«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй,
мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому
драматическому театру». Это сказал Александр Николаевич Островский. Из
64 лет жизни (родился в 1823 году, умер в 1886 году) 41 год отдан
драматургии. Из них 35 – театру. 48 пьес. Практически он создал
репертуар русского театра.
Островский говорил: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи.
Театр до Островского переживал тяжелое время. Не ставились хорошие,
настоящие пьесы. Публику развлекали самым дешевым и простым способом.
Нужен был драмтург, который помог бы вернуть театру нравственное
содержание, ведь именно драматургия – основа театра.
14 февраля 1847 года в доме профессора Шевырева собралась группа
московских литераторов, и никому не известный 23-летний чиновник
Коммерческого суда Александр Островский, прочитал собравшимся первую
пьесу: «Семейная картина». Островский вспоминал: «Самый памятный для
меня день в моей жизни – 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал
считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в
свое призвание».
Драматург открыл страну, никому до сего времени в подробностях не
известную и никем из путешественников не описанную. Называлась эта
страна Замоскворечье, московский купеческий район.
Как же развивается тема купечества, главная тема творчества драматурга на протяжении всей его жизни?
Обратимся к пьесе «Гроза». Она подробно изучается на уроках, поэтому
отметим лишь то, как рисует Островский город Калинов, купеческий город.
Основные герои его купцы, есть только несколько персонажей из других
сословий: Кулигин, Шапкин, сумасшедшая барыня. Оставим пока в стороне
Катерину. Кто выделяется из купеческой среды? Савел Прокофьевич и Марфа
Игнатьевна Кабанова, Кабаниха, как зовут её в городе.. Представим себе
на минуту, что они стали бедными. Останутся ли такими же их характеры,
манера вести себя? Что касается Дикого, то совершенно ясно, что сила
его в деньгах. Уйдут деньги – уйдет и власть… А Марфа Игнатьевна
Кабанова – идеолог этого мира. Не следует её воспринимать как злобную
женщину или плохую свекровь. Она – носитель сверхличного зла. Сама она
не испытывает зла к Катерине, вдова Кабанова просто хочет, чтобы всё
было, как полагается: при прощании жена должна выть и кланяться мужу в
пояс; гостей нужно встречать так, а благодарить – этак. Её власть крепче
и неотвратимее, недаром её боится сам ругатель Дикой. В Марфе
Игнатьевне есть даже трагизм, потому что уходит её мир, она сама это
чувствует, уходит её время, в буквальном смысле уходит. Феклуша: Дни-то и часы всё те же остались: и время-то за наши грехи всё короче и короче делается…
Кабанова: И хуже того, милая, будет.
Феклуша: Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова: Может, и доживем.
И то, что разваливается её мир, даёт трещину – очевидно. Затхлый,
душный, непросвещённый, дикий мир, боящийся всего, а больше всего –
свежего воздуха, ветра, полета. Недаром Кулигин скажет гневно: «Гроза!
Да у вас все – гроза!» Мельников-Печерский обратил внимание на то, что
всего сильнее «протест Кулигина. Это протест просвещения, уже
проникающего в темные массы домостроевского быта».
А что изменится, как повлияет просвещение на купечество?
На этот вопрос отвечает пьеса «Бешеные деньги» (1870, она отделена
от «Грозы» одиннадцатью годами). В ней мы встречаемся с Васильковым,
новым героем Островского, который вызвал недоумение у критики и
читателей. Да и персонажи пьесы, московские баре Телятев, князинька
Кучумов, Глумов, пытаются разгадать этого человека. Кто он, этот
провинциал, разговаривающий, «как матрос с волжского парохода», и так
пожимающий руку, что его собеседник готов вскрикнуть? Кто этот человек,
записывающий все расходы в книжечку, а в то же время, по-видимому, не
скупой и носящий в кармане толстый бумажник с пол-аршина, который
приводит разорившихся дворянчиков в благовейный трепет? Этот мужичок –
кержачок грубоват и неловок, даже неотесан, его простое имя Савва
смешит Глумова… Но тут же оказывается, что Васильков образован, как
филолог – понимает и по-гречески, и по-английски, знает татарский. Родом
откуда-то из глухой провинции, а между тем объездил весь свет: в Крым
приехал из Лондона, через Суэц, где его заинтересовали «инженерные
сооружения».
Васильков так деловит и рационалистичен, что даже жену выбирает
себе, сообразуясь, как он думает, исключительно с доводами рассудка. Он
постоянно уверяет, что, как бы он ни увлекся, а «из бюджета не выйдет».
