«Ревизор» продолжал идти на петербургской сцене,
вызывая возмущенные суждения привилегированных зрителей партера и бурное
одобрение демократических зрителей галерки. Цензор А. В. Никитенко,
принадлежавший к числу тех чиновников, которые позволяли себе втайне
сомневаться в непогрешимости правительственных мероприятий, записал в
своем дневнике: «Многие полагают, что правительство напрасно одобряет
эту пьесу, в которой оно так жестоко порицается. Я виделся вчера с
Гоголем. Он имеет вид великого человека, преследуемого оскорбленным
самолюбием. Впрочем, Гоголь действительно сделал важное дело.
Впечатление, производимое его комедией, многое прибавляет к тем
впечатлениям, которые накопляются в умах от существующего у нас порядка
вещей».
«Ревизор» вызвал резкие нападки реакционной критики.
На страницах булгаринской «Северной пчелы» появились ругательные
статьи, в которых заявлялось, что «на злоупотреблениях административных
нельзя основывать настоящей комедии. Надобны противоположности и
завязка, нужны правдоподобие, натура, а ничего этого нет в «Ревизоре».
Этой газетенке, которую так любил читать высеченный поручик Пирогов,
вторил на страницах «Библиотеки для чтения» О. Сенковский, известный
своей беспринципностью. Бывший арзамасец, ставший правительственным
чиновником и воинствующим реакционером, Ф. Вигель, даже не повидав и не
прочитав пьесы, в письме к М. Загоскину дал волю своей злобе: «Читали ли
вы сию комедию? Видели ли вы ее? Я ни то, ни другое, но столько о ней
слышал, что могу сказать, что издали она мне воняла. Автор выдумал
какую-то Россию и в ней какой-то городок, в который свалил он все
мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь:
сколько накопил плутней, подлостей, невежества!»
Лишь молодой Белинский, редактировавший в это время в
Москве журнал «Молва», выступил на защиту «Ревизора», поместив в
«Молве» статью, в которой дана была верная оценка комедии. В статье
указывалось, что публика делится на два разряда и что «так называемой
лучшей публикой «высшего тона», «богатой, чиновной, выросшей в
будуарах», «Ревизор» мог быть принят только враждебно. «Мы невольно
думали, — писал критик, — вряд ли «Ревизор» им понравится, вряд ли они
поверят ему, вряд ли почувствуют наслаждение видеть в натуре эти лица,
так для нас страшные, которые вредны не потому, что сами дурно свое дело
делают, а потому, что лишают надежды видеть на местах своих достойных
исполнителей распоряжений, направленных к благу общему».
Гоголь не услышал этих сочувственных голосов,
принадлежавших молодым, демократическим силам, только-только
появлявшимся в тогдашнем обществе, Круг его знакомств и наблюдений был
ограничен. На него произвели тяжелое, угнетающее впечатление злобные
выпады против его пьесы всяческих тряпичкиных и держиморд. Он не
предполагал, что его сочтут разрушителем основ, а комедию воспримут как
разоблачение всей общественной системы. Ведь он вовсе не покушался на
ниспровержение этого прогнившего строя, он думал, что его комедия
поможет правительству в борьбе с злоупотреблениями, будет способствовать
улучшению общества без насильственных изменений и потрясений!
«Ревизор» должен был пойти и на московской сцене.
Щепкин, узнав о премьере в Петербурге, горячо принялся за осуществление
постановки в Москве, взяв на себя роль городничего. Он написал Гоголю,
прося его приехать в Москву и самому дать указания актерам. Однако
Гоголь, оскорбленный и измученный встречей, оказанной «Ревизору» в
Петербурге, отказался приехать и в взволнованном письме к Щепкину излил
накипевшую на душе горечь. «Делайте, что хотите, с моей пьесой, — писал
он, — но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как
хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все
против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет
ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях.
Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня…
Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак
истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия.
Воображаю, что же было бы, если бы я взял что-нибудь из Петербургской
жизни, которая мне более и лучше теперь знакома, нежели провинциальная».
25 мая 1836 года в Москве состоялось первое
представление «Ревизора», и Щепкин в роли городничего создал
убедительный и правдивый образ гоголевского персонажа.
