Вторник, 06.12.2016, 11:15

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [10]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [11]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЧЕХОВ

Азбука жестов в рассказахА.П.Чехова
03.11.2016, 19:27

Часть 1

Виды  жестов

По определению ряда словарей,жест -  это выражение людьми разнообразных эмоций и значений. Это может быть движение рук и тела, выражающее оскорбление, враждебность, дружелюбие, одобрение или указание, а также ритм речи человека, который способен передать эти эмоции с помощью голосового оформления.

 Перечитывая рассказы А.П.Чехова, жесты можно разграничить на внешние, внутренние и смешанные. Внешние – это жестикуляция и подвижность тела, речевой ритм и голосовая интонация, внутренние – душевное состояние человека, образное восприятие мира. А смешанные – это движение тела и эмоциональность речи. Данная классификация способствует детальному изучению материала.

Предметом исследования стали повести и  рассказы писателя, созданные в период с 1883 по 1903 года.  У Чехова через жест передается суть проблем, которыми окружено общество. Именно через жест мы может вжиться в образы главных героев и понять смысл авторского замысла.

Внешняя жестикуляция:

«Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!!» («Смерть чиновника»)

«Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо…» («Смерть чиновника»)

«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом»  («Хирургия»)

«Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит» («Хирургия»)

«Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу» («Хамелеон»)

«Пришибеев вынимает из кармана засаленную бумажку, надевает очки и читает …» («Унтер Пришибеев»)

Внутренняя жестикуляция:

«Но тут уж пришлось сконфузиться» («Смерть чиновника»)

«Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство» («Смерть чиновника»)

«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея» («Смерть чиновника»)

«Все трое были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«… на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило» («Толстый и тонкий»)

«Все трое были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«На лице выражение чувства долга и приятности» («Хирургия»)

«В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина» («Хамелеон»)

«Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряжены, мучительны» («Лошадиная фамилия»)

«От этих самых слов меня даже бросило в жар» («Унтер Пришибеев»)

«Его выпученные глаза блестят, нос становится ярко – красным» («Унтер Пришибеев»)

Смешанная жестикуляция:

«Что – с?  - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса» («Смерть чиновника»)

«Приятели облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«Ну, как живешь, друг» - спросил толстый, восторженно глядя на друга» («Толстый и тонкий»)

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица иглаз его посыпались искры» («Толстый и тонкий»)

«Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как – то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе…» (« Лошадиная фамилия»)

«Мрачные, унылые мысли овладевают им. Но …, он по привычке … вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом …» («Унтер Пришибеев»)

Внимательное прочтение и анализ текстов способствует тому, что данная классификация жестов растет в сторону смешения.

 

 

Часть 2

Эмоциональные оттенки жестов

В словаре С.И.Ожегова жест – это «поступок, рассчитанный на внешний эффект». Языковед делит жест на «решительный, выразительный, энергичный». Отталкиваясь от данного определения, мы наблюдаем в рассказах более глубокую классификацию, направленную на эмоциональные оттенки жестикуляции. Жест, по нашему определению, имеет следующие параметры: одобрение, отрицание, дружелюбие, испуг, обида,увлечение,оскорбление, прощание, намек, предупреждение, призыв, враждебность, учтивость. Причем для внешнего жеста, по нашей классификации, характерны жесты-одобрения, жесты- прощания, жесты- враждебности. Для проявления внутреннего жеста присущи намек, предупреждения, испуг, обида, призыв. Смешанный жест, в основном, охватывает подвижные эмоции и движения

Одобрение:

«В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега» («Тоска»)

«Это бывает,- сказал объездчик, все еще опираясь на седло и не шевелясь; сказал он это беззвучным, глухим голосом, каким говорят люди, погруженные в думу» («Счастье»)

Дружелюбие:

«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает ей все…» («Тоска»)

«МойсейМойсевич, узнав приехавших, сначала замер от наплыва чувств, потом всплеснул руками и простонал» («Степь»)

