Понедельник, 16.05.2022, 08:31





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЧЕХОВ

Сравнительный анали пьес А.Чехова «Леший» и «Дядя Ваня»
10.09.2012, 20:45

"Гуляючи отмахал комедию” – пишет Чехов А.П.Плещёву 14 мая 1890 года. Речь шла о его новой пьесе "Леший”. Так оно и вышло. Многие критики считали "Лешего” творческой неудачей Чехова. "Леший" есть некий хаос, смесь невысокой драмы с повестью и водевилем. Собственно Чехова в ней узнаешь едва ли. Однако сам автор остался доволен пьесой: "Мой "Леший” будет не в пример тоньше сделан чем "Иванов”.

Но после первой постановки "Лешего”, Чехов понял, что пьеса слаба. Печатать её раздумал. А позже был просто в ужасе от нее.

Всё-таки,  в этом произведении что-то задевало автора. И это что-то оказалось сильнее отвращения и разочарования  – Чехов вернулся к ненавистной пьесе через несколько лет, основательно переделав и переименовав в "Дядю Ваню”.

Так явилась на свет совершенно новая пьеса, хотя 2-3 сцены и близки "Лешему". В общем же все овеяно новым духом, написано возросшим человеком.

Все это достаточное основание для того, чтобы с уверенностью сказать, что тема пьесы "Леший” и её герои слишком значительны. Именно в ней создает Чехов законченный тип "романизированной” пьесы, где жизнь раскрыта с разных её сторон, где отдельные сюжетные линии и персонажи обладают относительной самостоятельностью, и финал пьесы блогополучен.

В "Лешем” выведен герой (возможно, он единственнен в своем роде во всей русской литературе того периода), смысл жизни которого в охранении природы. Леший -  прозвище  этого героя и оно вполне  соответствует его занятию. Его настоящее имя Михаил Львович Хрущов. Он врач. Но не только жизни современников спасает он, но пытается сохранить жизнь полноценной для будущих поколений, спасая леса. Таким образом, Леший - центральный герой, несущий эмоциональную и идейную нагрузку. Он важен для автора. Пьеса построена так, что в каждом действии "демократ” Хрущов оказывается противопоставленным всем другим персонажам, тем самым, подчеркивая значительность своего героя.

Оценка Лешего почти всеми персонажами сводится к одному – "странный”. Одни просто не понимают его (Дядин, Орловские, Желтухин),  другие относятся с нескрываемой неприязнью (Войницкий, Серебряков ). У Сони чувства противоречивы, лишь Елена Андреевна принимает его таким, каков он есть.

Леший совершенно чужд этому обществу. Он единственный занимается делом, в то время как Сербряков поглощен своими болезнями, Войницкий – мыслями о бесполезно прожитой жизни. Елена Андреевна измывает от скуки. Фёдор Иванович кутит и гуляет, Дядин говорит глупости красивыми словами. Лишь один Хрущев трудится по-настоящему: лечит больных, копает торф, сажает леса. Интересно, но другие считают его занятия "психопатическими выходками”. Соня не верит в искренность действий Хрущова: "Все это кривлянье, рисовка, ложь и больше ничего.” Но, на самом деле "кривляется” Соня, пытаясь скрыть за этой маской свои настоящие чувства к Хрущову. В "Лешем” ярче описано раздражение Сони на роль "светлой личности” Хрущова. Она ревнует Лешего к его делам. В "Дяде Ване” Соня влюблена не только в Астрова, но и в его дела и говорит о них с нескрываемым восторгом.  

Яркому и победительному Хрущову противопоставлен бездарный и бесплодный Войницкий. Он верил лживым идеям, посвятил им свою жизнь, обманулся, мстит и злится, завидуя Хрущову. Бездарный воюет – отсюда "Войницкий”, а талантливый сажает лес – "Леший”. Вообще, фамилия главного героя менялась несколько раз, но всегда оставалась "природной”: Коровин, Хрущев, а в "Дяде Ване” он станет Астров.

Хотя Чехов и не делит своих действующих лиц  на "ангелов” и "подлецов”, можно легко угадать его отношение к герою. Так, положительный герой Хрущов бывает предвзят и несправедлив в отношениях к людям. Добрая Соня недоверчива и слишком рассудительна. Юля любит целоваться и говорит только о хозяйстве. У Елены Андреевны "хитрые, подозрительные глаза” (в "Дяде Ване”  "хитрые” становятся "умными”).

А вот в профессора Серебрякова явно скопилось все раздражение Чехова. Старый эгоист и совершенейшая бездарность, но прекраснодумный и популярный. Напыщенный демагог, он гордится своей известностью и славой. Но Чехов дает понять, что профессор заблуждается, считая, что все это добыто честным и упорным трудом. Профессор закоренел в утилитаризме и поэтому абсолютно беззастенчиво использует других. Войницкий  утверждает, что из-за служения ему во имя принципов, сам он "ни разу не любил, не имел семьи, не пил вина, не наслаждался...”. Адрес обид Войницкого указан точнее, чем в "Дяде Ване”.

