До последнего часа
Обращенным к звезде
Уходящая раса,
Спасибо тебе!
Марина
Цветаева
В один из московских осенних дней тысяча девятьсот
десятого года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла
невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар
и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А. И.
Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов, в душе — дерзость и
нерешительность, «Гордость и Робость», что пронизали всю ее последующую жизнь и
поступки. В этот знаменательный день,— точная дата его, к сожалению,
неустановима,— Марина Цветаева, которой 26 сентября по старому стилю
исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы... Немало
печали уже увидела в жизни эта гимназистка, дочь Ивана Владимировича Цветаева,
замечательного ученого-филолога, основателя знаменитого Музея изобразительных
искусств на Волхонке. Будучи уже немолодым человеком, Иван Владимирович
похоронил горячо любимую жену, от которой остались дочь и сын, и женился
вторично, продолжая любить ушедшую.
Этого не знали, но чувствовали, а потом поняли его дочери от второго брака —
Марина и Анастасия. Впрочем, отец был нежно привязан к их матери — Марии Александровне,
урожденной Мейн, женщине романтической, расставшейся в юности с любимым
человеком, одаренной и самоотверженной. «Счастливая, невозвратимая пора
детства» была связана с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами
матери, с «живыми картинами»; летние «золотые деньки» протекали в старинном
городке Тарусе на Оке...
Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине
исполнилось десять лет. Мария Александровна заболела чахоткой; ее здоровье
требовало теплого, мягкого климата, и с осени 1902 года семья уехала за границу: Мария Александровна лечилась в
Италии, Швейцарии и Германии; Марина и Ася жили и учились в тамошних частных
пансионах; Иван Владимирович разрывался между Москвой и заграницей. Тоска полусиротства
чередовалась с впечатлениями от недолговечных дружб, перемен мест и незабвенных
впечатлений от прелестного итальянского Нерви, швейцарских величественных Альп,
сказочного германского Шварцвальда. Одиночество на людях — слишком рано познала
юная Марина Цветаева этот парадокс жизни, раздвоивший ее душу. Мечтательная
девочка, ищущая уединения, нуждающаяся в ласке, она редко бывала одна.
«Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды»,— напишет она спустя много лет и
будет всю жизнь стремиться к блаженному, в мире не существующему одиночеству и
одновременно, словно спасаясь от него, постоянно искать общения, вечно
встречаясь не с теми, сетовать, разочаровываться и вновь искать, ненадолго
обретать и неизбежно терять, оставаясь в постоянном зачарованном кругу
собственной отчужденности.
Мать — единственная, которая могла бы внести гармонию в
ее смятенное сердце,— не была рядом; долгие зимние месяцы она оставалась лишь прекрасной
мечтой,— до каникул, когда дети наконец съезжались с родителями...
В Германии, холодной осенью 1904 года, Мария
Александровна сильно простудилась; на следующий год решено было ехать в Россию,
в Ялту. Год, прожитый в Крыму, принес Марине Цветаевой юношеское увлечение
революционной героикой,— у всех на устах был лейтенант Шмидт; среди новых
знакомых оказались радикально настроенные люди. Но крымские впечатления вскоре
сменились безутешным горем: так и не выздоровевшая Мария Александровна, которую
летом 1906 года привезли в Тарусу, скончалась там 5 июля.
Осенью Марина по собственной воле пошла в интернат при московской
частной гимназии, предпочтя целый год жить среди чужих людей, но не в стенах
осиротевшего Трехпрудного дома, где она появлялась лишь в конце недели.
Беспорядочно читала книги и жила жизнью их героев, исторических и вымышленных,
реальных и литературных, одинаково страдая за всех. Лорелея, Княжна Джаваха, Мария
Башкирцева, Наполеон, его несчастный сын, герцог Рейхштадтский, герой пьесы Э.
