Нечистая сила в «Мастере и Маргарите»
написана в гофмановских традициях. В письме Е. С. Булгаковой от 6–7
августа 1938 года, на заключительном этапе работы над романом, Булгаков
сообщал: «Я случайно напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу ее
для тебя, зная, что она поразит тебя так же, как и меня. Я прав в
«Мастере и Маргарите»! Ты понимаешь, чего стоит это сознание – я прав!»
Речь здесь шла о статье литературоведа и критика Израиля Владимировича
Миримского «Социальная фантастика Гофмана», опубликованной в № 5 журнала
«Литературная учеба» за 1938 год (этот номер сохранился в булгаковском
архиве). Писатель был поражен, насколько характеристика творчества
Эрнста Теодора Амадея Гофмана оказалась приложима к «Мастеру и
Маргарите». Ермолинский вспоминал, как писатель разыграл его со статьей
Миримского: «Однажды он пришел ко мне и торжественно объявил:
– Написали! Понимаешь, написали!
И издали показал мне номер журнала, одна из статей которого в ряде мест была им густо подчеркнута красным и синим карандашом.
– «Широкая публика его охотно читала, но
высшие критики относительно него хранили надменное молчание», –
цитировал Булгаков и, перебрасываясь от одной выдержки к другой,
продолжал: – «К его имени прикрепляются и получают хождение прозвания
вроде спирит, визионер и, наконец, просто сумасшедший… Но он обладал
необыкновенно трезвым и практическим умом, предвидел кривотолки своих
будущих критиков. На первый взгляд его творческая система кажется
необычайно противоречивой, характер образов колеблется от чудовищного
гротеска до нормы реалистического обобщения. У него черт разгуливает по
улицам города…» – Тут Булгаков даже руки простер от восторга: – Вот это
критик! Словно он читал мой роман! Ты не находишь? – И продолжал: – «Он
превращает искусство в боевую вышку, с которой художник творит
сатирическую расправу над всем уродливым в действительности…»
Булгаков читал, незначительно изменяя
текст…» По заключению Ермолинского, в этой статье «содержались
замечания, пронзительно задевшие» автора «Мастера и Маргариты». В работе
Миримского Булгакова привлекло также определение стиля немецкого
романтика. Писатель отметил следующие слова: «Стиль Гофмана можно
определить как реально-фантастический. Сочетание реального с
фантастическим, вымышленного с действительным…» Булгаков явно соотносил
со своим Мастером и такое утверждение Миримского: «…Если гений заключает
мир с действительностью, то это приводит его в болото филистерства,
«честного» чиновничьего образа мыслей; если же он не сдается
действительности до конца, то кончает преждевременной смертью или
безумием» (последний вариант реализуется в судьбе булгаковского героя).
Он подчеркнул и мысль о том, что «смех Гофмана отличается необыкновенной
подвижностью своих форм, он колеблется от добродушного юмора
сострадания до озлобленной, разрушительной сатиры, от безобидного шаржа
до цинически уродливого гротеска». Действительно, в булгаковском романе
черт выходит на улицы Москвы, а добродушный смех над достойной
сострадания публикой на сеансе черной магии в Театре Варьете, где
оторванная голова бездумного конферансье Жоржа Бенгальского в конце
концов благополучно становится на место, сочетается с сатирическим
обличением советского литературного цеха, голова руководителя которого,
Михаила Александровича Берлиоза, бесследно исчезает после гибели
председателя МАССОЛИТа на трамвайных рельсах.
Слова Воланда «Рукописи не горят» и
воскресение из пепла «романа в романе» – повествования Мастера о Понтии
Пилате – это иллюстрация широко известной латинской пословицы: «Verba
volant, scripta manent». Интересно, что ее часто употреблял
М. Е. Салтыков-Щедрин, один из любимых авторов Булгакова. В переводе она
звучит так: «Слова улетают, написанное остается». То, что имя сатаны в
романе практически совпадает со словом «volant», скорее всего не
случайно. То, что слова действительно улетают, свидетельствует шум,
похожий на получающийся от взмахов птичьих крыльев. Он возникает во
время шахматной партии Воланда и Бегемота после схоластической речи
последнего о силлогизмах. Пустые слова на самом деле не оставили после
себя следа и нужны были Бегемоту только затем, чтобы отвлечь внимание
присутствующих от жульнической комбинации со своим королем. Роману же
Мастера с помощью Воланда суждена долгая жизнь. Сам Булгаков,
уничтоживший первую редакцию романа, убедился, что раз написанное уже
невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в
наследство потомкам рукопись великого произведения.