Елена Андревна говорит о супруге: ".. он такой же, как все...”. Её мнение разделяет Хрущов: ”..Вы, профессор, не орёл...”.

Чехов окончательно убеждает читателя, что Серебряков никогда и не был истинным служителем дела, и что его наука для него была лишь средством  достижения чинов и славы.

 Автор вкладывает эти слова в уста самого Серебрякова: "Я люблю успех, люблю известность, люблю шум...” Эгоизм в сочетании с амбициозностью и  подагрой.

Но в "Дяде Ване” перед нами другой Серебряков. Здесь он пожилой человек, искренне страдающий физически и морально. Он страдает, ощущая себя мужем молодой жены, поскольку окружающие думают, что замуж она вышла по расчету; страдает он оттого, что был вынужден расстаться с кафедрой и столицей; он страдает оттого, что окружающим ясно то, в чем он сам себе боится признаться,- его научная несостоятельность. Позтому он пытался показать свое умение действовать и активно показывает, что он умеет принимать решения. Так он собирается продать усадьбу своей умершей жены, которая ему фактически не принадлежит.

Вернемся к "Лешему” и его главному герою. Хрущов дорог автору.

Недаром Чехов вкладывает в его уста великолепные слова, ставшие в последствии крылатой фразой: ”В человеке всё должно быть прекрасно…”. Автор романтизирует своего героя. Пылкая восторженная натура, творческая созидающая личность. Нельзя не обратить внимание на его приподнятые диалоги. Они расскрывают его характер, они не только монологи на публике, но и во многом внутренние монологи-исповеди. Так, например, искренен и ярок его страстный монолог о защите леса в первом действии. Хрущов заботится о будущем поколении.

Войницкий же, всю свою жизнь отдал на "содержание" профессора и теперь глубоко разочарован в этом. Он находит единственный выход из тупика: стреляется... Жорж Войницкий, который брюзжал , всем надоедал, вдруг ушёл из жизни. И тем самым возбудил чувство вины у всех, кто к этому способен. Но в то же время его смерть сплачивает героев. Нравственное потрясение, которое они пережили заставляет их измениться, изменить свои взгляды, задуматься. Только Серебряков остается уверен в своей непогрешимости.

Как и Войницкий, Елена Андреевна  понимает, что её жизнь не имеет смысла, что она молодая и красивая, живёт бездарно и бесцельно. Спасение своё она видит лишь в одном –убежать, улететь "вольной птицей подальше от всех вас…”.

И она пробует бежать, правда, не дальше мельницы Дядина. Как "русалка”. Так в пьесе присутствует мифологический элемент. Леший, лес, "русалка”, мельница. В лесу и примиряются все герои.

Таким образом, пьеса заканчивается вполне благополучно: герои обретают любовь, говорят о мире и согласии. Они переосмысливают свою жизнь благодаря внезапной смерти Войницкого. По-моему, в этом месте Чехов и "перегнул палку”, т.к. такая ситуация выглядет "слишком" идеально и поэтому неестественно.

Только через несколько лет Чехов понимает, что важнее драма жизни, а не драма смерти. То есть неободимо описать драму людей не уходящих из жизни, а обреченных на долгую и бессмысленную жизнь без "огонька впереди”. Так "Леший” перерос в "Дядю Ваню”.

Прежде всего автор убирает "лишних” героев, не несущих особой смысловой нагрузки: нет Желтухиных, нет Орловских. Пьеса становится более "семейной”. Снимается все мифологическое – мельница, а с ней и побег "русалки”, Леший превращается в доктора Астрова.

Теперь на сцене уютная усадьба покойной матери Сони. Она как маленький островок в океане жизни. Оттого и называется пьеса "Сценами из деревенской жизни”. Такое определение настраивает на спокойность и реальность описываемых событий, в отличии от "комедии”, указывающей на яркость и выдумку.

В "Лешем” все герои разноплановые – добрые, злые, завистливые, умные и глупые.  В "Дяде Ване” нет такого различия – все одинаково нудные, скучные, "усредненные”, поблекшие. Все на одно лицо.

Леший теряет свою самоуверенность, превратившись в обыкновенного чудака Астрова. Он по-прежнему молод, энергичен, образован, но, по-сравнению с Хрущовым, он более приземленный, безответственный. Он пьет. Новый герой произносит часть реплик пошлого Фёдора Ивановича, и, как результат, Астров много более пошлый, чем Леший. Например, его рассуждения о женщинах: "Женщина может быть другом мужчины только в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уже друг.” "Пошляческая философия” – отвечает Войницкий. "Надо сознаться,- становлюсь пошляком”- признается Астров.

 Восторженный монолог из первого действия "Лешего” выглядит как заученное стихотворение. В самый разгар речи Астров прерывается, чтобы выпить водку, да так и не заканчивает своих слов. Рюмка водки, простой жест, и интонация переводят восторженный монолог в будничный диалог. А в третьем действии монолог Астрова звучит как научный доклад: сухо и официально. Да, засасывает доктора провинция-болото. Творческий талант обречен, скорее всего, он утонет на дне очередной рюмки.

