1 августа 1818 года в Полтаву въехала обширная
семейная бричка, в которой важно восседали братья Никоша и Иван,
поступавшие в поветовое училище. Василий Афанасьевич и Яким сопровождали
мальчиков. Никоше шел уже десятый, а Ивану девятый год.
Бричка была доверху нагружена изделиями домашней
кухни и солидным запасом продуктов для учителя. Василий Афанасьевич еще
раз в уме сверил список Сорочинского, потребовавшего за пансион и
обучение не только денежной мзды, но и плодов сельского хозяйства: «6
четвертей ржаной муки, 6 пшеничной, гречаной 12 мерок, пшена 6 мерок,
гречаных круп 6 мерок, 1 бочонок огурцов, меду 10 фунтов, сала полтора
пуда, масла полпуда…» Все уже отправлено на телеге, ничего не забыто.
Проехав деревянный мост через полноводную Ворсклу,
экипаж поднялся по Крестовоздвиженской улице и свернул в один из боковых
переулков. Здесь находилась квартира учителя и его будущих
воспитанников. Когда Никошу освободили от пальто и платков, в которые он
был завернут из опасения простуды, то из брички вышел тщедушный
некрасивый мальчик. Щеки и тонкий нос покрыты были красными пятнышками,
уши плотно завязаны пестрым., платком, придававшим его тощей фигурке
комический вид. Вслед за ним с трудом вылез и толстый флегматичный
Ивасик.
Квартира, хотя и в небольшом глинобитном домике,
оказалась достаточно теплой и удобной. Гавриил Максимович уже поджидал
их и уверил Василия Афанасьевича в том, что дети найдут в его лице
нежного и заботливого отца. Учитель был солидный, румяный, плотный
мужчина с мягкими, плавными жестами и чисто выбритым лицом. Василию
Афанасьевичу он внушал полное доверие.
Мальчики остались у Сорочинского, а Василий
Афанасьевич, тяжело вздыхая, отправился обратно в Васильевку. Никоша
стал понемногу привыкать к новым порядкам. Гавриил Максимович оказался
серьезным и дельным педагогом. С утра он уходил на службу и задавал
своим воспитанникам уроки, а по приходе проверял сделанное ими и
объяснял дальнейшее. Приходилось много сидеть дома за уроками. Гулять
тоже было не с кем и негде. Ходить на Ворсклу далеко, да уже становилось
и холодно. По улицам бродить одним неинтересно.
Полтава оказалась одноэтажным, живописно
раскинувшимся на холмах городком с множеством белых домиков с зелеными
ставнями. Около каждого домика имелся свой садик, тротуары были настланы
деревянные. С обрыва горы открывался красивый вид на Ворсклу и
окрестности. Грамматика, арифметика и катехизис, однако, заслоняли и
красивые виды и веселую жизнь улицы. Никоша очень тосковал по родным и
часто, делая уроки, задумывался, становился рассеянным и допускал грубые
ошибки. Гавриил Максимович сердился, поправлял, ворча недовольным
басом: «Мовчок — розбив батько горшок, а як маты два, то нихто незна!»
По прошествии двух недель Сорочинский отписал в Васильевну:
«Милостивый государь Василий Афанасьевич!
Провизию я получил. Гречаную муку отправляю обратно,
потому что пополам с ячною, она для нас не годится. Масло получил
исправно. Сала вместо 1 п. 16 ф! — 1 п. 7 фунтов. Покорнейше вас прошу
приказать отпускать повернее провизию.
Николаша ваш здоров и прилежен. Я и по сие время не
решился еще насчет квартиры. Ищу повыгоднее. Николашу вашего я хочу
иметь в гимназии волонтером, то есть на некоторые предметы не досылать
для того, чтобы он не потерял много времени. Извините, что я мало с вами
знаком, а то мог бы уверить вас, что сын ваш в объятиях дружбы. Просил
вас и теперь прошу, будьте покойны, в противном случае вы лишаете меня
всей охоты трудиться.
Имею честь быть вашим покорнейшим слугою.
Гавриил Сорочинский».
«Объятия дружбы» помогли. Через несколько недель
братьев Гоголей-Яновских приняли, правда, не в гимназию, а в первый
класс поветового училища.
С гордостью явился Никоша на первый урок. Учитель
закона божьего протоиерей отец Георгий в лиловой шелковой рясе и с
большим нагрудным крестом скучно и долго объяснял из катехизиса заповеди
данного богом Моисею. Никоша никак не мог понять заповеди: «Не желай
жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла
его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Зачем желать
жены ближнего? И при чем тут скот? Как-то он спросил об этом батюшку, но
тот рассердился и поставил в журнале длинную и толстую единицу.
Не лучше обстояло дело и с уроками русского языка.
Анастасий Анастасьевич Савинский проходил «российскую грамматику» по
учебнику и читал мальчикам из книги «О должностях человека и
гражданина». Книга эта написана была скучным, тяжелым языком, и
мальчики, ничего в ней не понимая, начинали шалить и возиться. Савинский
же оказался большим любителем тишины и хорошего поведения и терпеть не
мог бойких и беспокойных мальчиков. Поэтому он выходил из себя и ставил
виновных и невиновных перед собой на колени, так что половина класса
стояла на коленях, а другая пускала стрелки, играла в перышки, ожидая
своей очереди.
Особенный трепет внушал ученикам учитель латинского
языка, один кашель которого при его появлении в сенях уже приводил в
ужас весь класс. На кафедре у него всегда лежали два пучка розог.
Виновный в незнании склонения или спряжения, заикаясь, бормотал: «panis,
panem, panis…» — и в то же время спускал штаны, чтобы подвергнуться неминуемому возмездию.
Учение шло поэтому не блестяще, и хотя в разделе
школьной ведомости в графе «Поведение» писалось про Николая
Гоголя-Яновского, «порядочен», однако в других графах оценки были весьма
умеренными. После года обучения в поветовом училище Никоша сообщал
родителям, стремясь как можно меньше их огорчить:
«Дражайшие родители Папинька и Маминька!
Я весьма рад, что узнал о благополучном здравии
вашем. Я поставил для себя первым долгом и первым удовольствием молить
бога о сохранении бесценного для меня здравия вашего. Вакации быстро
приближаются. Я не успел еще окончить всего, следовательно нужно
заняться вакациями, чтобы поспеть с честью во второй класс. Учитель
математики мне необходим.
Если будете в Полтаву сами скоро, то я уверен, что все устроите для моей пользы.
Целую бесценные ручки ваши, имею честь быть с сыновным моим к вам высокопочитанием ваш послушный сын
Николай Гоголь-Яновский»
Гоголю не суждено было перейти во второй класс. Умер
Иван. Болел он недолго. Лежал красный, опухший, с трудом выговаривая
слова. Никошу не пускали к нему в комнату. Приходили доктора, они долго
осматривали больного, прописывали какие-то микстуры и быстро уходили,
получив вознаграждение за визит. Приехал расстроенный Василий
Афанасьевич. Но ничего не помогало. Огненный жар не спадал, и Иван умер.
Никоша увидел его уже в гробу: похудевшего, желтого, как из воска, со
сложенными на груди беспомощными руками и спокойным, как бы задумавшимся
лицом. Он вскрикнул от тоски и ужаса и упал на пол. Как похоронили
Ивана, он не помнил, придя в себя лишь в Васильевке, когда мать гладила
его волосы и лицо своими нежными пальцами.
Перед глазами Никоши все время стояло лицо мертвого Вани. Никоша не захотел возвращаться в Полтаву и остался дома.
Так кончилось детство. Начиналась юность. |