Пятница, 22.11.2024, 22:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ДОСТОЕВСКИЙ

Евангельские мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского
30.08.2012, 12:57

                                                                                         Руку простри над моею темницей,

                                                                                         Господи! Сирую душу мою

                                                                                         Ты осени милосердной десницей!

                                                                                         Господи! Боже! К тебе вопию…

                                                                                          («Молитва узника», В.Кюхельбекер)

  Россия в середине XIX века характеризуется напряженностью и сложностью обстановки. Атмосфера идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе влияла на общество. Развивалась общественная болезнь.

  Многие писатели, создавая свои произведения, предлагали различные пути из сложившегося кризиса. Н.Г. Чернышевский «Что делать?»,  А.И. Герцен «Кто виноват?», И.С. Тургенев со своим взглядом на нового человека в романе «Отцы и дети» и другие. На мой взгляд, в ряду этих точек зрения позиция

Ф.М. Достоевского заслуживает наибольшего внимания, так как он предлагает миролюбивые, гуманные пути выхода из сложившегося положения.   

  Евангельское слово – это кладезь богопознания и тысячелетней мудрости,  нравственного опыта и непревзойдённый образец художественной речи. Это то, что внесло в словесность  высшее начало и дало особый строй мысли и речи в произведениях многих поэтов и писателей таких, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

  Наиболее сильное впечатление на меня произвели романы

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот», в которых мотивы библейской сути проходят красной нитью и  заключают в себе всю полноту истины, красоты и добра.

Познакомившись с произведениями Фёдора Михайловича, думаю, что писатель считал: без «добрых уроков» Закона Божия сложно сформировать представление о главных духовных ценностях жизни, невозможно быть целостным и гармоничным человеком. Полнота истины, красоты и добра, заложенная в писаниях Библии, помогает самосовершенствоваться, воспитывать в себе

совестливость и уважение к ближнему, формирует высочайшую планку личности.    

  В «Преступлении и наказании» евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны  с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов, и в идейном строе.

  «Анализируя личности своих отрицательных героев,…Достоевский в своей писательской прозорливости пришел к заключению, что грех и зло – это та таинственная сила, которая расстраивает, расщепляет, раскалывает  целостность и целесообразность человеческой личности и подвергает её обезличиванию», - утверждает исследователь И.Попович. Я согласна с его позицией. Считаю, что  самую живую и самую гениальную картину этого Ф.М. Достоевский представляет в образе Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». С невиданным реализмом он описывает, как зарождается грех в Раскольникове, как постепенно он развивается, как незаметно роднится с его душой, сердцем и с его волей: грех заполняет всё его существо до тех пор, пока окончательно не овладеет им и не превратит его в своё орудие. Разоряющая сила греха постепенно, но уверенно расстраивает и ум, и душу, и волю, и всю натуру Родиона.

 Мне кажется, «экспериментальное» преступление главного героя ради проверки своей бредовой теории – отчаянная попытка помочь всем «униженным и оскорбленным» и построить новый, как кажется герою, мир. Но в то же время Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварью дрожащей». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а самим собой: «огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, через какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить на свет хоть одного самостоятельного человека». Главный герой берет на себя роль миссии и соотносится с образом Спасителя.

   Однако, если Евангельский Христос жертвует жизнью: «положить душу свою за друзей своих», то Родион Раскольников намеревается буквально погубить душу. Его «наполеоновские» планы требуют отказа от человечности. Поэтому образ главного героя в романе строится как своего рода пародия на Христа (например, признание Раскольникова в совершенном преступление – своего рода Антиголгофа), т.к. Раскольников переступил нравственный, духовный закон «не убий», данный Богом.

  Путь бунтаря противопоставляет Раскольников идее христианской жертвы, которая в романе соотносится, прежде всего,  с Соней Мармеладовой.  «Вечная Сонечка» - бедная девушка, которая пошла по «желтому» билету для того, чтобы спасти детей мачехи от голода и прокормить себя. Но путь Сони – это не «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», путь Сони – это путь христианки, путь к Христу как к идеалу, это жизнь во Христе. Она обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях  их лучшие качества. От искренней и самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней других. «Боязливо целомудренна и стыдлива», - пишет Ф.М. Достоевский. В этом хрупком теле страдания и лишения выковали мощный дух, наделили особой мудростью, они сделали её характер сильным, стойким, научили «молиться, верить, терпеть, любить и  прощать».