Постановка «Ревизора» в Москве со Щепкиным в роли
городничего вызвала восторженный отклик в «Молве». Критик, скорее всего
сам Белинский, писал о том, что на Гоголя возлагаются большие надежды:
«Его оригинальный взгляд на вещи, его уменье схватывать черты
характеров, налагать на них печать типизма, его неистощимый юмор — все
это дает нам право надеяться, что театр наш скоро воскреснет, скажем
более — что мы будем иметь свой национальный театр, который будет нас
угощать не насильственными кривляньями на чужой манер, не заемным
остроумием, не уродливыми переделками, а художественным представлением
нашей общественной жизни; что мы будем хлопать не восковым фигурам с
размалеванными лицами, а живым созданиям с лицами оригинальными,
которых, увидевши раз, никогда нельзя забыть. Да, г. Гоголю предлежит
этот подвиг, и мы уверены, что он в силах его выполнить. Посмотрите,
какие толпы хлынули на его комедию, посмотрите, какая давка у театра,
какое ожидание на лицах!»
За билеты платили вдвое и втрое, народ толпился
возле театра, ждали, что приедет автор, но Гоголь в это время уже
собирался за границу и в Москву не приехал.
Он никуда не показывался, заперся у себя в квартире,
пытаясь разобраться в случившемся. Ведь он честно выполнил свой долг
писателя, а его травят и поносят на каждом углу?
Дом в Яновщине. Гоголь и его сестра Е. В. Быкова слушана бандуриста. Картина художника В. А. Волкова.
«Ревизор». Рисунок художника Савицкого.
Дом, где в Риме жил Гоголь
Гоголь на вилле 3. Волконской. Рим. Рисунок В Жуковского.
Свои раздумья Гоголь поведал в письме к Погодину:
«Не сержусь, что бранят меня неприятели литературные, — писал он ему
через месяц после премьеры, — продажные таланты, но грустно мне это
всеобщее невежество, движущее столицу, грустно, когда видишь, что
глупейшее мнение ими же опозоренного и оплеванного писателя действует на
них же самих и их же водит за нос. Грустно, когда видишь, в каком еще
жалком состоянии находится у нас писатель. Все против него, и нет
никакой сколько-нибудь равносильной стороны за него. «Он зажигатель! Он
бунтовщик!» И кто же говорит? Это говорят люди государственные, люди
выслужившиеся, опытные, люди, которые должны бы иметь на сколько-нибудь
ума, чтоб понять дело в настоящем виде… Сказать о плуте, что он плут,
считается у них подрывом государственной машины; сказать какую-нибудь
только живую и верную черту — значит в переводе опозорить все сословие…»
Гоголь не понимал, что страх и ненависть реакционных кругов были вполне
обоснованы, так как его комедия действительно подрывала государственную
машину. Он сам не сознавал подлинного значения своего творчества, всей
его разрушительной, революционной силы.
У Гоголя созрела мысль оставить Петербург, уехать за
границу и там спокойно, не волнуясь, продумать случившееся и продолжить
работу над «Мертвыми душами», которая в обстановке поднявшегося шума не
продвигалась. «Прощай, — заканчивал он письмо к Погодину. — Еду
разгулять свою тоску, глубоко обдумать свои обязанности авторские, свои
будущие творения и возвращусь к тебе, верно, освеженный и обновленный».
Надо было все подготовить к отъезду. Устроить
запущенные дела. 2 500 рублей, полученные за «Ревизора», пошли на уплату
долгов и покупку подарков матери и сестрам. Приходилось опять
обращаться к займам, просить в долг у Жуковского. В письме к матери он
сообщал, что предполагает пробыть за границей не более года. Он щедро
оделил Якима и даже предложил дать ему вольную и отправил в Васильевку с
подарками матери и сестрам. Здесь были и витепажеский ситец на платье
матери, и шляпки, и платья для сестер, и книги, в том числе «Ревизор», и
виды Невского проспекта.
В комнатах стало как-то особенно неуютно и пусто.
Хорошо еще, что наведывались друзья. Ему удалось уговорить ехать вместе с
ним за границу Данилевского, с которым он почти семь лет тому назад
приехал в Петербург.