С нечистой силой в «Мастере и Маргарите»
оказываются связаны многие реально существовавшие лица. О булгаковских
современниках, и отнюдь не самых симпатичных, мы уже говорили. Но, кроме
них, на Великом балу у Воланда проходит целый ряд исторических
персонажей. Во время бала перед Маргаритой проходят не только мнимые
отравители и убийцы, но и подлинные злодеи всех времен и народов.
Интересно, что если все мнимые отравители на балу – мужчины, то все
истинные отравительницы – женщины. Первой выступает «госпожа Тофана».
Сведения об этой знаменитой итальянке автор «Мастера и Маргариты»
почерпнул из статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона «Аква
Тофана» (это название яда, в дословном переводе – вода Тофаны). Выписки
из этой статьи сохранились в булгаковском архиве. В ней сообщалось, что в
1709 году Тофана была арестована, подвергнута пытке и задушена в тюрьме
(эта версия отражена в тексте «Мастера и Маргариты»). Однако в
Брокгаузе и Ефроне отмечалось, что, по другим данным, сицилийская
отравительница еще в 1730 году содержалась в темнице и скорее всего
умерла там своей смертью.
Следующая отравительница – маркиза, которая
«отравила отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства». В более
раннем варианте 1938 года Коровьев-Фагот называл маркизу по имени:
«Маркиза де Бренвиллье… Отравила отца, двух братьев и двух сестер и
завладела наследством… Господин де Годен, вас ли мы видим?» В
подготовительных материалах к «Мастеру и Маргарите» сохранилось название
посвященной маркизе де Бренвиллье статьи Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона. Там говорилось, что эта известная во Франции
отравительница вместе со своим любовником Жаном-Батистом де Годеном де
Сен-Круа «отравила своего отца, двух своих братьев и своих сестер, чтобы
присвоить себе все их состояние» и была казнена за свои преступления в
1676 году.
Маргарита видит знаменитых развратниц и
сводниц прошлого и современности. Тут и московская портниха,
организовавшая в своей мастерской дом свиданий (Булгаков ввел в число
участниц бала прототипа главной героини своей пьесы «Зойкина квартира»),
и Валерия Мессалина, третья жена римского императора Клавдия I,
преемника тоже присутствующего на балу Гая Цезаря Калигулы. Имена
Калигулы и Мессалины стали нарицательными для обозначения жестоких
сластолюбцев. Калигула был убит солдатами преторианской гвардии.
Мессалина же в отсутствие Клавдия вступила в брак со своим любовником
Гаем Салием и за попытку возвести его на престол была казнена в 48 году.
Есть среди гостей бала и «госпожа Минкина» – экономка и любовница
всесильного при Александре I временщика графа А. А. Аракчеева Настасья
Федоровна Минкина. Эпизод убийства в 1825 году этой жестокой женщины,
истязавшей крепостных и из ревности изуродовавшей раскаленными щипцами
для завивки лицо горничной, что и спровоцировало крестьянскую расправу,
изложен по посвященной Минкиной статье Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона, где также отмечалось, что «крестьяне считали ее
колдуньей, так как, систематически организовав шпионство, она узнавала
самые тайные их намерения». Это обстоятельство стало еще одним
побудительным мотивом поместить Минкину среди гостей Воланда. Возможно,
Булгаков учитывал также, что Минкина послужила прототипом героини
«Идиота» Настасьи Филипповны, которая тоже умирает страшной смертью.
Замечу, что героиня Достоевского одержима безумными страстями, а в
глазах князя Мышкина уподобляется языческой богине.
На балу Воланда присутствует и Малюта
Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский), ближайший сподвижник
царя Ивана Грозного во всех его зверствах, погибший в 1573 году при
осаде Венденского замка в Ливонии, в связи с чем, справляя тризну по
погибшему наперснику, царь приказал предать мучительной казни всех
пленных – сжечь живьем. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
сообщалось, что «память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в
народных песнях и даже самое имя стало нарицательным именем злодея».
Еще в пьесе «Бег» Булгаков спародировал имя, отчество и фамилию Малюты
Скуратова в генерале Григории Лукьяновиче Чарноте (Чарнота – Бельский),
имевшем одним из прототипов тоже нарицательного палача – Я. А. Слащева.
