Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Марина Цветаева. «Станок».
Из «Стихов к Пушкину»
Марину Ивановну Цветаеву я
считаю принцессой русской поэзии. Она так
самоотречённо была влюблена в поэзию, что часто в
других любила её больше, чем в себе. Отсюда
столько стихотворных посвящений поэтам, её
современникам: В.Брюсову, А.Ахматовой, А.Блоку,
В.Маяковскому, Б.Пастернаку, П.Антокольскому и
многим другим.
Но поистине первой и
неизменной её любовью был Александр Сергеевич
Пушкин. "С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на
моих глазах на картине Наумова – убили,
ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё
младенчество, детство, юность, – я поделила мир
на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в
подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от
всех, как бы эти все ни одевались и ни
назывались”, – пишет Марина Цветаева в статье
«Мой Пушкин».
Однако всё-таки мало сказать,
что наш великий поэт был "вечным спутником” для
Марины Ивановны, Пушкин был для Цветаевой тем
чистым родником, из которого черпали творческую
энергию русские поэты нескольких поколений – от
Лермонтова до Блока и Маяковского.
Поразительно, но иногда мне
кажется, что Цветаева считала Пушкина своим
современником вопреки тому, что жила в другую
эпоху, вопреки даже здравому смыслу.
Силой своего воображения
Марина Цветаева однажды в детстве создала себе
живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни
на шаг от своей души в течение всей жизни. С
А.С. Пушкиным она постоянно сверяет своё
чувство прекрасного, своё понимание поэзии.
Таким образом, заполнив собой
значительную часть духовного мира Марины
Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в её
поэзию. Один за другим стали появляться стихи,
посвящённые Пушкину.
В лирические произведения из
цикла «Стихи к Пушкину» вместе с лирическим
героем – Александром Сергеевичем Пушкиным –
перекочевали и многие пушкинские герои:
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён –
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного? – он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин – в роли Командора?
В это первое стихотворение
цикла «Стихи к Пушкину» и Медный Всадник
прискакал, и даже "Ваня бедный” явился:
Трусоват был Ваня бедный,
Ну, а он – не трусоват.
Пушкин был для Марины
Цветаевой олицетворением мужественности.
Александр Сергеевич возник в духовном мире
поэтессы "серебряного века” как волшебник,
божественное существо, подаренное ей русской
историей:
И шаг, и светлейший из светлых
Взгляд, коим поныне светла...
Последний – посмертный – бессмертный
Подарок России – Петра.
А утверждением о божественном
происхождении солнца русской поэзии могут
служить строки из четвёртого стихотворения
цикла:
То – серафима
Сила – была.
Несокрушимый
Мускул крыла.
Думая и говоря о Пушкине, о его
роли в русской жизни и русской культуре, Цветаева
была близка к Блоку и Маяковскому. Она вторила
автору «Двенадцати» и «Соловьиного сада», когда
говорила: "Пушкин дружбы, Пушкин брака, Пушкин
бунта, Пушкин трона, Пушкин света, Пушкин няни...
Пушкин – в бесчисленности своих ликов и обличий
– всё это спаяно и держится в нём одним: поэтом”
(статья «Наталья Гончарова»).
Но ближе всего Цветаева к
Маяковскому с его яростным признанием Пушкину:
"Я люблю вас, но живого, а не мумию”.
В отношении Цветаевой к
Пушкину, в её понимании Пушкина, в её
безграничной любви к Пушкину самое важное,
решающее – твёрдое убеждение в том, что влияние
Александра Сергеевича Пушкина на поэта и
читателя может быть только освободительным:
"...чудный памятник. Памятник
свободе–неволе–стихии – судьбе и конечной
победе гения: Пушкину, восставшему из цепей”
(статья «Мой Пушкин»).
Ведь именно об этом писал поэт
в своём стихотворном завещании:
И долго буду тем любезен я
народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
(«Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...», 1836)
В поэзии Пушкина, в его
личности Цветаева видит полное торжество той
освобождающей стихии, выражением которой
является истинное искусство:
И пред созданьями искусств и
вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...
(А.С. Пушкин. «Из Пиндемонти», 1836)
Мне кажется, что и сам Пушкин
для Цветаевой, особенно в юности, – больше повод,
чтобы рассказать о себе, о том, как она сама
по-пушкински мятежна и своевольна:
Запах – из детства –
какого-то дыма
Или каких-то племён...
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времён.
Пушкин! – Ты знал бы по
первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти...
Не опираясь на смуглую руку,
Я говорила б, идя,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя... –
писала М.Цветаева в
стихотворении «Встреча с Пушкиным» 1 октября 1913
года.
Отношение Марины Цветаевой к
Пушкину совершенно особое – абсолютно
свободное. Отношение к собрату по перу,
единомышленнику. Ей ведомы и понятны все тайны
пушкинского ремесла – каждая его скобка, каждая
описка; она знает цену каждой его остроты,
каждого произнесённого или записанного слова.
Самым важным и дорогим
Цветаева считала пушкинскую безмерность
("безмерность моих слов – только слабая тень
безмерности моих чувств”).
Недаром ведь из всего Пушкина
самым любимым, самым близким, самым своим стало
для неё море: "Это был апогей вдохновения. С
«Прощай же, море...» начинались слёзы. «Прощай же,
море! Не забуду...» – ведь он же это морю обещает,
как я – моей берёзе, моему орешнику, моей ёлке,
когда уезжаю из Тарусы. А море, может быть, не
верит и думает, что – забудет, тогда он опять
обещает: «И долго, долго слышать буду – Твой гул в
вечерние часы...»” (статья «Мой Пушкин»).
Пушкин для Марины Цветаевой –
не "мера” и не "грань”, но источник вечной и
бесконечной стихии поэзии. Б.Л. Пастернак
писал об этом так:
Стихия свободной стихии
С свободной стихией стиха...
И эти строки из стихотворения
Пастернака (1918), тоже обращённого к
А.С. Пушкину, открыла для меня Цветаева в
статье «Мой Пушкин».
Конечно, русские поэты,
русские читатели ещё долго – бесконечно долго –
будут вновь и вновь открывать для себя нового
Пушкина, своего Пушкина. Буду для себя вновь и
вновь открывать своего Пушкина и я, но сейчас мне
по душе именно цветаевский Пушкин – воплощение
красоты, гениальности, мужества, ума и
неисчерпаемости. Мария Андреева
|