Ростана «Орленок» (которую Цветаева перевела — перевод не уцелел). Сара Бернар
в его роли. По следам этой «наполеониады» Цветаева, не достигнув и
семнадцатилетия, одна поехала в Париж и прослушала летний курс по
старофранцузской литературе. Она уже писала стихи и рассказы, вела дневники.
Если б чудом можно было воссоздать весь
тот хаос переживаний и впечатлений, что царил тогда в ее сердце и голове, и
все, что она поверяла бумаге, получился бы объемистый сумбурный психологический
роман. В жизни юная Цветаева была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна.
Не уживалась в гимназиях и меняла их: за пять лет — три. Замкнутая в себе, она
была неотступно влекома жаждой узнать мир, и в первую очередь — литературный.
Появившийся в цветаевской семье поэт Эллис (Л. Л. Кобылинский) был, вероятно,
первопричиной ее знакомства с московскими символистами; юная Цветаева посещала
издательство «Мусагет», где царил Андрей Белый с его «ритмистами», вслушивалась
в непонятные ей споры. Ее интересовала и одновременно отталкивала личность и
поэзия Валерия Брюсова. И вероятно, в ее детской гордой и робкой душе
постепенно созревал честолюбивый замысел: войти в этот малознакомый, но
влекущий мир — со своим миром, своим словом, рассказать другим то, что она
пережила, только она одна...
И она собрала стопку стихов — исповедь души за последние
два года, отнесла в Леонтьевский, заплатила за печатание пятисот экземпляров и через
месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в синезеленой картонной
обложке под названием «Вечерний альбом».
Итак, она вступила на путь, откуда ход назад был
невозможен. Она послала свою книгу Брюсову, Волошину, в издательство «Мусагет».
Это была большая смелость: отправить полудетские стихи Брюсову «с просьбой
просмотреть». Но ведь уже тогда Цветаева бессознательно следовала девизу,
который отчеканила позже: «Единственная обязанность на земле человека — правда
всего существа». Бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всем были
всю жизнь ее радостью и горем, ее крыльями и путами, ее волей и пленом, ее
небесами и преисподней... Наивная первозданность, создавая особое обаяние
непосредственности, подкупили читателей «Вечернего альбома». На книгу последовали
отклики М. Волошина, Н. Гумилева, В. Брюсова и других,— отклики одобрительные и
ожидающие дальнейшего. (Брюсов, впрочем, своими надеждами увидеть впредь в
стихах Цветаевой чувства более «острые» и мысли более «нужные» задел ее
самолюбие, и она этого не забыла. . .) Автор «Вечернего альбома» приглашал в
свою страну — блаженную страну детства, прекрасного, хотя и не всегда
безоблачного, с нежной и печальной матерью («Видно, грусть оставила в
наследство Ты, о мама, девочкам своим»); с любимыми книгами, говорил о «счастье
быть на свете», о первых робких попытках любить; о скуке и обыденности жизни среди равнодушных лиц; о волшебных сказках
Соловьева, о Даме с камелиями — и многом-многом другом. Эта россыпь полудетских
«впечатлений бытия» лишь условно делилась в книге на три части: «Детство»,
«Любовь», «Только тени». Все тут было слито в единую романтику. Райское
детство, сновиденная, «без мер и без конца» любовь и дорогие сердцу «тени»,
ушедшие навсегда. В сущности, «Вечерний альбом» уже можно назвать предтечей
Цветаевой как творческой личности, которая являла себя пока что посредством
наивного, «невзрослого стиха». Впрочем, уже и сейчас порою слышался голос не
просто талантливого ребенка — но поэта: «Отдать всю душу — но кому бы? Мы
счастье строим на песке. . .» или: «Но не правда ль: ведь счастия нет вне
печали? Кроме мертвых, ведь нету друзей?» и подобные же строки, написанные в
пору «трагического отрочества», как сама Цветаева его назовет. Но самым
красноречивым было стихотворение «Молитва». Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы
|