Задача учителя — раскрыть наиболее сильные стороны
Есенина, показать то, что делает его поэтом большого масштаба, обогатившим
русскую и мировую поэзию. Изучая сложный, противоречивый жизненный и творческий
путь Есенина, десятиклассники поймут, насколько трудным был порой переход от
старого к новому. Стихи чуткого, нежного лирика свидетельствуют об эволюции его
взглядов, о том, как поэт, порою сложно, шел к пониманию социальных перемен.
Есенин горячо любил Россию. Патриотизм поэта проявляется в его пейзажной
лирике, в отношении к родному селу, отчему дому, матери. Находясь за границей,
он трезво оценил буржуазную культуру Западной Европы и США и «еще больше
влюбился в коммунистическое строительство» у поэта, так любившего все русское,
не было чувства национальной ограниченности (см. « Персидские мотивы а, «На
Кавказе», «Поэтам Грузии», «Баллада о двадцати шести», «Пугачев»).
Нам представляется целесообразным следующее
распределение материала по урокам: 1-й урок. Жизненный и творческий путь
Есенина. 2-й и З-й уроки. Лирические стихотворения. 4-й урок. Поэма «Анна
Снегина». Значение Есенина в развитии советской поэзии. В собрании сочинений
Есенина, а также в книгах Е. Наумова, П. Юшика, И. Шпейдера помещено много
фотографий, которые можно использовать в качестве иллюстраций к рассказу о
жизненном и творческом пути поэта. Лучше всего, если учитель найдет возможность
сделать фотокопии (слайды). На уроке могут быть использованы и отдельные кадры
из диафильмов «Сергей Есенин» и «Раздумья о Сергее Есенине».
Рассматривая биографию Есенина, нужно подробнее остановиться
на тех событиях из жизни поэта, которые вызвали у него мучительное переживание
своего разлада с новой действительностью.
Основную «нагрузку» на этом уроке возьмет па себя учитель. В его рассказ
можно включить небольшие сообщения учащихся.
С присущей поэту прямотой и правдивостью он писал
В автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал
все по-своему, с крестьянским уклоном». Поэт не стоял в стороне от
революционных событий. В ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое
отечество в опасности» он записался в боевую дружину. Совместно с М.
Герасимовым и С. Клычковым Есенин написал слова «Кантаты», которая исполнялась
при открытии мемориальной доски на Кремлевской стене в честь героев, павших в борьбе
за Октябрьскую революцию. В нескольких произведениях 1917—1918 гг. поэт славит
революцию, отражает в космических образах ее вселенский размах. II все же
Есенину трудно было понять сущность и задачи пролетарской революции. Недаром он
признавался, что принимал ее «по-своему, с крестьянским уклоном». Значительная
часть русского крестьянства приветствовала революцию, так как она
избавляла мужика от помещичьей кабалы, давала
землю и возможность трудиться. В то же время некоторые крестьяне испытывали
страх перед «железным», «машинным» городом, который, казалось им, может
разрушить старую деревню с привычным укладом жизни. Такого рода настроения
отразились и в поэзии Есенина. «Стальная конница», «электрический восход,
ремней и труб глухая хватка»— все это кажется Есенину воплощением враждебной,
губительной силы, от которой деревня никуда не скроется. «Оттого-то... соломой
пропахший мужик захлебнулся лихой самогонкой».
Иного выхода не видел тогда и сам поэт. «С того и
мучаюсь, что не пойму — куда несет нас рок событий», «И я склонился над
стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном»,— писал он
позже в «Письме к женщине». Не понимая смысла происходящих социальных перемен,
Есенин сбивался с выбранного им пути. Так появляется цикл «Москва кабацкая».
Думается, учителю следует кратко охарактеризовать стихотворения этого цикла, не
оставлять юных читателей наедине с возникшими вопросами. О настроении автора
«Москвы кабацкой» даст представление стихотворение «Да! Теперь решено. Без
возврата...» Навсегда расстался поэт со старой жизнью. И хотя он признается в
своей любви к городу с его золотыми куполами, но город не предвещает ему
ничего, кроме бесславной гибели («На московских изогнутых улицах умереть,
знать, судил мне бог»). Старое и новое в стихах Есенина — это не только
деревенская тишина и городской шум. Это привычный патриархальный уклад жизни и
то новое, неизвестное, что идет ему на смену. Оторвавшись от старого и не
пристав к новому, поэт почувствовал себя «в узком промежутке». Лирический герой
пытается отвлечься от тяжелых мыслей и старается найти забвение в хмельном
угаре. Появляется только злость оттого, что нет настоящего счастья. Отсюда
умышленная грубость, нарочитый цинизм в обращении к женщине, оказавшейся
случайной спутницей. («Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», «Пой же, пой. На
проклятой гитаре...»), В нескольких стихотворениях Есенин говорил о любви,
которая могла бы принести ему счастье. Захватывает читателя своей
взволнованностыо, силой чувства стихотворение «Заметался пожар голубой.. . »
Поражает чистое, целомудренное отношение к женщине: «Мне бы только смотреть на
тебя, видеть глаз злато карий омут», «Только б тонко касаться руки и волос
твоих цветом в осень».