   Одним из ключевых моментов раскрытия образов главных героев, своеобразным предсказанием будущего является  разговор Раскольникова с Соней на её квартире: «…через минуту вошла со свечкой и Соня, поставила свечу и стала сама перед ним,…» На мой взгляд, свеча, с которой заходит Соня, является очень символичной. Свеча – просвещение, озарение. Она  предзнаменование чего-то светлого и лучшего в жизни наших героев. «На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал её. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». Такое неприметное описание имела книга, которая «спасала» заблудшую и оступившуюся  Сонечку Мармеладову. Видно, что героиня часто обращается к книге, так как она стара и потрёпана.

  «Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги». Кульминацией и самой важной частью этого эпизода является чтение «Воскрешение Лазаря»: «Иисус говорит ей: воскреснет твой брат. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». (В свою работу я включила иллюстрацию «Иисус воскрешает Лазаря», которая помогает образно представить происходящее в романе и понять его сложность и важность.)           

  Данный сюжет, как мне кажется,  звучит как метафора духовной смерти героя. Лазарь так же, как и Раскольников умер, только смерть была физическая. А для Родиона, после всех страстей, метаний и поисков, наступила духовная смерть, что еще страшней. Мы знаем, что Лазаря воскресил Иисус, значит, у Раскольникова есть шансы обрести своё нравственное «я». Но только после страданий, только после мук совести, после осознании своих грехов и после раскаяния может прийти к человеку великое « воскрешение духовное».     

    Все переживания, которые мучили Раскольникова, оказались великим благом, ибо из них рождается чудо воскрешения. Нет, той темной силы, которая толкнула его на преступление, силы мысли, допущенной героем, уже нет, она вытеснена из души силой любви, которой помогла зародиться, укрепиться и вырасти в его душе Соня. Раскольникова спасает, вытягивает из рутины именно она.

  Впрочем, я думаю, и Раскольников спасает Соню: любовь, которую испытывает герой к ней, как бы «отпускает» ей грех, «возвращает» её в круг людей. Образ «блудницы» Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалене, которая вместе с сестрой помогает Христосу воскресить Лазаря. И фраза, звучащая в эпилоге о том, что Соню и Родиона воскресила любовь, что сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого, по смыслу очень похожа на афоризм из Первого послания Иоанна: «Бог есть любовь».

  Так же в «Преступлении и наказании» есть связь с Понтием Пилатом, образ которого в Евангелии связана с коллизией мирского и Божьего суда. И здесь стоит подметить, что имя следователя по делу убийства старухи-процентщицы – Порфирий Петрович. «Земной» суд, по мнению автора, несправедливый, поскольку принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. А наказание главному герою выносит Божий суд – то есть собственная совесть. Речь идет об идеи Бога в душе. Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.

  В свою очередь, в образном строе романа, думаю, можно увидеть и христианском «знаке», создающих определенную атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия. Например, фамилия квартирного хозяина Сони – Капернаумов: «и Иисус, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Евангелие от Матфея). Может быть, связь этих имён собственных состоит в том, что Иисус впервые начал проповедовать и исцелять людей именно в Капернауме, и Соня читала Раскольникову «Воскрешение Лазаря» именно на квартире Капернаумова, после которого к Родиону пришло осознание своего духовного падения.    

  Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик. Думаю, что не останется в стороне и роман «Преступление и наказание», в котором евангельские основы неразрывно связаны с главными героями, с Родионом Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Такие евангельские мотивы, как мотив страдания и всепрощения, преступления и наказания, покаяния, глубоко философски и психологически рассмотрены писателем в своём произведении. Каждому человеку рано или поздно приходится над ними думать, рассуждать. И в этом случае может помочь истина, заложенная в Библии и трансформированная в романе Ф.М. Достоевского.    

 

   «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». (Евангелие). Первыми же строками «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевский уведомляет нас о прямой соотнесенности происходящего в романе  с евангельским повествованием.

  Архитектура данного романа очень интересна. Он состоит из двух частей. Первая часть есть некая исходная ситуация, предполагающая по своему смыслу развитие, изменение; вторая – самое это изменение. Обе части имеют евангельское происхождение и существуют как художественное освоение двух притч. Я хотела бы остановиться на библейском происхождении первой части романа.

