсин хочет именно этого.
Именно этой бесконечной женитьбой являются
диалоги со Степаном о фраке, ваксе и сапогах,
равно как и все диалоги с Фёклой. По понятным
причинам сваха сопротивляется стремлениям
Подколёсина, давя, по мере утраты терпения, на всё
более и более уязвимые места ("А тебе же худо!
Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем
уж не будешь годиться для супружеска дела.
Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких
женихов приберём, что и не посмотрим на тебя”).
Однако "дожать” Подколёсина удаётся только
Кочкарёву, и не одним лишь напором. Он
догадывается пообещать Подколёсину самое важное
для него: "Пустяки, пустяки! Только не конфузься:
я тебя женю так, что и не услышишь. Мы сей же час
едем к невесте, и увидишь, как всё вдруг”. Эту
мысль он повторит ещё не раз, что наряду с
"хорошенькою ручкою” и похожими детьми, а также
прямым давлением принесёт некое условное
согласие холостяцкой темы. Подколёсин даёт
согласие, встречается с невестой, чувствует
некое воодушевление по поводу предстоящего и тем
не менее сбегает в последний момент нелепо до
комичности. Ничего подобного в шпонькинской
истории не было, и это дальнейшее развитие сюжета
заслуживает отдельного обсуждения.
Женитьба для Подколёсина неприемлема
абсолютно. Подколёсин это чувствует, и сколько бы
Кочкарёв ни усыплял его бдительность (а Кочкарёв
занимался именно этим), инстинкт, пусть в самый
последний момент, но, безусловно, возобладал, и
Подколёсин, пусть даже в самый последний момент,
но отпрянул. Инстинкт этот — тот же самый, что и
раньше, инстинкт статуса. Статус требует не
просто женитьбы, но успеха. То есть, женившись,
требуется быть состоятельным. Предположение
может состоять в том, что именно этого Подколёсин
и не может. Подколёсин — "мёртвая душа” (здесь
параллель вполне уместна), он ходячий мундир, и
живое — подразумеваемое женитьбой, увы,
неизбежно — на самом деле является для него
недоступным. В этой его "мёртвости” и может
состоять некий главный секрет и развязки пьесы, и
её смысла.
Весь сюжет построен на том, что все прочие
атрибуты статуса не требовали ничего живого и
потому успешно были приобретены Подколёсиным
без затруднений. Женитьба же таит в себе ту
опасность, что, являясь, наряду с прочим, жёстким
статусным требованием с одной стороны, требует
сама теперь уже в отличие от всего остального
реальной непосредственности — с другой. Именно
этой самой непосредственности, то есть "жизни”,
и лишён Подколёсин, о чём говорят любая его
реплика и любой жест. Поэтому он в некотором
смысле уже не годится для "супружеска дела” в
силу, если так можно выразиться, специфики
последнего. Неудача же в деле женитьбы, то есть в
отношении "супружеска дела”, неприемлема по
статусному кодексу тем более, и при этом гораздо
хуже, нежели прежнее холостое положение.
Безошибочно чувствуя эту иерархию, Подколёсин и
выбирает "меньшее зло” — положение холостяка,
собирающегося жениться и ищущего невесту (но,
конечно, ни в коем случае не находящего). Таким
образом, ничуть не вульгаризируя, можно сказать,
что страх Подколёсина перед женитьбой, о котором,
собственно, пьеса, имеет сексуальную подоплёку,
но не в каком-то узком смысле, а вообще, как некую
сферу, отличную от всего требовавшегося от
Подколёсина до этого и совершенно недоступную
ему по причине выхолощенности в нём всего
человеческого.
В этом смысле Подколёсин наиболее неспособен к
женитьбе из всех женихов, которые, будучи
карикатурны каждый своим, в целом всё же более
живы, нежели он. Понятно, что Яичница совершенно
меркантилен, Жевакин чудаковат, и лишь Анучкин до
некоторой степени напоминает Подколёсина той
самой готовностью "не жениться”. (Среди женихов
один Жевакин удостаивается сочувствия читателя
— заключительный монолог — и тем существенно
выделяется автором из всех прочих.) Если
предположить эту своеобразную "бесполость”
Подколёсина, на которой выстроена наша
интерпретация, можно отметить параллель пьесы
уже не столько с ранней прозой Гоголя, сколько с
петербургскими повестями, и главным образом с
повестью «Нос».
Фантастический сюжет о пропаже носа в первую
очередь обнаруживает исключительно статусную
для главного героя необходимость этого органа.
Нос полагается иметь, а Ковалёв всё ж таки
коллежский асессор, то есть, по сути, майор
(сравним с подколёсинским "надворный советник —
тот же полковник, только мундир без эполет”). И
исключительно об угрозе статусу беспокоится
майор, ощупывая гладкое место, обнаружившееся
после исчезновения носа. "Конечно, я... впрочем, я
майор. Мне ходить без носа, согласитесь,
неприлично. Какой-нибудь торговке, которая
продаёт на Воскресенском мосту очищенные
апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду
получить... притом, будучи во многих домах знаком
с дамами: Чехтарёва, статская советница, и
другие...” Увидя свой нос молящимся в Казанском
соборе, майор Ковалёв не решается обратиться к
нему, ибо нос одет в мундир статского советника,
да ещё "по другому ведомству”. Мир
"людей-мундиров”, бессмысленный до абсурда,
одинаков и в петербургских повестях, и в
«Женитьбе». Исходя из этого, «Женитьбу» (и на этом
строится наше толкование) было бы совершенно
ошибочно рассматривать как реалистическое
произведение, ибо мир Петербурга абсурден здесь
ничуть не менее, чем в «Носе», целостность так же
утрачена, части разъяты, смысл отсутствует.
