Переезд в Италию затянулся почти на три недели.
Пришлось ехать до Генуи морем, затем через Флоренцию. Лишь 26 марта 1837
года Гоголь вместе со случайным попутчиком Золоторевым прибыл в Рим.
Необычайным казалось и сочетание стройности античной
архитектуры, хранящей память далекой древности, великолепия
императорского Рима с суровым христианским средневековьем и
жизнерадостностью Ренессанса. Это впечатление от города Гоголь передал
затем в повести «Рим», с такой полнотой и взволнованностью отразившей
его восхищение Вечным городом.
Подъезжая к Риму, Гоголь увидел чудную, сияющую
панораму: «Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий
сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке
один из-за другого выходили дома, крыши, статуи, воздушные террасы и
галереи; там пестрела и разыгрывалась масса тонкими верхушками колоколен
и куполов с узорною капризностью фонарей; там выходил целиком темный
дворец; там плоский купол Пантеона; там убранная верхушка Антониновской
колонны с капителью и статуей апостола Павла; еще правее возносили верхи
капитолийские здания с конями, статуями; еще правее, над блещущей
толпой домов и крыш, величественно и строго подымалась темная ширина
колизейской громады; там опять играющая толпа стен, террас и куполов,
покрытая ослепительным блеском солнца. И над всей сверкающей сей массой
темнели вдали зеленью верхушки дубов из вилл Людовизи, Медичие, и целым
стадом стояли над ними в воздухе куполообразные верхушки римских пинн,
поднятые тонкими стволами. И потом во всю длину всей картины возносились
и голубели прозрачные горы, легкие, как воздух, объятые каким-то
фосфорическим светом».
Гоголь попал в Италию, когда там начиналось
патриотическое движение, направленное против власти австрийского
императора. Продажность администрации, свирепые полицейские расправы с
населением, обнищание народа — вот что принесло австрийское владычество.
Черная тень католической церкви и папской сутаны нависла над страной.
Папа Григорий XVI усугублял угнетение и жестокий террор, помогая
иноземным угнетателям. Но ни преследования печати, ни подавление всякой
общественной жизни не могли сломить нараставшего недовольства народа.
Итальянский народ не хотел примириться со своим угнетенным положением. В
1831 году возникло общество «Молодая Италия», его возглавили Мадзини и
молодой Гарибальди. По Италии прокатывается волна восстаний. Однако эти
разрозненные выступления не смогли опрокинуть власти реакции.
Гоголь остался в стороне от этого движения. Ему
чужда и враждебна была всякая политическая деятельность, отпугнувшая его
еще в Париже. Более того, в Италии вопреки действительному положению
вещей он увидел умиротворяющее спокойствие, патриархальную
неподвижность.
И несмотря на это, Гоголь не замкнулся в кругу
русской колонии, не ограничился поверхностным ознакомлением с Италией,
как большинство его знакомых и друзей.
Скромная, почти подвижническая жизнь Гоголя в Италии
ничем не напоминала жизни богатых иностранцев-туристов. Он постоянно
находился среди толпы, посещал простые, дешевые траттории, бродил по
бедным кварталам Рима. «Ему нравилась самая невзрачность улиц, — писал
Гоголь о своем герое в повести «Рим», — темных, неприбранных, отсутствие
желтых и светленьких красок на домах, идиллия среди города: отдыхающее
стадо козлов на уличной мостовой, крики ребятишек и какое-то невидимое
присутствие на всем ясной, торжественной тишины, обнимавшей человека».
Гоголь почувствовал и высоко оценил прекрасные
душевные качества итальянского народа, своеобразие его национального
характера. Для него это народ, в котором живет чувство собственного
достоинства: «здесь он il popolo, а не чернь и носит в своей природе прямые начала времен первоначальных квиритов; его не могли даже совратить наезды иностранцев,
развратителей недействующих наций, порождающие по трактирам и дорогам
презреннейший класс людей, по которым путешественник произносит часто
суждение обо всем народе».
Мирная тишина римской жизни, столь несхожей с
бурными политическими страстями Парижа, с его бешеной погоней за наживой
кажется Гоголю схожей с его родной Малороссией. Он сообщает Саше
Данилевскому в письме из Рима: «Что сказать тебе вообще об Италии? Мне
кажется, будто бы я заехал к старинным малороссийским помещикам. Такие
же дряхлые двери у домов, со множеством бесполезных дыр, марающие платья
мелом; странные подсвечники и лампы в виде церковных. Блюда все
особенные, все на старинный манер. Везде доселе виделась мне картина
изменений. Здесь все остановилось на одном месте и далее нейдет».