  Исходная ситуация передается через притчу о сеятеле: «…вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный…» По толкованию, под сеятелем следует разуметь самого Христа, который пришел в мир для спасения человеческого рода, под семенем – Его учение, а то, куда попадает семя – человеческие души. Восприимчивость к Слову Божию, отклик на Него становятся важнейшей оценочной характеристикой в системе «Братьев Карамазовых».

  В каждом из четырех видов приемлющей земли содержится образ какого-нибудь из братьев Карамазовых. Семя, упавшее при дороге, означает слушающих, к которым потом приходит дьявол и «уносит слово из сердца», чтобы они не «спаслись». К таковым относится незаконный сын Федора Павловича Карамазова Павел Смердяков. Он бунтарь, неприемник несовершенного мира вместе с его законами. Павел считает себя человеком, ведущим к счастью, а значит ощущающим себя вне законов общества – ему все позволено. И то отцеубийство, ответственность за которое он перекладывает на брата, свидетельствует о его моральном падении, о его духовной смерти. Павел Смердяков тот, в котором погибли все Божьи начала.

  Вернемся к притче. Семя, упавшее на камень, означает тех, кто, услышав слово, с радостью принимают, но не имеет того стержня, корня и «временем веруют, а во время искушения выпадают». Здесь речь идет об Иване Карамазове. И самым важным в раскрытии образа Ивана является его легенда о Великом Инквизиторе, в которой происходит неприятие Божьего мира, где возможны страдания детей. Он приходит к мысли о необходимости создания «земного рая», основанного на насилии, а значит и тех же человеческих слезах и мучениях. И в свою очередь Ивана Карамазова можно сопоставить с главным героем его легенды, с Великим Инквизитором, а Великий Инквизитор является явным противопоставлением Христа.

  Иван Карамазов в своём произведении изображает Великого Инквизитора как беспощадного диктатора, не признающего моральных ограничений в достижении своих целей. Иными словами, говоря, это сильная личность, девиз которой: «Цель оправдывает средства». Инквизитор считает необходимым «исправить подвиг Христа» во имя конкретной цели: превратить людей в послушное стадо, якобы ради их блага. То есть он, очень ловко создает видимость справедливости такого устройства общества. Инквизитор обвиняет Христа в том, что он увеличил свободу людей, вместо того, чтобы овладеть ею. Но духовная сила Христа очень велика. Настолько велика, что он проявляется не в словах, а в красноречивом молчании и в поцелуе, который «горит на сердце» Инквизитора. Образ Христа в «Великом Инквизиторе» становится не просто символом веры, но и воплощением самых светлых начал в человеческой личности. Только безграничная, всепрощающая любовь к человечеству может спасти сотни заблудших душ.

  Не забываем о притче. Семя, упавшее в добрую землю, означает тех, которые, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Евангелие). Я думаю, многие со мной согласятся, что это «семя» Алеша Карамазов. Он, пораженный верой в то, что бессмертие и Бог существуют, сказал себе: Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса мне не надо». Он самый светлый, самый добрый и отзывчивый из всей «карамазовской семейки». Алеша всегда идет за справедливостью и пытается ставить на этот путь близких. Совестливый и незнающий, что такое корысть, он ищет правду. Алеша пытается открыть в каждом Образ Божий: Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни!», «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое». 

  Думаю, что писатель использует данную библейскую притчу в первой части своего романа исключительно для того, чтобы лишний раз нам, читателям, напомнить, что первая часть жизни человека «должна наполняться семенем», обогащаться, чтобы в дальнейшем была возможность человеку реализовываться в жизни.

    

  «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» – это утверждение Ф.М.Достоевского стало верой главного героя романа «Идиот» – князя Льва Николаевича Мышкина.

Не случайно в начале произведения звучит, что князя «Бог призвал в Петербург из Швейцарии». Набирает силу тема князя Христа-Спасителя. В Россию приезжает князь Лев Николаевич и мгновенно «сцепляется» со всеми остальными героями романа: «и с мытарями и с блудницами»; и становится узлом общей сети. Князь абсолютно открыт и не защищён: ни самолюбием, ни благоразумием, понимаемом в обычном, человеческом смысле этого слова. Происходит то, что непременно должно произойти. В его широко распахнутую душу хлынули люди. И как только он соприкасается с миром, живущим не в Боге, а по законам жизни, то есть по законам греха и смерти, сразу же обнаруживается, что здоровье его очень хрупко.