Но по сравнению с Диким, с Кит Китычами он много выигрывает. Его
деловитость – деловитость честного предпринимателя, в нем нет азиатской
распущенности, обмана, лжи, грязного надувательства. Правда, Васильков
честен потому, что «ложь - экономически не выгодна», он прямо так и
говорит: «В практический век честным быть не только лучше, но и
выгоднее». Его деньги – умные деньги. Он знает им цену, но они для него
не всё. Недаром Островский подчеркивает благородство его натуры,
заставляет даже с нотками сентиментальности говорить о своей
«младенческой душе» и оскорбленном Лидией «добром сердце». И, как
правильно замечает исследователь творчества Островского Владимир Лакшин,
«Васильков забывает все свои методические счеты и расчёты и в порыве
ревности, как заправский романтический герой, вызывает Телятева к
барьеру: «Ах, я рассказать тебе не могу, что делается в моей груди…
Видишь, я плачу… Вот пистолеты!» И может ли не сочувствовать ему автор,
когда после насмешки Лидии над его добрым порывом вкладывает ему в
уста такую лирическую, такую «островскую» фразу: «Душа моя убита»
Кое-что от Василькова мы увидим потом в Вожеватове и Кнурове
(«Бесприданница»). В этой пьесе сошлись две главные темы Островского –
купечество и тема «горячего сердца». Лидия Чебоксарова и Глафира из
пьесы «Волки и овцы» - редкость для Островского. Обычно его молодая
героиня – главная женская роль в пьесе – благородная, страстная, смелая
и беззащитная женщина с горячим сердцем. Одна из пьес Островского так и
называется – «Горячее сердце».
Катерина – первая из этой галереи прекрасных женских образов. Она
характер скорее трагический, нежели драматический. Как полагается
трагической героине, Катерина преступает запрет, в пьесе даже есть
«сцена выбора», необходимая принадлежность каждой трагедии. Катерина
многого хочет – она жаждет любви и расплачивается за это.
Но Лариса, героиня «Бесприданницы», пьесы, написанной через двадцать
лет после «Грозы», уже не мечтает о любви. Она знает, что ей,
бесприданнице, о браке по любви мечтать нечего. Она хочет только одного –
уехать в деревню, за Волгу, с нелюбимым мужем Карандышевым, но только
чтобы её оставили в покое. И даже в этой малости общество ей
отказывает. Лариса – по-гречески значит «чайка», стремительная белая
птица среди зверей: Кнурова (кнур-хряк), Вожеватого, молодого хищника,
Паратова (паратай – дерзкий, ловкий, быстрый). Не только у Паратова, но
и у них у всех «нет ничего заветного». Традиций нет, совести нет, бога
нет, нет и прежде стеснявшего авторитета «старших». А что есть? Деньги
и товар. «Всякому товару есть цена», - говорит Вожеватов, и это
совершенно правильно, только страшно, когда товаром оказывается человек.
О Ларисе все говорят, ею восхищаются, на её внимание претендуют,
решают за неё её будущее, а сама она всё время как бы в стороне: её
желания, её чувства никого всерьёз не занимают. Лариса должна будет
признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они
не смотрят на вас как на женщину, как на человека, – человек сам
располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».
Но в этом мире – все вещи. У Кнурова с его европейским размахом, у
Вожеватова с его единственным нравственным принципом – «честное
купеческое слово», которое он ни при каких обстоятельствах не может
нарушить, - нет того, что есть у Василькова. У них нет души. Их души
съели деньги. Они потому и тянутся к Ларисе, что душа есть у неё. И
талант. Но талант не может пробудить в них чувства добрые, потому что
их нет. И божественное пение Ларисы вызывает у них совсем другие
чувства, темные, тяжелые… В Ларисе нет цельности Катерины, нет
отчаянной решимости героини «Горячего сердца»; ей приходит мысль о
самоубийстве, но что-то вопреки её отчаянию не пускает, держит её в
жизни.
«Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и
не нужно. Какая я жалкая, несчастная»… - говорит Лариса, стоя над
обрывом у решетки.
Островский писал актрисе Савиной, что все лучшие пьесы его «писаны
для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта».
«Грозу» он посвятил когда-то Косицкой, актрисе безоглядной искренности,
обладавшей даром нести в зал переживания цельной, открытой души, - в
Катерине запечатлены отчасти эти черты. Лариса предназначалась им для
молодой Савиной – актрисе умной, высокоталантливой, славившейся не
столько обаянием открытости, сколько современным «нервом»,
завораживающими переходами от душевного холода к жаркой страсти. Но
лучшей Ларисой стала Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Актриса играла
вечную женскую душу, для которой в этом мире не нашлось верных и крепких
мужских рук, могущих принять, удержать, уберечь эту красоту. Но Лариса
Комиссаржевской –поэтический, мучительный, привлекательный, не
благостный характер. Вот как описывает современница сцену у решётки:
«Лариса – Комиссаржевская подходит к обрыву и заглядывает вниз, в
губительную и спасительную бездну. Она хочет разом покончить со всем,
ведь сумела же Катерина в гибели своей сохранить себя. И здесь выход –
не стать вещью, уйти из этой страшной, грязной жизни… Но руки так жадно
вцепились в прутья решетки, но тело, молодое, живое, так
сопротивляется смерти – и Лариса отходит от пропасти уничтоженная и
презирающая себя».
«Бесприданница» была последней созданной Островским драмой.
Два года спустя после смерти Островского Чехов напишет пьесу
«Иванов», а вскоре появится и «Чайка». И в этом самом Александринском
театре та же самая актриса, которая сыграла белую птицу Ларису в
«Бесприданнице», Вера Фёдоровна Комиссаржевская сыграет «чайку» Нину
Заречную в чеховской пьесе. И начнется новый этап в истории русского
театра, этап, которого не было бы, если бы великий русский драматург
Александр Николаевич Островский не отдал бы русскому театру всю свою
жизнь. |