Многие стихотворения «Москвы кабацкой» построены
как разговор с собеседницей, любимой женщиной. Той, которая могла бы стать
верным другом и спутницей в жизни, поэт хочет рассказать о том, что его больше
всего волнует: о пре- образованиях в стране и о своем отношении к новой жизни в
России:
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
В последующих произведениях «Возвращение на
родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы» и др.) Есенин будет
стремиться «постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь».
В отдельном издании книги «Москва кабацкая» (1924)
Есенин поместил «Стихотворение как заключение» — «Не жалею, не зову, не
плачу...». Тончайшие душевные переживания, сложные чувства и мысли об уходящей
молодости выражены в очень нежных, эмоционально волнующих образах: «белых
яблонь дым», «увяданья золото», «на розовом коне», «буйство глаз и половодье
чувств». Грустные размышления поэта словно уравновешиваются философски-мудрой
концовкой:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В этом благословении проявляется та огромная
«любовь ко всему живому в мире» (М. Горький), которой проникнута поэзия Есенина.
В автобиографии (июнь 1924 г.) Есенин писал:
«...мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое
творчество еще впереди». Но путь поэта не был прямым и ровным. Он шел вперед,
«скользя и падаю». На общем настроении Есенина сказывались мучившие его мысли о
неверно прожитых годах, острота литературной борьбы, неудовлетворенность личной
жизнью, прогрессирующая болезнь. Не отбыв срока лечения в московской
психиатрической лечебнице, он уехал в Ленинград и там в состоянии депрессии
ночью 28 декабря 1925 года покончил с собой. После трагической гибели поэта
появилось слово «есенинщина». Так называли тогда упадочнические настроения
среди части молодежи, «подогреваемые» наиболее мрачными стихотворениями
Есенина. «Ставить знак равенства между всем упадочничеством и Есениным,—
говорил Маяковский,— бессмысленно» .
Второй и третий уроки посвящаются изучению лирики
Есенина. Приемлема эвристическая беседа, монтаж из стихотворений, песен,
воспоминаний о поэте, сообщения учащихся, выполнявших исследовательские
задания.
Горький характеризовал Есенина как «романтика и
лирика, влюбленного в поля я леса, в свое деревенское небо, в животных я цветы.
Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной
жизни, рассказать о простой ее красоте». «Восторженной любовью» к родному краю
продиктованы поэтические средства Есенина в пейзажных стихотворениях. В
обычных, ничем не примечательных картинах природы он находит самое прекрасное,
нежное, привлекательное. Это можно видеть уже в первом опубликованном в печати
стихотворении «Береза». Блеск, серебро, золотой огонь, белая бахрома создают
живописную зарисовку ясного, тихого, морозного дня. У Есенина, как и в
произведениях устного народного творчества, природа олицетворяется, действует
как живое, близкое существо. ( См., например, стихотворение «С добрым утром»).
Воспевание родной природы, упоение ее красотой
соседствует в поэзия Есенина с таким же восторженным восприятием радостей
земного бытия. Чистым, целомудренным чувством проникнуто стихотворение «Не
бродить, не мять в кустах багряных. . . » — одно из лучших произведений ранней
лирики Есенина. «Отоснилась ты мне навсегда»,— говорит поэт о девушке, которую
когда-то любил. Прежнее чувство ушло безвозвратно в прошлое («отоснилась», «имя
растаяло»). Но навсегда осталась она в памяти как светлая тайна, как песня, как
мечта. Нежный облик любимой неотделим от прекрасной природы. Красота девушки
сравнивается с алым соком ягоды, с розовым закатом, с лучистым снегом. У нее
сноп волос овсяных, зерна глаз, запах меда от невинных рук. Поэтому о ней
«шепчет синий вечер», о ней слышен «говор кроткий» «водяных поющих с ветром
сот». II воспоминания о любимой возникают именно тогда, когда особенно заметна
красота окружающей природы.
Нежные, волнующие стихи писал Есенин о животных,
которые у него часто бывают по-человечески мыслящими и страдающими. («Корова»,
«Песнь о собаке», «Лисица»). Нельзя не проникнуться глубоким сочувствием к
несчастной собаке, у которой хозяин отобрал щенят. Горький вспоминал, как
Есенин читал «Песнъ о собаке». «И когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
— на глазах его тоже сверкнули слезы». «Я сказал
ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренностью
пишет о животных.. .»