  По Федору Михайловичу, между словами «любовь к Богу» и словами «любовь к человеку» можно поставить знак равенства: любовь к Богу есть любовь к человеку. Мысль о том, что Бог в душе каждого из нас, выражена в романе «Идиот» словами главного героя: «...сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления... не подходит, и тут что-то такое...». Князь Мышкин близок душе Ф.М.Достоевского, поэтому так много своего и отдает писатель любимому персонажу: страстную проповедь красоты, спасающей мир; «намерение поучать», наивное в глазах людского окружения; бережное, благородное отношение к женщинам, ощущения перед смертью.

   Он отрицает смертную казнь, опираясь на библейскую заповедь «не убий»  и отрицает другую, ветхозаветную, которая очень часто движет злыми человеческими страстями «око за око». Князь Мышкин произносит: «Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил», – имея в виду сцену из Евангелия от Матфея («Моление о чаше»: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия...»).

В одном из эпизодов первой части романа мы видим князя Мышкина с Ганечкой на перекрёстке (Р. Раскольников также стоял на перекрёстке). Это обозначает, что герой находится на распутье, во-первых. А, во-вторых, слово «перекрёсток» -  производное из слова «крест». Значит, герою придется много испытать в жизни, но вследствие, мучений и разочарований он всё-таки придёт к истине.

   Я считаю, князь Мышкин – примиритель, противостоящий всеобщему разъединению. Идеальное общество в его представлении – это мир, в котором царствуют милосердие сильных и благодарность слабых.

    Следуя библейской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», князь Мышкин относится к людям с такой добротой и любовью, что не любит так самого себя, как своего ближнего. Его любовь распространяется на всех людей, это человек, который раскрывается для всех. Истинно прекрасный человек желает людям только добра, несет с собой добро, самоотверженно раздавая его людям. Каждому человеку он отдает частицу своего сердца.

  Мышкин, в отличие от всех окружающих, способен постичь самые глубинные, скрытые от посторонних глаз движения души чужого человека. Поэтому на каждого он действует, сам того не подразумевая, обновляющее и исциляюще. С ним все становятся чище и откровеннее.

  Я думаю, что стоит остановиться на эпизоде, когда, провожая князя Мышкина, Рогожин подводит его к картине Гэнса Гольбейна, изображающей Христа, только что снятого с распятия. Где вдруг Рогожин спрашивает князя Мышкина, верит ли тот в Бога, и вопрос свой объясняет тем, что ведь «многие нынче не веруют». И в Мышкине рождается надежда. Она сначала не совсем осознана и угадывается по тем ассоциациям, которые она вызвала. Князь угадывает в Рогожине раскаяние и жажду нравственного воскресения. Рогожин любит смотреть на картину, изображающую мертвого Христа. На  картине Христос изображён так, что даже мысль не возникает о воскресении его. У «иного», по словам Мышкина, от полотна может вера пропасть, но может и не пропадать, потому что вера, религиозное чувство, ни от чего не зависит. Никакая теория, никакие самые сокрушительные аргументы всегда будут «не про то». Вера не укладывается в «эвклидовский» разум, живущий и питающийся логикой. Картина Гэнса Гольбейна со всей очевидностью доказывает, что воскресение не возможно, но вера в воскресение не зависит от картины.   

  По замыслу автора – воплощенная красота, одухотворенная, освещенная любовью и страданием, далекая от чисто физического её понимания. Именно эта красота, «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана, по Ф.М. Достоевскому, спасти мир.

   Теперь, на мой взгляд, стоит обратиться к портрету героя. Выражение его лица говорит о том, что это открытый человек глубокой души. «Глаза его были большие и пристальные, во взгляде их было что-то тихое».

  «Молодой человек, лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, с впалыми щеками и с маленькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые…» Мне кажется, что это портретное описание удивительно схоже с внешностью самого Христа: те же голубые глаза, те же впалые щеки и белокурые волосы. Но конечно, отождествлять князя Мышкина с Христом ни в коем случае нельзя; князь Лев Николаевич лишь смертный человек, но своим духовным развитием он мог приблизиться к этому сияющему идеалу.

        Вывод

В рассмотренных мною произведениях «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» видна неразрывная связь повествования  с евангельскими мотивами. Думаю, что это играет огромную роль для читателя, помогая увидеть и понять поистине важные духовные ценности.
Категория: ДОСТОЕВСКИЙ | Добавил: admin
Просмотров: 2563 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0