Левий Матвей - персонаж романа "Мастер и Маргарита", бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри.
Л. М. восходит к евангелисту Матфею, которому традиция приписывает
авторство "логий" - древнейших заметок о жизни Иисуса Христа, которые
легли в основу трех Евангелий: Матфея, Луки и Марка, называемых
синоптическими.
Булгаков в романе как бы реконструирует процесс создания Л. М. этих "логий" - первичного искажения истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, умноженного затем в канонических Евангелиях. Сам Иешуа подчеркивает, что Л. М. "неверно записывает за мной".
По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и
неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся.
Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял:
сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и
убежал".
Рукопись Л. М., как и рукопись Мастера,
не горит, но она несет не истинное, а извращенное знание. Это первичное
искажение идей Иешуа Л. М. ведет к кровопролитию, о чем ученик Га-Ноцри
предупреждает Понтия Пилата, говоря, что "крови еще будет".
В первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В
подготовительных материалах к последней редакции "Мастера и Маргариты"
сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова "Искусство книгопечатания в
его историческом развитии" (1923), где отмечалось, что первые книги в
Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из
папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными
материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь
были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М.
пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса -
долговечного материала - не мог сохраниться в течение столетий и
отразиться в Евангелиях.
Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный
источник - роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) "Два мира"
(1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить
страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв,
проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: "Я
ошибался! - кричал совсем охрипший Левий, - ты бог зла! Или твои глаза
совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо
слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты
черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!"
Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая
страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед
иконой Бога-отца: "Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я
был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада.
Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог
инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и
защитник".
Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада
надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и
добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса.
Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты,
он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем
прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос
сатаны: "Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший
сборщик податей?"
Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии
истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней "князя тьмы",
который на самом деле "и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда
он с Каифой разговаривал, и на помосте", и во время казни, когда
услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.