С такой же силой и нежностью писал Есенин о «братьях
наших меньших» и в других стихотворениях. Об истории создания одного из них —
«Собаке Качалова» — интересно будет послушать сообщение заранее подготовленного
ученика. Материал можно найти в воспоминаниях В. И. Качалова «Встречи с
Есениным». В 1929 году В. И. Качалов вспоминал: «Поднимаюсь по лестнице и слышу
радостный лай Джима.. . Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже по-
знакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной
рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском
приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал,
стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. . . «Да
постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все
время лезешь целоваться»,— бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой» . Через несколько дней в
отсутствие Качалова (рассказывали ему домашние) заходил Есенин. «у Есенина на
голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел
к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, по так как акт
вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз».
«ПИСЬМО
МАТЕРИ»
Остановимся на стихотворении «П и с ь м о м а т е р и». Б. С. Локшина справедливо
пишет: «Сколько бы мы ни рассказывали о крестьянском происхождении Есенина, о
его любви к родной деревне, Родине, близким ему людям и людям вообще,— мы не
добьемся того эффекта воздействия на чувства ребят, какой достигается благодаря
бесхитростному рассказу матери поэта». Уже первое чтение стихотворения должно
оказать на учащихся эмоциональное воздействие, вызвать сопереживание. Предложим
ученикам вопросы, которые помогут им понять настроение поэта и вместе с тем
разобраться в своих чувствах и впечатлениях. Как переданы в стихотворении
чувства матери? Найдите обращения к матери. Из каких слов еще можно узнать об
отношении к ней поэта? Как относится поэт к родному дому? Как смотрит на свое
прошлое п настоящее?
Чувства матери и ее тревога за сына раскрываются
во второй и третьей строфах. Своей тревогой мать не делится пи с кем, таит ее в
себе. И сына она не беспокоит своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее
переживаниях от кого-то другого («Пишут мне...». И то, что она выходит «в
старомодном ветхом шушуне», заметно лишь со стороны).
Нежный, любящий сын высказывает матери самые
лучшие пожелания: «Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный
свет». Он просит мать: «родная, успокойся», «забудь же про свою тревогу», «не
грусти». И самое лучшее, чем он может ее успокоить,— это рассказать о своей
жизни, а еще лучше — приехать домой.
Любовь и нежность к матери сочетаются у Есенина с
такой же любовью к своему краю, к родительскому дому. Воспоминания о нем вызывают
нежные слова. Любовное отношение к родному дому проявляется в подборе слов с
ласкательными суффиксами: избушка, низенький наш дом. И пусть знаменитый поэт
давно уже живет в городе, для него по-прежнему остаются своими «наш дом», «наш
сад». О любви к родным местам, пожалуй, наиболее убедительно свидетельствует
признание поэта: и мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Тишина и покой, окружающие родной дом,
противопоставляются беспокойной, мятежной жизни в городе. Все «родное и
близкое» предстает перед глазами поэта как самое желанное и милое сердцу. Над
избушкой матери струится «несказанный свет». Сад вспоминается в пору весеннего
цветения, когда он бывает наиболее привлекательным. Напомним, что в поэзии
Есенина весна обычно сравнивается с пробуждением, с мечтами о новой жизни, с
революцией. («Но ту весну, которую люблю, я революцией великой называю») . В «Письме
матери» обещание возвратиться в родной край именно весной воспринимается как надежда
на возможность качать новую жизнь. Ведь прошлое давно уже «отмечалось», «не
сбылось», «К старому возврата больше нет». Но каким будет новое — неизвестно.
Может быть, это и есть тот «узкий промежуток» между старым и новым, в котором
очутился Есенин?
Разговаривая с матерью, поэт рассказывает о себе
простыми, понятными для нее словами. Вполне уместны здесь просторечные и
диалектные слова (шибко, саданул, в шушуне). В «Письме матери» нет перекосов,
трудно произносимых звуковых сочетаний. Это делает стихотворение плавным,
песенным, роднит его с произведениями народного творчества. Естественная
разговорная интонация, предельная искренность и откровенность поэта придают
стихотворению особую задушевность и вызывают сопереживание, ответный отклик в
душе читателя. Не случайно «Письмо матери», еще при жизни Есенина положенное на
музыку В. Н. Липатовым, стоит в одном ряду с популярными в народе песнями.
После чтения и анализа стихотворения ученики с интересом прослушают «Письмо
матери» в исполнении Н.Сличенко. |