«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как
таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал
перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это
знает. Это знает уставший! И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца
и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна
(успокоит его)».
«Черт с ним! — загремел блондин. — Черт с ним. Машинистки,
гей!
Он махнул огромной рукой, стена перед глазами
Короткова распалась, и тридцать машин на столах, звякнув звоночками, заиграли
фокстрот. Колыша бедрами, сладострастно поводя плечами, взбрасывая кремовыми
ногами белую пену, парадом-алле двинулись тридцать женщин и пошли вокруг
столов.
Белые змеи бумаги полезли в пасти машин, стали
свиваться, раскраиваться, сшиваться. Полезли белые брюки с фиолетовыми
лампасами. «Предъявитель сего есть действительно предъявитель, а не какая-нибудь шантрапа».
«Итак, 13 примерно января 1622 года, в Париже у
господина Жана-Батиста Поклена и его супруги Марии Крессе появился хилый
первенец. 15 января его окрестили в церкви святого Евстафия и назвали в честь
отца Жаном-Батистом. Соседи поздравили Поклена, и в цехе обойщиков стало
известно, что родился на свет еще один обойщик и торговец мебелью».
«Раненько, раненько, когда солнышко заслало
веселый луч в мрачное подземелье, ведущее с дворика в квартиру Василисы, тот,
выглянув, увидал в луче знамение. Оно было бесподобно в сиянии своих тридцати
лет, в блеске монист на царственной екатерининской шее, в белых стройных ногах,
в колышущейся упругой груди. Зубы видения' сверкали, а от ресниц ложилась на
щеки лиловая тень.
— Пятьдесят сегодня,— сказало знамение голосом
сирены, указывая на бидон с молоком».
Четыре отрывка — четыре разных автора. У каждого
свой творческий почерк, свои тематические и жанровые пристрастия. Один явно
лирик, но с каким-то философским уклоном. Другой, похоже, фантаст. Третий
посвятил себя истории, которую стремится оживить и очеловечить. Четвертый —
жизнерадостный и остроумный бытописатель. Ведь так? Да нет, не совсем так. То,
что в отрывках этих представлены лирика и фантастика, историческая беллетристика
и бытописание, совершенно справедливо. Но автор у них один — Михаил Афанасьевич
Булгаков. И далеко не полностью охватывают эти отрывки его литературные
специальности. Во многих произведениях он даже совмещает их. А в «Мастере и
Маргарите» они чуть ли не все сразу находят применение. Здесь он и лирик и
сатирик, бытописатель и фантаст, юморист и философ.
Как все это соединилось в одном человеке?
Разумеется, талант художника был у Булгакова, что
называется, от бога. А уж то, какое этот талант получал выражение, во многом
определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась
судьба писателя.
Родился Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве, в семье
доцента, потом профессора духовной академии. Был он у Афанасия Ивановича и
Варвары Михайловны Булгаковых первенцем. После него семья пополнилась еще двумя
сыновьями и четырьмя дочерьми.
Жили они в том самом доме по Андреевскому спуску,
в котором писатель поселил в свое время героев «Белой гвардии» и «Дней
Турбиных» и в котором можно мысленно побывать на правах своего человека и
завсегдатая, благо и сам он, и его обитатели гостеприимны и сердечны и вполне
к тому располагают. Достаточно лишь чуть-чуть напомнить...
«Много лет... в доме № 13 по Алексеевскому (так в
романе) спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку
маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у
пышущей жаром изразцовой площади «Саар-дамский плотник», часы играли гавот, и
всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых
ветвях...
Вот этот изразец, и мебель старого красного
бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры... лучшие на свете
шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей
Ростовой, Капитанской Дочкой... мать в самое трудное время оставила детям...»
Все это никак не назовешь казенным словом
«имущество». Тут речь может идти скорее о сотоварищах по дому, о друзьях. Недаром
печка «грела и растила», у часов в столовой «родной голос», в шкапах — не
книги, не тома, а сами любимые герои.
От турбинской семьи булгаковская существенно
отличалась только одним — многочисленностью. В 1907 году она осиротела: умер
Афанасий Иванович. Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи
Варвары Михайловны. А вскоре к семерым прибавилось еще трое — племянники
старших Булгаковых. И всем им, как вспоминала сестра Михаила, Надежда, мать
«сумела... дать радостное детство».
«Семья Булгаковых,— рассказывал гимназический
однокашник писателя Константин Паустовский,— была хорошо известна в Киеве—
огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья... За окнами их квартиры
постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны, голоса молодежи,
беготня, смех, споры и пение.
Такие семьи с большими культурными и трудовыми
традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой
мысли».
Этим традициям и этой передовой мысли Булгаков
следовал до конца дней, независимо от того, чем ему приходилось заниматься.
В 1916 году он окончил медицинский факультет
Киевского университета. Был призван в армию. Но после нескольких месяцев
службы в качестве госпитального врача направлен в земскую больницу в село
Никольское Смоленской губернии. И очень скоро приобрел там, как врач, такую
популярность, что на прием к нему съезжалось до ста больных в день. Через год,
совершенно измученный непосильной нагрузкой, он был переведен в Вязьму, где
условия жизни и труда были полегче. А в начале 1918 года, беспокоясь за судьбу
родных, возвратился в Киев. И уже вместе с семьей пережил те шесть или семь
переворотов, которые совершались в городе в 1918—1919 годах. Сопровождались
они, как и водится, кровавыми расправами, расстрелами, конфискациями имущества
и навсегда сделали его врагом всякого насилия, какими бы высокими идейными
соображениями оно не мотивировалось. Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|