Вторник, 28.09.2021, 17:33

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ


ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЕСЕНИН

Поэма С. Есенина «А н н а С н е г и н а»
10.09.2012, 20:00

Поэма С. Есенина «А н н а С н е г и н а» — одно из лучших произведений поэта, где отчетливо проступает лирическое начало. Обратив внимание школьников на лиризм поэмы, учитель остановится на характеристике ее жанрового своеобразия. Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. И действительно, судьбы героев Сергея и Анны (лирическая линия в «Анне Снегиной») обусловливаются событиями классовой борьбы и революции (эпическое повествование). И в то же время раскрывается сложный мир ее главного героя, от лица которого и ведется рассказ. Повествование о «суровых, грозных годах» органично соединяется с историей жизни рассказчика. Без нее перед нами были бы лишь отдельные разрозненные зарисовки, не составляющие целостной картины.

Опираясь ка свои впечатления от поездок в родное село Константиново в 1917—1918 годах, Есенин создал произведение, в котором отразилось характерное, типичное для событий суровых лет, в котором реальные факты, преобразованные творческим воображением, естественно сочетаются с художественным вымыслом.

В этом отношении интересно рассмотреть образ рассказчика — главного героя поэмы. Анализируя текст произведения, десятиклассники, уже знакомые с биографией Есенина, с помощью учителя могут найти те отступления от биографической основы, которые допускает автор «Анны Снегиной», и подумать, с какой целью оп это делает. известно, что Есенин, призванный в 1916 году на военную службу, проходил ее в санитарном поезде, потом дезертировал из армии Керенского. Так что воевать с оружием в руках ему не пришлось. Однако герой «Анны Снегиной» говорит о себе как об активном участнике войны. Есенин понимает, что на читателей более сильное впечатление произведет слово именно фронтовика, противопоставленного «тыловым» купцам и знати, убедительнее будет осуждение несправедливой империалистической войны.

В юности Есенин был влюблен в молодую помещицу Л. И. Кашину, в то время уже замужнюю женщину, мать двоих детей. Герой поэмы вспоминает о той, которой было тогда, как и ему, шестнадцать лет. Конечно, любовь шестнадцатилетних, только вступающих в жизнь молодых людей трогает своей непосредственностью, нежностью, чистотой.

События, описанные в основной части поэмы «Анна Снегина», происходили в 1917 году. Тогда же герой поэмы говорит Анне о своих стихах «про кабацкую Русь», а она называет его «знаменитым поэтом», вспоминает о его дебошах, «известных по всей стране». Мы же знаем, что годы широкой известности Есенина, так же, как и время написания «Москвы кабацкой»,— это уже иной период, начало 20-х годов. Такое хронологическое смещение помогает представить сложный внутренний мир поэта, в душе которого живут различные, нередко противоречивые чувства.

Анализируя в классе есенинскую поэму, уместно подчеркнуть, что поэт намного глубже, чем в своих ранних стихах, постиг сущность Октябрьской революции и ее значение для русской деревни. Столкновение криушан и радовцев — свидетельство острой классовой борьбы, развернувшейся па селе. Прислушиваясь к голосам, раздающимся на «мужицкой» сходке, мы узнаем, чем интересуются крестьяне-бедняки. Они хотят знать, «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ», толкуют о новых законах, спрашивают, «что нового в Питере слышно».

Для Есенина, поэта-лирика, значительным достижением явилось создание ярких, индивидуализированных образов крестьян. Это прежде всего относится к образу Прона Оглоблина. Обращаясь к тексту поэмы, учащиеся охарактеризуют его как активного защитника интересов крестьянской бедноты (вступившись за криушан, рубивших лес, он убил старшину и попал в Сибирь). Смелый и энергичный, резкий и грубоватый, Прон беспощадно «костит» своих односельчан за их пассивность и нерешительность.

С событиями революционных лет связано все, что происходит в поэме. Отсвет этих событий постоянно ощущается и во встречах героя поэмы с Анной Снегиной. Вполне понятно, почему разошлись пути поэта, сочувствовавшего революционно настроенным крестьянам, и помещицы, лишившейся имения, потерявшей на фронте мужа-офицера. В ранней юности она не ответила взаимностью крестьянскому мальчишке именно потому, что этим поступком могла обидеть «с старыми взглядами... мать». О многом говорит читателю письмо Анны из-за границы. «Вверяя бумаге грусть своих слов», она вспоминает о родных местах, о знакомых, далеких теперь людях. Ставшая эмигранткой, Анна не может не признать растущего могущества Советской страны. И тем острее тоска по утраченной родине, воспоминания о первой любви.

Нежные чувства пробуждаются и в душе героя поэмы, увидевшего несколько лет спустя «девушку в белом» — Анну Снегину. У него уже нет прежних чувств. Но все же приятно вспомнить о прекрасном — о чистой, искренней любви!

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас,

— такими строками завершается в поэме рассказ об одной из встреч поэта с Анной. Вот это «что-то прекрасное», что живет в душе каждого человека, привлекает и трогает читателей. Пейзажные зарисовки помогают понять настроения поэта и естественно переходят в его размышления о себе, о событиях окружающей жизни. Ранним утром герой с радостным чувством приветствует наступающий день. Открывшаяся перед его взором «прекрасная земля» — полный контраст с теми уродствами и невзгодами, которые несет человеку безжалостная, несправедливая война.

Категория: ЕСЕНИН | Добавил: admin
Просмотров: 1213 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2021 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0