Отличаются лишь средства передачи образа; так,
если в повести абсурд создаётся характером
сюжета, то в «Женитьбе» — особенностью реплики.
(Основной приём — утрата смысла высказывания,
когда говорящий не владеет собственным
вниманием и его речь случайным образом переходит
с одного предмета на другой, проявляя тем самым
блуждание сознания говорящего, — реплики Фёклы,
Жевакина и других.) Выхолощенность
человеческого, символически описанная в повести
исчезновением носа, в «Женитьбе» приобретает вид
"утраты пола”. Идейно подколёсинская история —
история более не Шпоньки, а Ковалёва, только
пропажа здесь так и не находится, почему
Подколёсину и приходится спасаться бегством,
дабы недостаток его, никоим образом не
допускаемый статусом, не сделался бы явным.
Любопытен в русле данной трактовки не столько
эпизод с бегством (оно было совершенно
фатальным), сколько эпизод с соглашением на
женитьбу. Контролируемый инстинктом статуса
"жених” предложения невесте так и не сделал ни
добровольно, ни под давлением, несмотря на все
данные обещания. "Растаял” он на мгновение
потому (это и были минуты потери бдительности),
что Кочкарёв выполнил отчасти своё обещание:
Подколёсин вроде бы оказывался женатым тем самым
вожделенным способом "как бы”, "вдруг”, так,
что он "и сам не заметил”. Это настроение было
катализировано некоторой чувственностью по
поводу "ручки”, как и раньше, при
соответствующих намёках Кочкарёва; однако
чувственность эта ничего не решала, ибо являлась
лишь своеобразным бездейственным человеческим
рудиментом и не более того. Забытьё было
недолгим, Подколёсин понял, что все уловки
Кочкарёва — ложь в том самом смысле, что от
"супружеска дела” ничто его всё равно не
освобождает; инстинкт немедленно взял верх — он
в ужасе бежал.
Приведённая интерпретация «Женитьбы» как
повествования о "человеке-мундире”, потерявшем
пол, подтверждается косвенно следующими
показательными деталями. Будучи фиксирован на
половой сфере, Подколёсин в ней не оспособлен, о
чём говорит его общение как с "невестой”, так и с
Кочкарёвым, когда тот принимается объяснять
Подколёсину про то, "что
у них... чёрт знает чего нет”, и при этом
Подколёсин со своим "я люблю, если возле меня
сядет хорошенькая” отчётливо принимает на себя
роль ученика. Мысли о поле занимают его, судя по
всему, существенно и с определённым оттенком.
Так, "проклятая прачка” не просто "не гладит”,
а при этом непременно "проводит время с
любовниками”. Упоминавшиеся уже диалоги со
Степаном показывают не только осознание
Подколёсиным статусной значимости женитьбы, но и
болезненную фиксированность на этом "задании”.
Показательна его реакция на недвусмысленную
угрозу свахи в отношении возраста, о которой
также упоминалось. Таким образом, Подколёсин
лукавит, когда пытается изобразить, что
"чувственные” аргументы Кочкарёва для него
новы, — тема занимает его неотступно.
Ещё раз подчеркнём: все упомянутые детали
подтверждают основную идею трактовки лишь
опосредованно, основой же является в целом
восприятие пьесы как нереалистической.
Наконец, несколько слов об оставшихся
персонажах. Агафья Тихоновна при крайней
статусной её озабоченности (роль невесты,
канонические причитания перед венцом — "и
двадцати-то семи лет не провела я в девках”) всё
же менее мертва, нежели Подколёсин, хотя глупа
несомненно, вполне дополняя собой, наравне со
свахой, картину извращённого восприятия
известных ценностей.
Мотив Кочкарёва, в общем, ясен — погубить
Подколёсина, поставив его перед необходимостью
исполнить то, исполнение чего для того
невозможно. Кочкарёв превосходно понимает
слабое место Подколёсина (не исключено, что это
является и его слабым местом), и поэтому даже в
момент благодушия Подколёсина, благодарности и
согласия на брак Кочкарёв и то решается оставить
его лишь на минуту и лишь прихватив с собой его
шляпу. Конкретные же истоки такого отношения к
Подколёсину, как и истоки несомненного
женоненавистничества Кочкарёва, остаются "за
кадром”.
Подведём итоги. «Женитьба» Гоголя есть
очередное воспроизведение мира фантомов, из
которых выхолощено всё живое и непосредственное
в пользу мёртвого и формального
("люди-мундиры”). Подобно утрате носа в повести
того же года, в пьесе описана некая утрата пола.
Сюжет о женитьбе такого персонажа строится на
сосуществовании и несовместимости фактического
её содержания со статусным её предназначением:
необходимая для подтверждения статуса женитьба
является совершенно невозможной по причине
своеобразной "бесполости” жениха. В «Женитьбе»,
таким образом, тема "вечного холостяка”
соединяется с темой "человека-мундира”, причём
в идейном плане, на наш взгляд, отчётливо
доминирует вторая.
В заключение отметим, что реализация этой темы,
осуществлённая на грани абсурда или же отчётливо
абсурдно, встретится в дальнейшем и у других
авторов и при этом будет реализована как в
сатирическом, так и в трагическом ключе.
Иллюстрацией первого пути является, к примеру,
тыняновский «Поручик Киже», второго —
кафкианское «Превращение». Сергей Горбушин |