Среда, 22.05.2024, 12:24


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » БУЛГАКОВ

О чем хотел нам сказать Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»
[ Скачать с сервера (18.1 Kb) ] 18.09.2012, 10:12
Добро  и  зло - понятия  вечные,  неразделимые,  и  пока  живы  дух  и  сознание  человека,  они  будут  бороться  друг  с  другом. Такую  борьбу  представил  нам  М. А. Булгаков в  романе  «Мастер  и  Маргарита»,  хотя, как  мне  кажется,  нельзя  выделить  четких  линий  добра  и  зла,  но  в  целом  произведение  носит  жестко  критический   характер.  Стоит  еще  раз напомнить,  что  работа  над  романом  завершилась  в  1937-1938  годах. Сатирическое  изображение  действительности,  которая  «величественна  и  прекрасна», было  в  те  годы  более  чем  опасным.  Обо  всех  странностях и уродствах  бытия  своих  современников  Булгаков  пишет  с  улыбкой,  в  которой,  однако,  легко  различить  и  печаль,  и  горечь. Иное  дело,  когда  взгляд  его  падает  на  тех,  кто  отлично  адаптировался  в  этих  условиях  и  процветает: на  взяточников  и  мошенников,  начальствующих  дураков  и  чинуш. На  них  писатель  и  напускает  нечистую  силу, правда,  в  несколько  необычной   роли: они  выводят  на  чистую  воду  и  наказывают  грешников.