Он все больше влюблялся в эту жизнь, В красоту Рима.
«Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить», —
говорил он друзьям.
В Риме он зажил скромной, экономной жизнью. Дешевая
комната за 30 франков в месяц, стакан шоколада утром, длительные
прогулки по Риму. Лишь в обед Гоголь позволял себе некоторое
роскошество. Он стал ценителем итальянской кухни, ее острых приправ,
тонких, бесконечно длинных макарон, которые научился в совершенстве
приготовлять. Да еще он был большим любителем мороженого и съедал его на
4–5 су в день, хотя и считал это непростительной слабостью и
расточительством.
Гоголь быстро свыкся с уличной повседневной жизнью
Рима, изучил итальянский язык, узнал итальянские обычаи и нравы простого
народа. «Синьор Николо», — так его звали служанки, изредка наводившие
порядок и относительную чистоту в его неуютной комнате, трактирщики и
гарсоны в остерии.
Целыми днями он бродил по Риму, по заросшему травой
Форуму, по узеньким и грязным улочкам около Пантеона, то подымаясь на
окружавшие город холмы, на которых раскинулись роскошные виллы то
переходя через мутный Тибр на транстверинскую часть древнего города.
Часами он ходил по Корсо, с любопытством разглядывая необычные одеяния
проходящих: верблюжьи мантии капуцинов, подпоясанных ремнем, остриженных
в кружок, с розовой лысиной тонзуры, прелатов в лиловых чулках и
шелковых рясах, молодых монахов в круглых черных шляпах и длинных
сутанах. Иногда по улице проезжали щегольские кареты с лакеями в красных
ливреях. Это кареты князей церкви — кардиналов. Иногда ему казалось,
что. в Риме только и есть, что духовенство и пестрый, бедно одетый
народ, щеголявший в живописных лохмотьях.
Гоголь ютился на третьем этаже в доме на тихой улице
Страда Феличе. Квартирка была вся на солнце. Комната, в которой он спал
и работал, была просторна, с двумя окнами, имевшими решетчатые ставни,
которые закрывались с внутренней стороны. Около двери стояла кровать,
посередине большой круглый стол. Узкий соломенный диван занимал вместе с
книжным шкафом смежную стену, в которой пробита была, дверь в соседнюю
комнату. Напротив помещалось высокое письменное бюро, за которым обычно
писал Гоголь, а по бокам сгрудились в полном беспорядке стулья с
книгами, бельем, платьем. Каменный мозаичный пол звенел под ногами, и
только у письменного бюро и около кровати разостланы были небольшие
коврики. В комнате не было никаких украшений, за исключением ночника
античной формы на тонкой ножке с желобком, куда наливалось масло.
В Рим Гоголь попал накануне пасхальных праздников.
Встретившись с Андреем Николаевичем Карамзиным, он вместе с ним
отправился на торжественное богослужение в собор Святого Петра. В
огромном здании собора, напоминавшем скорее биржу или цирк, обедню
служил папа Григорий XVI. Его внесли на великолепных носилках с
балдахином. Несколько раз носильщики останавливались посредине церкви,
потому что папа боялся головокружения. Он был похож на искусно
раскрашенную куклу. Сам папа не двигался: с него снимали и надевали
митру, его кутали в мантию. Длинноносый, худой старик безучастно смотрел
на окружающих слезящимися глазами, лишенными ресниц. Кругом золоченые
мундиры, фраки, дамы в роскошных нарядах, позади теснился простой народ.
По выходе из собора папа на паперти простер руки. Толпа всколыхнулась и
стала на колени. Заиграла музыка, раздались колокольный звон и пушечная
пальба.
После благословения папа бросил в народ
индульгенции: бумажки легко закружились в воздухе, и мальчишки
самозабвенно бросились их ловить. Процессия направилась в Ватикан. Вслед
за носилками с папой следовали кардиналы в красных мантиях и монсиньоры
в лиловых, затем папские телохранители в красных мундирах с белыми
султанами, а за ними толпа народа.
— Вы знаете, что нынешнего папу из-за его большого
носа называют Пульчинеллой? — смеясь, обратился Гоголь к Карамзину. —
Вот стихи на него, которые ходят в народе, не любящем папу за то, что он
в прошлом году запретил карнавал:
Oh! questa si ch’é bella!
Proibisce il carnavale Pulcinella!