Нет, я ни в коем случае не умаляю достоинств Астрова: его порывы и действия красивы и благородны, но нет "огонька впереди”, какой был у Лешего. Хрущов оптимист: "...у меня тяжко на душе <...>, но все это не беда <...>. Я не застрелюсь... Пусть я не герой, но я сделаюсь им!”. А в "Дяде Ване” лишь потоки безысходности и пессимизма в словах Астрова: ”... судьба бьёт меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду...” Он понимает, что его старания напрасны, они не улучшают жизни. Вот так он оценивает своё положение: "У нас с тобой одна надежда и есть,- говорит он Войницкому.- Надежда, что, когда мы будем почивать в своих гобах, то нас посетят видения, быть может, даже приятные”. Так подчеркивает автор параллельность судеб Войницкого и Астрова: их творческие силы не находят применения.

Теперь в центр выдвигается протестант-неудачник, которого и зовут-то как колхозника,- Дядя Ваня. Здесь он показан, как один из активных героев. Войницкому казалась достойной его цель жизни: помочь великому человеку, снять с него груз материальных забот. Он трудится на его благо как проклятый. Но, идол, созданный его воображением оказывается "колоссом на глиняных ногах”-  бездарностью, отравляющей жизнь окружающим. Наконец-то, дядя Ваня осознает бессмысленность своего самопожертвования. Мог бы стать Достоевским, Шопенгауэром, но превратился в дядю Ваню.  Карта Африки ещё раз  подтверждает мысль о его неосуществленных желаниях и возможностях – вполне вероятно, что мечтал дядя Ваня путешествовать по миру. В отчаяние он объявляет войну жестокому миру. Он любит и хочет быть любимым. Его бунт – бунт отчаяния. Он как-то даже мил в своей беспомощности.  Он стреляет не в себя, а в ненавистного врага. Но его выстрел ничего изменить не может.

После бурного порыва мщения, Войницкий переживает вполне естественное для него чувство стыда, переходящее в новое отчаяние и раскаивание в содеянном.

"Все возвращается на круги своя” :  в конце пьесы  дядя Ваня говорит Серебрякову: "Ты будешь аккуратно получать тоже, что и получал раньше. Все будет по-старому”.

А что произошло  с самим Серербряковым ? Он- то  изменился меньше всех.  Чехов лишь усиливает черты эгоцентризма. Но Серебряков в "Дяде Ване”  - натура более широкого плана. Образ профессора - карикатура на эгоистичную и пошло-избалованную позирующую учёность того времени. Он -  воплощение застоя и регресса, отживший авторитет. Он символизирует то злое, что мешает жить остальным. Он замучил всех своей подагрой, но и сам мучается, а пожалела его только Марина. Никто не понимает его. Значит и он по-своему несчастен.

И Соня, и Елена Андреевна дополняют картину "несчастных" героев.  Соня -  такой же "несчастный труженник”, как и дядя Ваня. Она влюблена в Астрова, восторгается его личностью и его поступками. Наивная, она доверяется Елене Андреевне. Соня счастлива. Но вскоре она познает горечь нелюбимой женщины и всё отчаяние одинокого и беззащитного человека.

Елена Андреевна сама обрекла себя на несчастную жизнь с нелюбимым человеком. Возможно, она могла бы что-нибудь изменить, но она и не пытается это сделать. Теперь она уже не "русалка”,  как в "Лешем”, а хитрый "зверёк”, ”хорёк”, ”хищница”.

Так же, как и в Лешем, в "Дяде Ване”  размеренное течение жизни глухой усадьбы взрывается неожиданно вздорным планом  Серебрякова. В первом варианте он мотивирует это интересами жены и дочери: "...у меня молодая жена, дочь. Им невозможно жить в деревне”.  В"Дяде Ване” он заявляет, что жить в деревне "мне невозможно более”. Его предложение о продаже имения доводит Войницкого до знаменитого выстрела и ..., как ни странно, именно этот выстрел довольно прозаическим образом разрешает возникшее было конфликтное напряжение.

Жизнь возвращается в своё русло. Вот мы видим Войницкого, который после бурной сцены меланхолично сидит за счетами. "Длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров”, который обещает Соня дяде Ване, окрашен скорее в элегические, нежели в романтические тона.

Финал "Дяди Вани” спокоен. Невозможно резко обозначить границу между тем,что было, и тем, что будет. Исход протеста Войницкого не ясен. Всё осталось на своих местах. Сюжетная острота сменилась внешне спокойным течением событий и все драматические коллизии жизни переместились в сферу духовных переживаний. Психологическая напыщенность действия поддерживалась "случайными” репликами, а также жестами, паузами, ”посторонними”звуками,  мелочами обстановки.

Вот что вышло из комедии "Леший”, где дело заканчивалось двумя водевильными свадьбами. 

Категория: ЧЕХОВ | Добавил: admin | Теги: творчество Чехова, литературная критика о Чехове, произведения Чехова, изучение творчества Чехова, Чехов в школе
Просмотров: 4710 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.7/3
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0