Поэма С. Есенина «А н н а С н е г и н а» — одно из
лучших произведений поэта, где отчетливо проступает лирическое начало. Обратив
внимание школьников на лиризм поэмы, учитель остановится на характеристике ее
жанрового своеобразия. Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой.
И действительно, судьбы героев Сергея и Анны (лирическая линия в «Анне
Снегиной») обусловливаются событиями классовой борьбы и революции (эпическое повествование).
И в то же время раскрывается сложный мир ее главного героя, от лица которого и
ведется рассказ. Повествование о «суровых, грозных годах» органично соединяется
с историей жизни рассказчика. Без нее перед нами были бы лишь отдельные
разрозненные зарисовки, не составляющие целостной картины.
Опираясь ка свои впечатления от поездок в родное
село Константиново в 1917—1918 годах, Есенин создал произведение, в котором
отразилось характерное, типичное для событий суровых лет, в котором реальные
факты, преобразованные творческим воображением, естественно сочетаются с
художественным вымыслом.
В этом отношении интересно рассмотреть образ
рассказчика — главного героя поэмы. Анализируя текст произведения,
десятиклассники, уже знакомые с биографией Есенина, с помощью учителя могут найти
те отступления от биографической основы, которые допускает автор «Анны
Снегиной», и подумать, с какой целью оп это делает. известно, что Есенин,
призванный в 1916 году на военную службу, проходил ее в санитарном поезде,
потом дезертировал из армии Керенского. Так что воевать с оружием в руках ему
не пришлось. Однако герой «Анны Снегиной» говорит о себе как об активном
участнике войны. Есенин понимает, что на читателей более сильное впечатление
произведет слово именно фронтовика, противопоставленного «тыловым» купцам и знати,
убедительнее будет осуждение несправедливой империалистической войны.
В юности Есенин был влюблен в молодую помещицу Л.
И. Кашину, в то время уже замужнюю женщину, мать двоих детей. Герой поэмы
вспоминает о той, которой было тогда, как и ему, шестнадцать лет. Конечно,
любовь шестнадцатилетних, только вступающих в жизнь молодых людей трогает своей
непосредственностью, нежностью, чистотой.
События, описанные в основной части поэмы «Анна
Снегина», происходили в 1917 году. Тогда же герой поэмы говорит Анне о своих
стихах «про кабацкую Русь», а она называет его «знаменитым поэтом», вспоминает
о его дебошах, «известных по всей стране». Мы же знаем, что годы широкой
известности Есенина, так же, как и время написания «Москвы кабацкой»,— это уже
иной период, начало 20-х годов. Такое хронологическое смещение помогает
представить сложный внутренний мир поэта, в душе которого живут различные,
нередко противоречивые чувства.
Анализируя в классе есенинскую поэму, уместно
подчеркнуть, что поэт намного глубже, чем в своих ранних стихах, постиг
сущность Октябрьской революции и ее значение для русской деревни. Столкновение
криушан и радовцев — свидетельство острой классовой борьбы, развернувшейся па
селе. Прислушиваясь к голосам, раздающимся на «мужицкой» сходке, мы узнаем, чем
интересуются крестьяне-бедняки. Они хотят знать, «отойдут ли крестьянам без
выкупа пашни господ», толкуют о новых законах, спрашивают, «что нового в Питере
слышно».
Для Есенина, поэта-лирика, значительным
достижением явилось создание ярких, индивидуализированных образов крестьян. Это
прежде всего относится к образу Прона Оглоблина. Обращаясь к тексту поэмы,
учащиеся охарактеризуют его как активного защитника интересов крестьянской
бедноты (вступившись за криушан, рубивших лес, он убил старшину и попал в Сибирь).
Смелый и энергичный, резкий и грубоватый, Прон беспощадно «костит» своих
односельчан за их пассивность и нерешительность.
С событиями революционных лет связано все, что
происходит в поэме. Отсвет этих событий постоянно ощущается и во встречах героя
поэмы с Анной Снегиной. Вполне понятно, почему разошлись пути поэта,
сочувствовавшего революционно настроенным крестьянам, и помещицы, лишившейся
имения, потерявшей на фронте мужа-офицера. В ранней юности она не ответила
взаимностью крестьянскому мальчишке именно потому, что этим поступком могла
обидеть «с старыми взглядами... мать». О многом говорит читателю письмо Анны
из-за границы. «Вверяя бумаге грусть своих слов», она вспоминает о родных
местах, о знакомых, далеких теперь людях. Ставшая эмигранткой, Анна не может не
признать растущего могущества Советской страны. И тем острее тоска по
утраченной родине, воспоминания о первой любви.
Нежные чувства пробуждаются и в душе героя поэмы,
увидевшего несколько лет спустя «девушку в белом» — Анну Снегину. У него уже
нет прежних чувств. Но все же приятно вспомнить о прекрасном — о чистой,
искренней любви!
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас,
— такими строками завершается в поэме рассказ об
одной из встреч поэта с Анной. Вот это «что-то прекрасное», что живет в душе
каждого человека, привлекает и трогает читателей. Пейзажные зарисовки помогают
понять настроения поэта и естественно переходят в его размышления о себе, о
событиях окружающей жизни. Ранним утром герой с радостным чувством приветствует
наступающий день. Открывшаяся перед его взором «прекрасная земля» — полный
контраст с теми уродствами и невзгодами, которые несет человеку безжалостная,
несправедливая война. |