Испуг:

«Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ…, и прерывисто вздохнул» («Ванька»)

«Сотня овец вздрогнула и в каком – то непонятном ужасе, как по сигналу, бросилась в сторону от отары. И Санька…, в таком же непонятном, животном ужасе бросился в сторону…» («Счастье»)

«… Емельян умоляюще и вопросительно уставился на Пантелея. Лицо его вдруг стало маленьким, поморщилось, заморгало, и бывший певчий заплакал, как ребенок» («Степь»)

Обида:

«Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону» («Ванька»)

«Да, так и умрешь не повидавши счастья, какое оно такое есть… - сказал он с расстановкой, поднимая левую ногу к стремени. – Кто помоложе, может, и дождется, а нам уж и думать пора бросить» («Счастье»)

Увлечение:

«Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его темных глазах и, как  казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица» («Счастье»)

Намек:

«Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил своего деда Константина Макарыча…» («Ванька»)

Призыв:

«Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Глаза Ионы тревожно и мучительно бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?» («Тоска»)

Учтивость:

«Он помолчал немного, погладил себе колени и заговорил в почтительно – шутливом тоне…» («Степь»)

«Введя гостей в комнату, МойсейМойсевич продолжал изгибаться, всплескивать руками, пожиматься и радостно восклицать – все это он считал нужным проделывать для того, чтобы казаться необыкновенно вежливым и любезным» («Степь»)

Предчувствие:

«Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него» («Степь»)

Часть 3

Типы жестов

У Чехова через жест можно определить специфику повествования. Это можно выявить через такие типы, какобразы – напоминания и образы – сиюминутности. Образы – напоминания – это непременное обращение к стилю Гоголя, Тургенева и Некрасова. В описании степи мы видим гоголевские «Мертвые души», разговоры путешественников у костра напоминают «Записки охотника» Тургенева, описание детей схоже с некрасовскими героями.

Через такую деталь, как жест можно увидеть подробные элементы восприятия текстового материала. Образы – напоминания в «Степи» дают нам гоголевское восприятие: «А взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни»; «у костра уж не было вчерашнего оживления и разговоров. Все скучали и говорили вяло и нехотя»; «слезы брызнули у него из глаз… И эти люди, и тени вокруг костра… - все теперь представлялось ему нелюдимым и страшным»; «Егорушка поцеловал ему руку и заплакал. Что – то в душе шепнуло ему, что уж он больше никогда не увидится с этим стариком». Закончив «Степь» Чехов писал Григоровичу: «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь».

Письмо Ваньки напоминает крестьянский быт и горести крепостного права, описанные у Некрасова: «…Милый дедушка, сделай Божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру» («Ванька»)

Появление сиюминутных образов у Чехова возникло на основе того, что сама жизнь сталкивала с обыкновенными людьми, которые встречались на вокзале, у трактира, в больнице, в зале суда. И эти люди через жесты раскрывали перед писателем все разнообразие современной жизни. Так на вокзале встретились толстый и тонкий, в кабинете у врача разговаривает дьячок, а еще человек может превратиться в хамелеона. Именно сиюминутные образы формируют у писателя один из главных художественных принципов, что самое интересное вокруг нас – быт, обыкновенные люди, детали,  жесты, мимика. Все это для Чехова материал к размышлениям.

Заключение

Таким образом, исследуя поставленную проблемы мы пришли к выводу, что жест является одним из основных элементов анализа текста. Именно через жестикуляцию чеховских героев видна та образность оформления мысли, которую писатель старается преподнести нам. Представляя образы своих современников через жестикуляцию, Чехов подчеркивает те тонкости, которые в большей степени раскрывают внутреннний мир героев, тем самым давая нам материал к размышлению.

Категория: ЧЕХОВ | Добавил: admin | Теги: творчество Чехова, литературная критика о Чехове, произведения Чехова, Чехов в школе, изучение творчества Чехова
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0