Антон Павлович Чехов… В детстве мы с
волнением читаем его «Каштанку», в юности раздумываем над его убеждением: «В
человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но
большинство из нас при упоминании имени Чехова вспоминает его знаменитый
афоризм: «Краткость – сестра таланта».
А.Пушкин еще в
1822, когда русская реалистическая художественная проза только возникала,
определил те требования, которым она должна удовлетворять: «Точность и
краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них
блестящие выражения ни к чему не служат». Чеховские рассказы наиболее полно
отвечают пушкинским требованиям к прозе и проявляются в умении просто, точно и
кратко передать правду обыденной, будничной, ничем внешне не замечательной
жизни, правду обыкновенных, ничем с виду не выделяющихся человеческих
характеров.
Моя же задача
как исследователя состояла в следующем:
проследить эволюцию чеховской прозы;
выявить связь между темами чеховских рассказов и их
лексикой;
определить место в творчестве Чехова профессиональной
(медицинской) лексики;
проанализировать
принцип создания Чеховым новых слов;
убедиться в весомости и уместности каждого слова писателя
в его небольших по объему произведениях;
использовать работу как пособие для учащихся по развитию
и обогащению их речи, пробудить потребность в чтении чеховских рассказов.
Данные задачи
решались в несколько этапов:
I.
Систематизация прочитанных чеховских рассказов, показывающих его становление
как писателя;
II.
Наблюдение за эволюцией содержания прозы А.П.Чехова
III.
Анализ лексических пластов рассказов А.П.Чехова
IV.
Изучение художественно-выразительных средств лексики в чеховских рассказах, их
новаторство
Полный текст работы скачивайте по ссылке вверху страницы.
|