Череда гостей, которые проходят перед
Маргаритой, подобрана не случайно. Шествие открывает «господин Жак с
супругой», «один из интереснейших мужчин», «убежденный фальшивомонетчик,
государственный изменник, но очень недурной алхимик», который
«прославился тем… что отравил королевскую любовницу». Здесь речь идет об
известном французском государственном деятеле XV века Жаке Ле Кёре. В
статье «Алхимия» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
отмечалось, что Кёр был алхимиком и вместе с королем Карлом VII пускал в
оборот фальшивую монету. В словарной же статье, непосредственно
посвященной прототипу булгаковского персонажа, утверждалось, что он
заведовал французскими финансами и, разбогатев, стал кредитором
влиятельных людей королевства, причем «должники постарались избавиться
от него при первой возможности», обвинив в изготовлении фальшивых денег и
в отравлении королевской любовницы Агнессы Сорель, а также в
государственной измене. Кёр был арестован, заключен под стражу, лишен
своего многомиллионного состояния и изгнан из Франции. Вместе с тем в
статье подчеркивалось, что Кёр на самом деле был хорошим финансистом, а
после изгнания папа Каликст III вверил ему командование над частью флота
в войне против турок. Дети Кёра, по предсмертной просьбе отца, получили
от Карла VII назад часть конфискованного имущества, что косвенно
свидетельствовало о вздорности выдвинутых против финансиста обвинений. В
булгаковском архиве сохранились выписки из Брокгауза и Ефрона,
посвященные «господину Жаку»: «фальшивомонетчик, алхимик и
государственный изменник. Интереснейшая личность. Отравил королевскую
любовницу». Булгаков, несомненно, знал, что реальный Кёр не был такой уж
зловещей фигурой и что обвинения против него остались недоказанными и
были порождены прежде всего наветами именитых должников. Но на балу у
сатаны он сознательно вкладывает в уста Коровьева-Фагота в целом
негативную характеристику Кёра – человека одаренного. Здесь подчеркнута
связь таланта с нечистой силой (в такую связь и в Средние века, и
позднее обычно верила толпа). На балу Воланд и его свита оказывают
покровительство как преступникам, так и замечательным личностям
прошлого, которых неосновательно обвиняли в различных преступлениях. В
натуре тех, кто предстает перед Маргаритой, добро и зло оказываются
тесно переплетены между собой.
Исторический Жак Ле Кёр умер своей смертью,
но на балу Воланда он предстает повешенным. Его казнь скорее всего
понадобилась Булгакову для нагнетания атмосферы бального съезда. На
самом деле Ле Кёр был отравителем мнимым, как и следующий за ним граф
Роберт Дэдли Лейчестер («граф Роберт… был любовником королевы и отравил
свою жену»). О нем тоже сохранились в архиве Булгакова выписки из
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Там отмечалось, что
Лейчестер был фаворитом английской королевы Елизаветы I, мечтал о браке с
ней и потому «интриговал против брачных предложений, исходивших от
австрийского и французского дворов; его подозревали даже в отравлении
жены его, Ами Робсарт, но подозрение это, послужившее сюжетом для романа
Вальтера Скотта «Кенильворт», не может считаться доказанным».
Официальных обвинений в отравлении жены против Лейчестера никогда не
выдвигалось, и граф умер своей смертью, хотя за злоупотребления не раз
подвергался опале. Булгаков, вслед за Вальтером Скоттом, сделал
Лейчестера виновным в гибели Ами Робсарт и казнил его, как и «господина
Жака». В «Мастере и Маргарите» мнимое преступление превратилось в
действительное, и за него следует воздаяние смертью. Характерно, что на
балу у Воланда Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его
любовница-королева к преступлению не причастна.
Перед Маргаритой проходит еще один «чародей
и алхимик» – германский император Рудольф II, который, как сообщалось в
статье «Алхимия» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «был
меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла
центральный пункт алхимической науки того времени». Вместе с тем в
специально посвященной императору статье утверждалось, что Рудольф II
«отличался вялым, апатичным характером, был крайне подозрителен, склонен
к меланхолии» и что характерными его чертами были «своенравие, трусость
и грубость». Булгаков противопоставил деятельность знаменитого
алхимика, способствовавшую прогрессу знания, традиционному образу
посредственного правителя, вынужденного в конце жизни отречься от
престола.
Длинный ряд алхимиков, представленных на
балу, начинается еще во время встречи Воланда с литераторами на
Патриарших прудах. Там сатана утверждает, что «в государственной
библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта
Аврилакского, X века». Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Булгаков узнал, в частности, что Герберт Аврилакский, будущий римский
папа Сильвестр II, «в 967 году отправился в Испанию, где ознакомился с
арабской образованностью и даже, как передает средневековая легенда,
учился в Кордовском и Севильском университетах арабскому чернокнижному
искусству». Что же касается его научной деятельности, то, как отмечал
тот же источник, Герберт Аврилакский, обладая энциклопедическими
знаниями, «как ученый… вряд ли имел себе равного между современниками».
