Задания: дополните текст пояснениями
и цитатами (часть из них приведена в разделе
"Вставки”), расположите абзацы в нужном порядке,
чтобы получилось сочинение-сравнение (если
нужно, объедините отдельные абзацы), подберите к
тексту эпиграфы из реплик героев пьесы (обратите
внимание на то, что в эпиграфах должна быть
выражена идея сравнения героев).
- Аркашка Счастливцев — комик, хотя когда-то в
Кременчуге "любовников играл”, глаза его
выражают одновременно и насмешливость, и
робость. В узле у него книги: драмы и водевили.
Денег нет, путешествует где на своих двоих, а где
и завёрнутым в ковёр, чтобы не холодно было...
- На перекрёстке двух дорог, возле указателей, на
одном из которых написано <...>, а на другом
<...>, встретились два странствующих актёра:
комик <...> и трагик <...>. Так появляются перед
зрителем (или читателем) герои пьесы
А.Н. Островского "Лес” (1871). И кажется, что
герои-актёры А.Н. Островского кочуют не только
по российским дорогам, но и из пьесы в пьесу.
Судьбам русских актёров посвящены пьесы <...>,
появится актёр Робинзон в пьесе <…>. Чем же так
близки автору эти персонажи?
- В финальной сцене Несчастливцев искренне и
гордо противопоставляет мир актёрского братства
жестокому "дремучему лесу” провинциальных
помещиков, считающих его товарищей шутами <...>.
- Геннадий Несчастливцев — благородный трагик.
Правда, денег тоже нет, в ранце пара платья, два
парика да сломанный пистолет. Сам о себе он
говорит <...>
- Поначалу у читателя и зрителя Несчастливцев
вызывает ироническую улыбку. Ведь комик Аркашка
любит выпить, может легко соврать, трусоват,
подобострастен, нечист на руку, но <...> Именно с
ним связано большинство комических эпизодов в
пьесе "Лес”. Бедный комик так привык шутить и
каламбурить, что даже камердинера Карпа
старается развеселить, называя его Осетром
Савельевичем. Он презирает сам себя <...>. Но
почти всеми этими пороками обладает и
Несчастливцев. На самом деле, отличает их,
пожалуй, только частица "не” в фамилии. Общего
между ними гораздо больше. Объединяет их даже то,
чего у них нет: нет табаку... нет денег... нет
близких людей... нет дома…
- Они встречаются на дороге "из Вологды в Керчь”
или "из Керчи в Вологду” — это с какой стороны
идти. Их комические диалоги заставляют зрителя
от души смеяться, они постоянно пикируются,
выясняя, кто из них лучше. Несчастливцев
настойчиво противопоставляет их роли <...>
- Возможно, Счастливцев смотрит на мир более
реально. Вот только оказавшись у дяди-лавочника в
гостях, этот балагур тоже не выдержал безделья и
постоянных попрёков и задумался <...>.
- Богатая помещица Гурмыжская заставляет
"играть комедию” бедную родственницу <...>
Лицемерная Раиса Павловна проговаривается
<...> Цель её игры — обман, нажива, наслаждения,
которые можно купить за деньги.
- Конечно, Несчастливцев, как и полагается
истинному трагику, благороден, горд, добр, порой
наивен, доверчив. Геннадий Демьяныч живёт
благородными страстями, места которым, увы, нет в
"лесу”, среди гурмыжских, булановых, милоновых и
бодаевых. Несчастливцев возвращает уже
утраченную тысячу рублей Гурмыжской, отдаёт в
приданое воспитаннице барыни Аксюше свои
последние деньги. Он стыдится актёрской
профессии, поэтому в имении тётушки Гурмыжской
представляется отставным офицером, а Аркадия
заставляет играть роль лакея. Казалось бы, оба
всю жизнь играют роль, но кому в мире от их игры
становится хуже? На сцене они привыкли говорить
красивые слова из пьес Шекспира и Шиллера, а в
жизни им приходится сталкиваться с обманом,
неблагодарностью, унижением, бесчестной и
фальшивой игрой ради денег.
- Играя на сцене, в жизни комики и трагики из пьес
Островского чисты и искренни, хотя жизнь их
трудна. В уста героев-актёров Островский
вкладывает собственные сокровенные мысли о
жестоких нравах русской провинции эпохи
крепостного права.
Вставки
- "Лев ведь я. Подлости не люблю, вот моё
несчастье”.
- "Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так
ссоримся или дерёмся; коли помогаем, так уж
последним трудовым грошом. Вы всю жизнь толкуете
о благе общества, о любви к человечеству. Вы
комедианты, шуты, а не мы”.
- "Из актёров-то он самый каторжный, — как есть
одних чертей представляет”.
- "Паясничать-то хитрость не велика. А
попробуй-ка в трагики!”
- "Играешь-играешь роль, ну и заиграешься”.
- "...не удавиться ли?”
- "...свою амбицию тоже имеет”.
- "Я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть
комедию”.
|