Но ни красочная сутолока уличной жизни Рима, ни
красота Вечного города, ни ласковое весеннее тепло не сгладили боли
утраты, не смягчили того омертвения, которое охватило Гоголя со смертью
Пушкина. В конце марта он получил письмо Погодина, наполненное скорбными
подробностями, печалью утраты и призывом вернуться в Россию. Оно вновь
возбудило острую боль, вызвало прилив отчаяния и тоски: «Моя утрата всех
больше, — отвечал он Погодину. — Ты скорбишь, как русский, как
писатель, я… я и сотой доли не могу выразить своей скорби. Моя жизнь,
мое высшее наслаждение умерло с ним. Самые светлые минуты моей жизни
были минуты, в которые я творил. Когда я творил, я видел перед собою
только Пушкина. Ничто мне были все толки, я плевал на презренную чернь,
известную под именем публики; мне дорого было его вечное и непреложное
слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все,
что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой
есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна
строка его не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам
моим. Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет
нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою. Теперь этой
награды нет впереди! что труд мой? Что теперь жизнь моя? Ты приглашаешь
меня ехать к вам. Для чего? Не для того ли, чтобы повторить вечную
участь поэтов на родине!..Для чего я приеду? Не видал я разве дорогого
сборища наших просвещенных невежд? Или я не знаю, что такое советники,
начиная от титулярного до действительных тайных?..»
Эта горечь утраты мешала работать. Поэма не
двигалась. Самое обращение к ней казалось невозможным. Не напрасно ли он
размахнулся? Не будет ли новым болезненным ударом ее окончание, как это
получилось с его комедией?
Да, он болен, болен тяжело, болезнью, которую не
могут установить доктора, но тем не менее мучительною и серьезной. То
его охватывает испарина, слабость, находит какое-то остолбенение, то он
чувствует острые боли в желудке, в кишечнике. Доктора говорят, что это
все геморроиды! Что нужно лечиться минеральными водами! Но он знает, что
геморроиды не такая болезнь, как другие. Для нее не нужны лекарства,
следует обращать внимание только на климат и образ жизни. В России и
даже в Париже ему все время было холодно, сыро. Лишь благодетельный
климат Италии ему полезен и спасителен!
В Риме жизнь стоила недорого. Но и для нее нужны
были средства. А у Гоголя они кончались. Длительные переезды, пребывание
в Париже, ссуды Саше Данилевскому, порхавшему по европейским столицам и
курортам, — привели к полному оскудению и без того тощий кошелек
писателя. Гоголь привык к нужде, привык к всегдашней нехватке денег. Но
сейчас безденежье означало возвращение в Россию или новое обращение к
помощи друзей… Главное же — оно прерывало его работу над поэмой. А тут
еще болезнь, необходимость лечения и, следовательно, новых расходов.
Он вспомнил о друге, своем и друге Пушкина, —
Василии Андреевиче, который не раз его уже выручал. Может, он добьется
субсидии, пенсии, единовременного пособия? И Гоголь написал Жуковскому
сразу же по приезде в Рим: «Меня страшит мое будущее. Здоровье мое,
кажется, с каждым годом становится плоше и плоше. Я был недавно очень
болен, теперь мне сделалось немного лучше. Если и Италия мне ничего не
поможет, то я не знаю, что тогда уже делать. Я послал в Петербург за
последними моими деньгами, и больше ни копейки, впереди не вижу
совершенно никаких средств добыть их. Заниматься каким-нибудь журнальным
мелочным вздором не могу, хотя бы умирал с голода. Я должен продолжать
мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин,
которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор
в священное завещание. Я дорожу теперь минутами моей жизни, потому что
не думаю, чтобы она была долговечна, а между тем… я начинаю верить тому,
что прежде считал басней, что писатели в наше время могут умирать с
голоду. Но чуть ли это не правда. Будь я живописец, хоть даже плохой, я
бы был обеспечен: здесь в Риме около 15 человек наших художников, из
которых иные рисуют хуже моего, они все получают по три тысячи в год.
Поди я в актеры — я бы был обеспечен, актеры получают по десять тысяч
серебром и больше, а вы сами знаете, что я не был бы плохой актер. Но я
писатель — и потому должен умереть с голоду».
Жуковский и на этот раз помог. Он обратился к царю с
просьбой о единовременной субсидии, и через несколько месяцев Гоголь
получил деньги. Это была подачка, но в его обстоятельствах и от подачки
невозможно отказываться. Деньги пришли вовремя. На них можно было еще
год прожить в Риме и поехать лечиться в Баден-Баден, как советовали
врачи. |