Роман  Булгакова  считают,   особенно  священнослужители, кощунственным,  направленным  против  Бога.  Но,  как и все  талантливые  произведе-ния,   роман «Мастер и Маргарита»  позволяет  считывать  себя  на   нескольких   уровнях,  видеть  события  в  разных  ракурсах. А  многие  православные  священники  увидели  в    романе  только  негативную  сторону.  Например,  иерей  Георгий  Белодуров   говорит: «Это  утонченная  апология  сатанизма!.. Глядя  на Мастера  и  Маргариту,  кое-кто  может  решить,  что  сговор  с  Сатаной  вполне  допустим.  Ведь  грех  наиболее  часто  овладевает  миром  именно  в  утонченном  виде».   Другой  священник   Михаил   Дунаев  высказывается   даже  более  резко: «…И  Сатана  у  Булгакова  уже  не  выступает  в  роли  сеятеля  зла  и  врага  человеческого,  стремящегося  лишь  к  всеобщей  погибели.  Напротив,  он  может  показать-ся  этаким  «поборником  справедливости».  От этого  дьявольская  ложь ста-новится  стократ  опаснее».  Вот  тут-то   я  не  согласна  с  таким  однобоким  видением   событий  романа  и  еще  раз  настаиваю  на  своем  прочтении  ро-мана:  прибыл  бы  в  Москву  Воланд  со  свитой  или  нет,  та  Дьяволиада  московской  жизни  не  прекратила  бы  свое   существование.   Воланд,  то  есть  Сатана,  фигура  загадочная  и  потому  привлекательная  именно  своей  загадочностью   Но  в романе Булгакова  она  второстепенна,  несет  лишь  фабульную  нагрузку.  Без  нее  не  завертелся  бы  сюжет,  не  выявились  бы  отвратительно  потрясающие  картины  большевистского  ада,  этого  беспро-светного  зла,  породившего  бездуховность,  уничтожившего  культуру  и  человечность.  Люди  отучали  думать  и  мечтать,  а  жить  лишь  по  раз  и  навсегда  утвержденным  инструкциям. «Ни  кондукторшу, ни  пассажиров   не поразила самая  суть  дела:  не  то,  что  кот  лезет  в  трамвай,  в  чем  было  бы  еще  полбеды, а то,  что  он  собирается платить!»  Удивляться  необычному  ей  неположено, потому  что  «котам  нельзя! С котами  нельзя!» Поэтому  Воланд---всего  лишь  катализатор   гримасы   большевистского  «рая»,   где   надо  лишь  найти  теплое  местечко,  устроиться  поудобнее,  и  жизнь  станет  вполне  земным  раем.  Тут  тебе  и  квартиры,  и  дешевые  ужины  в  ресторане, и  все  остальные  доступные  блага  советской  цивилизации. О  литературе и людях,  имеющих  к  ней  отношение, напоминает  лишь название---«Дом  Грибоедова». На этом  сходство заканчивается. А если  заглянуть  внутрь дома, то вывески типа «Перелыгино», «Касса», «Личные расчеты  скетчистов», «Квартирный  вопрос» и т.д. вряд  ли  прояснят профессиональную принадлежность  обитающих  здесь  людей.  Роман, вопреки  сложившемуся  традиционному  противопоставлению  ( особенно  в  устном  народном  творчестве )  добра  и  зла,  построен  на  контрасте  двух  образов  зла:  в  лице  Воланда  и  его  свиты,  с  одной  стороны,  и  в  лице  советского  строя,  с  другой.  И  Воланд  с  подручными  перед  тем,  с  чем  они  столкнулись,  выглядит   просто  бродячим   цирком.  На  его  совести  нет  человеческих   жертв.  Мне  могут   возразить:  а гибель  Берлиоза?  Но  Воланд-то  как  раз  пытался  его  предостеречь!  Однако  Берлиоз  весь  во  власти  своих  догматических  представлений   не  прислушивается  к  его  словам,  а  лишь  пытается  найти  примитивное  объяснение  странному  появлению  «иностранца».    И  то  общество,  с  которым   сталкивается  Воланд,---это  ученики  Сатаны,  которые     превзошли  своего  учителя  настолько,  что  все  проделки  мессира  и  его  компании  предстают  на  фоне  кровавых  тридцатых   годов  всего лишь  старомодным  шутовством. Итак,  Воланд---лишь  побочное  звено,  двигатель  сюжета,  а  главное  в  романе---это  люди  с  пороками  и  страстями,  на  фоне    действий    которых  меркнет  даже  зловещая  фигура  Сатаны.  Еще  М. Волошин  сказал: «В  каждом  человеке  Дьявол с  Богом  борется,  а  поле  битвы  их --- сердца  человеческие».           Кощунствен  не  роман  Булгакова,  а  жизнь  москвичей  и  действия  «сатанистов»,  изображенных  в  нем.  Разве    думает  о  Боге  Никанор Иванович  Босой, председатель  жилищного  товарищества,  когда  «пачка  сама  вползла  к  нему   в  портфель».    А  зрители,  увидевшие  деньги,  падающие   неизвестно  откуда,  и  даровые   наряды, думали  о  Боге!?  Нет,  ими  владела  только  одна  страсть---обогащение.  А от  Бога  или  от   Сатаны---какая   разница!  А  судьба  поэта  Ивана  Бездомного,  который  писал  стихи по  заданию  и  сам  же  их  ненавидел!?  Этот  воинствующий  атеист,  столкнувшись  с  загадочным,  вдруг  ощущает  потребность  зажечь  свечу (пусть  даже  венчальную)---это  первая  попытка  проснуться  от  «советского»   гипноза,  и  она  же  приводит  его  в  сумасшедший  дом ( как  выяснилось  позже,  к  его  же  благу).  И  роман  не  случайно  начинается  диалогом  Берлиоза  и  Бездомного.  Их  разговор---отражение   советского  атеизма.  Безбожники  того  времени     старались  «перещеголять»  друг  друга    в  безбожии.  Одни  громили  церкви,  сдирали  позолоту  с  икон,  сбрасывали  с  храмов  кресты  и  колокола,  расстреливали  священников.   И  главное---низводили  Спасителя   до  уровня  обычного  человека  и  вообще  вычеркивали   его  из  христианской  истории,  заявляя,  что  его  не  существовало.  Кощунственные     шутки   атеистов,   по  мнению   М.  Булгакова,   заходили  слишком  далеко.  Я  полагаю,  что  Булгаков   делал  сильнейший  акцент  именно  на   том,  что  нельзя  разрушать  чужую  веру, если  не  можешь  дать  для  души  взамен  ничего  другого.  В  истории  немало  примеров,    когда  вера  спасала  людей,  помогала   им  выжить,  удерживала   от  неблаговидных  поступков.  Булгаков  показывает  советскому  читателю, наивно верящему,  что  все  происходит  в  жизни  по  воле  слепого  случая,  абсурдность  такой  идеи.  Все  контакты  очевидцев  с  нечистой  силой  объявлены  галлюцинациями,  а  все, что  не  укладывается  в  рамки  материализма,---отметается.  Роман  стал  завуалированным  отве-том  богоборцам,  хорошим  ударом  по  атеизму. Особенно наглядно  ограниченный   атеистический   образ  мышления   показан  в  эпилоге  романа,  когда   пытающиеся  все «научно»  объяснить  безбожники  сочли  Воланда  и  его  свиту  опытными  гипнотизерами,  ни  больше  ни  меньше.  

Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.

Категория: БУЛГАКОВ | Добавил: admin
Просмотров: 4674 | Загрузок: 306 | Рейтинг: 4.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0