Вечные темы, прикосновение к духовному
началу – вот то, что делает бессмертным произведение и имя художника,
независимо от эпохи. Ещё великий А.А.Фет говорил, что самым актуальным является вечное.
Вечные, как мир, темы: красота, любовь,
неумирающая память и, конечно, обращение к Творцу - основа
великих произведений искусства, в том числе и литературного наследия
И.А.Бунина. Как проза, так и стихи этого великого писателя – яркий
пример продолжения лучших традиций классической русской литературы, для
которой духовная реальность не пустое слово, а именно реальность человеческого бытия, независимо от духовной высоты самого автора.
Конечно, один из главных образов русской литературы - это Двунадесятые Праздники. Но
если, например, в произведениях И. С.Шмелёва: «Лето Господне»,
«Богомолье» и др. показано само празднование, делающее людей
причастными вечности и раскрывающее душу народа Святой Руси, то в
некоторых рассказах И.А.Бунина отражена суть Праздника через самые
заурядные, на первый взгляд, события, о чём речь пойдёт далее. Эти
события как будто и не имеют отношения к самому Празднику, но
через них постигается смысл жизни и смерти, происходит осознание
человеком своего места в этом мире.
Наиболее остро эти вечные вопросы земного бытия поставлены в рассказах: «Часовня», «Огнь пожирающий», «Преображение» и др. В этих произведениях нет главных героев в привычном смысле этого слова. В рассказе «Преображение»
в обыкновенной крестьянской семье, каких в России тысячи, умирает
старуха мать, которую уже много лет никто в семье не замечает, потому
что каждый погружён в свои житейские проблемы. И вот её «последняя ночь среди живых» неожиданно становится поворотным моментом для младшего сына старухи - Гаврилы, читающего над усопшей Псалтирь, что делали во всех православных семьях.
«Что с ним случилось? То, что
он не рассчитал своих сил, решившись читать над покойницей ночью, в час
всеобщего сна, что его обуяло ужасом и что он не может двинуться? Нет,
случилось нечто гораздо более страшное и дивное, случилось нечто
чудесное, и он поражен не ужасом, а именно этим чудесным, таинством,
совершившимся на его глазах…»
Именно здесь и сейчас тот неведомый,
нематериальный мир, страшный для человека своей неизвестностью,
вплотную приблизился к Гавриле. На его глазах преображается умершая
мать!
«Где она теперь, куда она
девалась, та жалкая, маленькая, убогая от старости, робости и
беспомощности, которую столько лет почти не замечал никто в их большой,
грубой от своей силы и молодости семье? Ее уже нет, она исчезла, - разве
это она, вот это Нечто, ледяное, недвижное, бездыханное, безгласное и
все же совсем не то, что стол, стена, стекло, снег, совсем не вещь, а
существо, сокровенное бытие которого так непостижимо, как бог? Разве то,
что лежит и молчит в этом новом, красивом гробу, обитом лиловым плисом с
белыми крестами и крылатыми ангельскими головками, разве это та, что
еще позавчера ютилась на печке?
Нет,
совершилось с ней некое преображение - и все в мире, весь мир
преобразился ради нее. И он один, один в этом преображенном мире!»
Даже при чтении только этого отрывка
нормальный человек чувствует, понимает, что жизнь не заканчивается
земным существованием, что главное – Там!
Уже в 20-м веке священник Валентин Бирюков написал книгу «На земле мы только учимся жить»,
в которой приведены реальные случаи из жизни. Описанное И.А.Буниным –
тоже подтверждение этой мысли, особенно пример последующей жизни
Гаврилы, о чём будет сказано позже.
Гаврила не поднимается в небо, как
мальчик, услышавший ангельское пение, как мальчик из Царьграда; не
опускается он и в преисподнюю, как писатель Николай Рышковский, видевший
легионы бесов, посылаемых сатаной на Россию перед революцией. Это
преображение происходит внутри молодого верующего человека: в душе, в
сознании, а потом и вокруг. И мир привычной всем жизни становится «презренным в своей животности и бренности»; а всё внутри и вокруг Гаврилы в этой ледяной избе, где он читает Псалтирь, - в Литургию, «которая совершается в нём и перед ним… И
еще выше и ярче растет, дрожит, ослепляет блеск свечей - и уже все
вокруг превращается в какой-то сплошной восторг, от которого деревенеет
голова, плечи, ноги».
Этот «восторг», конечно, не переполнение душевными чувствами, эмоциями; это - духовной подъём, устремление ввысь, к Творцу! Это – образ Успения!
Литургия – общая молитва (в переводе с греческого). Объединяет она не только живущих на земле, но и живых с усопшими.
Вьётся к погосту дорога,
Звон колокольный затих -
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых –
эти строки безвременно ушедшего
архидиакона Романа, родившегося почти через десять лет после смерти
И.А.Бунина, продолжают размышления русской классической литературы о
Литургии, соединяющей души людей.
«Все мы встретимся там»
- слова маленького Вани, будущего писателя И.С.Шмелёва из
автобиографической повести «Лето Господне»; это – истинное понимание
смысла жизни, даже детьми.
И в рассказе И.А.Бунина читатель не просто видит, а ощущает это единение двух миров, единение матери и сына.
Мне кажется, что при
внимательном прочтении появляется и ещё один немаловажный факт,
касающийся этой семьи, которая, как уже говорилось, является одним из
многочисленных примеров русского народа. Вот слова писателя о
молодости родителе Гаврилы: «Это они когда-то были молоды,
красивы, разумны и строги, а потом стали как-то теряться среди все
увеличивающейся и крепнущей молодежи, то в одном, то в другом уступать
ей свою волю и наконец совсем сошли на нет, захирели, высохли,
сгорбились, забились на полати, на печь, отчудились сперва от семьи, и потом и друг от друга, чтобы уже навеки разлучиться по могилам».
Смерть как будто разделяет проживших
вместе не один десяток лет супругов, которых, судя по всему, объединяли
в основном житейские заботы. Разделили эти заботы и последующие
поколения – не вражда и ненависть, конечно, а просто невнимание к тому,
что не входит в круг этих повседневных забот. Никто не говорит, что в
этой семье были плохие люди, и в Церковь, конечно, по праздником
ходили, потому что так положено; но все душевные силы тратились в
основном на заботы о земном существовании. И вот, когда эти заботы уже
оставлены, начинает происходить соединение через Литургию и Преображение.
В статье известного религиозного философа В.С.Соловьёва «Смысл любви» говорится, что от смерти спасает только соединение в Боге. Эти слова, изначально сказанные о единении супругов, можно отнести к отношениям людей вообще. Ссылка на скачивание полного текста статьи - вверху страницы.
|