Высокий и стройный Саша Данилевский в свои двадцать
шесть лет был по-прежнему легкомыслен и ни о чем не задумывался. Он уже
сменил немало специальностей и должностей. Приехав с Гоголем в
Петербург, Данилевский поступил в школу гвардейских подпрапорщиков,
через год он бросил школу и отправился служить на Кавказ. Но и Кавказ
скоро ему надоел, и он возвратился в столицу, поступив на службу в
канцелярию министерства внутренних дел. Однако теперь и канцелярия уже
успела ему наскучить, и он с превеликой охотой согласился поехать с
Гоголем за границу.
Незадолго перед отъездом зашел попрощаться Пушкин.
Семья его была на даче на Каменном острове, и он появлялся в городе
редко. Жизнь его была омрачена сплетнями, ходившими по городу. Говорили,
что за его женой ухаживает красавец кавалергард, французский эмигрант
Дантес. Эти слухи волновали и ожесточали Пушкина, оскорбленного
недостойными подозрениями. Войдя в маленькую, разделенную перегородкою
переднюю, Пушкин снял перчатки и положил цилиндр на край комода. Гоголь
радостно приветствовал друга и сразу стал рассказывать о своих делах, о
предполагаемой поездке за границу.
Уже темнело. Пушкин сел на диван, Гоголь — около него на стуле.
— Я устал душой и телом, — жаловался Гоголь. —
Клянусь, никто не знает и не слышит моих страданий. Бог с ними со всеми;
мне опротивела моя пьеса. Я хотел бы убежать теперь бог знает куда, и
предстоящее мне путешествие, пароход, море и другие, далекие небеса
могут одни только освежить меня.
Пушкин внимательно слушал. Он не останавливал жалоб,
не уговаривал его, понимая ту внутреннюю муку и душевное смятение,
которые охватили Гоголя.
Ему самому были близки эти чувства. Конфликт со
светским кругом становился все острее и напряженнее. Он собирался
покинуть Петербург и поселиться в деревне, разделяя отвращение к
обществу столицы, охватившее Гоголя.
На прощание он попросил прочесть законченные главы
«Мертвых душ». Гоголь сначала отказывался, но, наконец, сдался на его
просьбы. Он достал из конторки большую тетрадь и начал: «В ворота
гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная
небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники,
штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом,
все те, которых называют господами средней руки…» Дальше Гоголь читал,
как Чичиков въехал в гостиницу губернского города, как пленил он своими
манерами губернский чиновничий Олимп, как отправился он в объезд
окрестных помещиков, рассчитывая приобрести за сходную цену «мертвые
души»… Закончены были уже две первые главы, и чтение затянулось далеко
за полночь. Свечи догорали и оплывали в медных шандалах, за окном уже
начинало светлеть, когда Гоголь прекратил чтение.
Пушкин молчал. Он неподвижно сидел на диване и
становился все сумрачнее и сумрачнее, а под конец сделался совершенно
мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом, полным тоски:
— Боже, как грустна наша Россия!
Гоголь попробовал его разуверить. Говорил, что это
все карикатура, его собственная выдумка. Пушкин молча обнял его и
попрощался. Гоголь вышел на лестницу и в предрассветной мгле смотрел,
как медленно, задумавшись, сходил вниз Пушкин, опираясь на палку. Это
была их последняя встреча.
Пушкин не смог прийти проводить Гоголя в гавань.
Вместо него пришел его ближайший друг Петр Андреевич Вяземский. С
сестрами Гоголь уже простился в Патриотическом институте. Вяземский
привез рекомендательные письма и приветы от Пушкина и Жуковского. На
пирсе было много народу. Данилевского провожали какие-то веселые офицеры
и нарядные и не менее веселые дамы. Вокруг него звенели шпоры,
раздавался смех, выкрикивались дружеские и смешные пожелания. Гоголь
отошел на край пристани и вполголоса разговаривал с Вяземским. Он просил
его передать привет и добрые пожелания Пушкину и Жуковскому.
— Нынешнее удаление мое из отечества, — с
торжественной значительностью сказал он, — послано свыше… Это великий
перелом, великая эпоха моей жизни. Знаю, что мне много встретится
неприятного, что я буду терпеть и недостаток и бедность, но ни за что на
свете не возвращусь скоро.
Пароходный гудок возвестил приготовление к отплытию.
Гоголь, обнявшись с Вяземским, по трапу перешел на пароход. Долго еще
на палубе виднелась его тонкая, птичья фигура, обращенная к
скрывавшемуся за кормой, призрачному в дымке морского тумана Петербургу. |