Он открывает галерею запечатленных в «Мастере и Маргарите» средневековых
мыслителей и государственных деятелей, многим из которых приписывались
сношения с дьяволом и различные преступления, чаще всего отравления.
То, что перед Маргаритой проходит вереница
убийц, отравительниц, палачей, развратниц и сводниц, объясняется тем,
что булгаковская героиня мучается из-за измены мужу и, пусть
подсознательно, свой проступок ставит в один ряд с величайшими
преступлениями прошлого и настоящего. Обилие отравителей и
отравительниц, подлинных и мнимых, – это отражение в мозгу Маргариты
мысли о возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же
время последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть
мнимым, а не действительным, поскольку практически все
отравители-мужчины на балу – отравители мнимые. Другое объяснение этого
эпизода – самоубийство Мастера и Маргариты. Воланд, знакомя героиню со
знаменитыми злодеями и развратницами, усиливает муки ее совести. Но
Булгаков как бы оставляет и альтернативную возможность: Великий бал у
сатаны и все связанные с ним события происходят лишь в больном
воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия известий о Мастере и
вины перед мужем и подсознательно думающей о самоубийстве. Подобное
альтернативное объяснение применительно к московским похождениям сатаны и
его подручных автор «Мастера и Маргариты» предлагает в эпилоге романа,
одновременно давая ясно понять, что оно далеко не исчерпывает
происходящего. Также и любое рациональное объяснение бала Воланда, как и
всего, что связано с деятельностью потусторонних сил, согласно
авторскому замыслу, никак не может быть полным.
Фрида просит Маргариту, чтобы та замолвила
за нее слово перед князем тьмы и прекратила ее пытку: вот уже тридцать
лет ей кладут ночью на стол платок, которым она удавила своего младенца.
В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного
швейцарского психиатра и общественного деятеля, одного из
основоположников сексологии Августа (Огюста) Фореля «Половой вопрос»
(1908): «Фрида Келлер – убила мальчика. Кониецко – удавила младенца
носовым платком». Фрида Келлер, послужившая прототипом Фриды, – это
молодая швея из швейцарского кантона Сен-Галлен, родившаяся в 1879 году.
Первоначально она зарабатывала всего 60 франков в месяц. Как отмечает
Форель: «В погоне за большими заработками она по воскресным дням
исполняла обязанности помощницы в кафе, где женатый хозяин упорно
приставал к ней со своими ухаживаниями. Она вскоре перешла в новый
магазин с ежемесячным окладом в 80 франков, но, когда ей было 19 лет,
хозяин кафе, который давно уже на нее покушался, увлек ее под
благовидным предлогом в погреб и здесь заставил ее ему отдаться, что
повторялось еще раза два. В мае 1899 года она разрешилась от бремени
мальчиком в госпитале в Сен-Галлене». Ребенка Фрида Келлер поместила в
приют, откуда, однако, его необходимо было забрать по достижении
пятилетнего возраста. Форель дает яркую картину душевного состояния
Фриды в дни, предшествовавшие трагедии: «И вот, с понедельника Пасхи
1904 года, т. е. с той минуты, когда ребенку предстояло покинуть приют,
одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает овладевать ее
дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся ей
единственным просветом в ее отчаянном положении, – мысль о необходимости
избавиться от ребенка». За несколько дней до визита в приют «ее видели
мечущейся по квартире в поисках за каким-то шнурком. Внешний вид ее
говорил о придавленном внутреннем состоянии. Наконец, она решилась.
Сестры ее были извещены, что ребенок ее будет отправлен к тетке из
Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за руку, она
отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она долго
раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам,
какая-то неведомая сила подталкивала ее. Вырыв могилку руками, она
удавила ребенка шнурком и, убедившись в его смерти, зарыла трупик и
обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют был извещен
ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен, 7-го июня трупик после
сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами,
11-го того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а
14-го она была арестована. Фрида не переставала объяснять свой поступок
неспособностью содержать ребенка, а также необходимостью соблюдать
тайну, которая заключала в себе позор ее вынужденного материнства,
обусловившего внебрачное рождение. По свидетельству знавших ее, она
отличалась кротостью, добротой, любовью к труду, скромностью, любила
детей. Заранее обдуманное намерение было признано ей самой, причем она
не высказала никаких забот в интересах смягчения своего преступления.
Такие случаи по местным законам (ст. 133) заслуживают смертного
приговора, который и был ей вынесен. Фрида Келлер при этом потеряла
сознание. Верховный Совет Сен-Галленского кантона большинством всех
против одного вместо смертной казни назначил ей пожизненное заключение в
каторжной тюрьме».
В дополнении, сделанном в 1908 году, Форель
рассказал о пребывании Фриды в тюрьме: «Вначале она содержалась в
течение 6 месяцев в одиночном заключении. После этого она была
переведена в качестве прачки в прачечную при тюрьме и отличалась хорошим
поведением. В интеллигентских кругах города Сен-Галлена начинают
возрастать в ее пользу симпатии…» Это позволило автору «Полового
вопроса» выразить надежду, что «бедную Фриду Келлер» вскоре освободят.
В том же самом дополнении Форель кратко
изложил историю 19-летней работницы из Силезии Кониецко, которая при
аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 года родила ребенка, «причем
она удушила младенца, засунув ему в рот и нос скомканный платок». Суд
учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил Кониецко к двум годам
тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего восклицания: «Как
милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией», поскольку, как
справедливо полагал швейцарский ученый, «чаще действительным убийцей
является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец, покинувший
беременную или не пожелавший признать ребенка».
Булгаков контаминировал в образе Фриды
героинь обеих историй. Фрида романа, обладая основными чертами биографии
Фриды Келлер, убивает своего ребенка еще в младенчестве и при помощи
носового платка, подобно Кониецко. Таким образом, это событие
оказывается перенесено в май 1899 года – время, когда Фрида Келлер
родила ребенка. Тогда утверждение Коровьева-Фагота на Великом балу у
сатаны о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет на стол Фриде
платок, которым она задушила младенца, оказывается абсолютно точным,
поскольку события «Мастера и Маргариты» в московской его части
разворачиваются как раз в мае 1929 года. Автору романа в эпизоде с
Фридой важен был именно невинный младенец, его страдания как последняя
мера добра и зла. Вместе с тем писатель, подобно Форелю, несмотря на
весь ужас преступления, назвал (устами Маргариты) главным виновником
насильника – отца ребенка. Булгаков учел и приведенные швейцарским
ученым данные о психических отклонениях, имевшихся у Фриды Келлер. В
частности, Форель отмечал, что она страдала головными болями из-за
перенесенного в детстве воспаления мозга. Платок, который Фрида видит
каждый вечер на своем столике, – это не только символ терзающих ее мук
совести («и мальчики кровавые в глазах», используя слова из пушкинского
«Бориса Годунова»), но и признак наличия у нее болезненной, навязчивой
идеи.
Кстати, подобная скрытая датировка времени
действия романа, несомненно, была частью булгаковского замысла. Писатель
специально ориентировал свой роман на эрудированных читателей, которые,
будучи знакомы с книгой Фореля, могли легко посчитать, когда именно
происходит действие в московских сценах «Мастера и Маргариты».
Внимание писателя, несомненно, привлек тот
факт, что свое преступление Фрида Келлер совершила на Пасхальную неделю
1904 года, да еще в мае (здесь речь идет о Пасхе западных христиан, не
совпадающей с православной), что соответствовало и пасхальной
приуроченности действия «Мастера и Маргариты». Не оставил он без
внимания и слова о том, что некая неведомая и неодолимая сила
подталкивала швею из Сен-Галлена на преступление. У Фореля этой силой
выступает психическая болезнь Фриды, для которой ребенок подсознательно
стал символом ее несчастья и позора. Автор «Полового вопроса» писал:
«Несмотря на любовь к детям, Фрида своего ребенка не любила… она его
никогда не ласкала, не баловала, не целовала и, будучи в других случаях
доброй и отзывчивой женщиной, весьма безучастно относилась к
собственному ребенку». У Булгакова искусителем Фриды подразумевается
дьявол, который и призвал ее потом на свой бал.
Из работы Фореля, вероятно, во многом
почерпнуто изобразительное решение бала Воланда. Швейцарский профессор
упоминал «бал нагих или полунагих», устраиваемый ежегодно в Париже
«художниками и их натурщицами в обществе их ближайших друзей» и
завершающийся «половой оргией». Поэтому на балу у сатаны все женщины,
подобно натурщицам на парижском балу, обнажены. Кроме того, Париж –
город, где жили Маргарита Валуа и Маргарита Наваррская, с которыми
связана королева бала Воланда – Маргарита.
Автор предисловия к одному из русских
изданий «Полового вопроса» доктор В. А. Поссе (его воспоминания о Льве
Толстом послужили одним из толчков для разработки Булгаковым образа
Понтия Пилата) так характеризовал автора книги: «Форель не гетевский
Вагнер, хотя и не гетевский Фауст; в нем одна душа, чуждая метафизике и
враждебная мистике, душа, в которой любовь к истине сливается с любовью к
людям». Эти слова оказываются полностью применимы и к Булгакову. Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.
|