В сложной художественной структуре блоковских
стихотворений звук выполняет функцию тончайшего инструмента искусства.
Рядом живут в стихотворениях А.Блока звуки
реалистические, земные, и звуки-символы, звуки — вестники добра или зла, звуки,
создающие необходимое настроение, сообщающие стихотворению композиционную
стройность, организующие сюжет. Создается впечатление, что поэт воспринимает
все — все вещи и явления — через звуки, закрепленные за ними творческим
воображением или действительно слышимые.
Погружаясь в звуки, чутко улавливая все оттенки могучей
симфонии жизни, Блок создал гармоническую картину звучащего мира, где все
значимо и символично, конкретно и в то же время обобщено.
Обостренность звукового восприятия и отражение его в
поэзии — одна из граней таланта поэта, свойство поэтического «видения» звуков.
Идейная и эстетическая позиция Блока-поэта отразилась и в
своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы, и в фабульных построениях,
где звуки часто играют роль поворотного мига, определяющего развитие сюжета и
композицию произведения, и в характере образа, поэтической лексики, тропики.
Звуковая основа создает композиционный рисунок многих
стихотворений Блока. Например, цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в
звуковом движении прежде всего. Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и
потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом
стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей: «За
Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат...» Это и звук
человеческого голоса, призыв биться с татарвою: «За святое дело мертвым лечь!»;
это и причитания матери, и звон мечей. Звуки приобретают символический смысл:
«Слышал я твой голос сердцем вещим в криках лебедей»; «Орлий клекот над
татарским станом угрожал
бедой». Крики гордых птиц сопутствуют исторической
схватке двух враждующих сторон, в них, несомненно, заложен широкий
ассоциативный смысл, как и в выражении «лебединая песня» — последний, из
глубины души исторгнутый вопль, предчувствие рокового исхода: «Над вражьим
станом, как бывало и плеск и трубы лебедей». Звуковое восприятие боя
переплетается со зрительными образами, создавая целостную картину ратного
подвига:
Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу
над Русью далече Широкий и тихий пожар. III, 252
Можно говорить и о «звуковой композиции» стихотворения
«Эхо» с его необычной, нервной строфикой,
как бы передающей рождение звука, его полет, нарастание, угасание и
новый мощный взлет. Звук дает толчок развитию сюжета, действия («...И вдруг
влетели звуки», II,
139); иногда это слабый, едва различимый звук, как родничок, постепенно
перерастающий в могучую реку: «Ты из шепота слов родилась...» I, 366; «Иду по шуршащей листве», II, 23; «Приближается
звук...» III, 265;
«Смычок запел...» III,
217.
Некоторые стихотворения так и воспринимаются: прежде
всего — через звуки, организующие сюжет. Так, например, строится стихотворение
«Обман»:
В пустом переулке весенние воды Бегут, бормочут, а девушка хохочет...
Будто издали невнятно доносятся звуки...
Где-то каплет с крыши
... где-то кашель старика...
Шлепают солдатики: раз! два! раз! два!
Хохот. Всплески. Брызги...
И, 146
В создании художественного образа, в построении сюжета, в
раскрытии авторского мироощущения и отношения к объекту большую роль у Блока
играет использование символики звуков и тишины, иногда контрастное сталкивание
их. Блок жил в мире звуков, через них воспринимая жизнь и людей и ими выражая
свое отношение к людям, к действительности, свое личное «я». Блока можно было
бы назвать коллекционером звуков бытия. Одна из современниц Блока, сотрудница
Пушкинского дома в пору его создания, рассказывает о вечере памяти Блока, на
котором Владимир Пяст говорил: «Очень интересно замечание Блока об аэроплане,
которым он, как и все мы в 1911 г., увлекался. Блок сказал, что аэроплан внес в
мир новый звук, не существовавший в нем до XX века,— звук пропеллера».
Звук как самодовлеющая величина (в сфере поэтической
фонетики) бывает вестником каких-то важных событий, он порождает в лирическом
герое предчувствие чего-то рокового, неизбежного: жизни, смерти, любви. Так,
предвестником великих событий звучит колокольный звон во вступлении к циклу
«Стихов о Прекрасной Даме»: «Все колокольные звоны гудят», I, 74. Обычно звук колокола предшествует
началу действия, является своего рода завязкой в сюжетных стихотворениях: «В
церкви ударил колокол. Распахнулись форточки, и внизу стал слышен торопливый
бег». Но, вступив зачином, звук не умирает, он создает тревожный звуковой фон,
в который вкрапляются и другие звуки: «Бился колокол. Гудели крики, лай и
ржанье», II, 140. Звон
колокола выполняет в стихотворениях Блока очень разнообразные художественные
функции. Так, колокол раздольный — это и глашатай весны, и он же может
быть источником мучительных переживаний:
Бейся, колокол раздольный, Разглашай весенний звон! II,
145 И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол
раздольный Окровавленный язык. II,
149
Можно встретить и
другие оттенки значения этого символа. Колокол звучит торжествующе:
Звонким колокол ударом Будит
зимний воздух. Мы работали недаром, Будет
светел отдых. II, 328
Порой его звон пленителен и нежен: «Тонкие поют
колокола», III, 118. Неназванный
звук, без указания источника, может явиться причиной сомнений, колебаний,
раздумий героя, быть вестником томительных и неясных ощущений:
Что мне поет?
Что мне звенит?
Иная жизнь?
Глухая смерть? II, 131
Кто кличет?
Кто плачет?
Куды мы идем? II, 103
Или так:
Давно уж не было вестей, Но город приносил мне звуки, И
каждый день я ждал гостей, И слушал шорохи и стуки. 1,219
Звук же может быть спутником лирического героя и в самые
светлые минуты его жизни; он же — непременный атрибут гармонически цельной
натуры:
Свободен, весел и силен, В дали любимой Я слышу непомерный звон Неуследимый. III, 264
Звук перерастает в таинственную силу, имеющую
необъяснимую власть над героем; тогда уже не важен характер звука, его
источник, звук — некое божество, идол или идеал, которому служит герой, от
которого зависит его жизнь:
На дымно-лиловые горы Принес
я на луч и на звук
Усталые губы и взоры.... III, 26
Лирический герой Блока, при всей его чуткости к условным
знакам, намекам, вместе с тем живет в мире реальных вещей, мире звучащем, среди
живой природы, среди людей, городского шума, песен. Многие звуки в этом мире
неоднократно повторяются, варьируясь, соединяясь в звуковой картине, вновь
расходясь: хруст песка, храп коня, журавлиный крик, шум дождя. Сводя
разнообразные по характеру звуки в полифоническое содружество, Блок создает
выразительную реалистическую картину:
Лишь слышно — ворон
глухо Зовет товарищей своих, Да
кашляет старуха. III, 257
Иль конь заржет — и звоном струн Ответит телеграфный провод... III,
341
Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг... II,
185
И. Крук, исследуя поэтику Блока, связывает такие звуки,
как скрип, лязг, визг, с темой антимузыкальности мира зла, страшного мира. С
этим нельзя не согласиться, однако символика этих звуков у Блока шире, стилевая
многозначность их более многогранна, нельзя связывать ее только с «визгливыми и
фальшивыми нотами», которые еще прорываются в «мировом оркестре», как пишет об
этом И. Крук, ссылаясь на статью А. Блока «Интеллигенция и революция». Звуки
эти нужны поэту и для создания самых реальных житейских картин, например:
Полон визга веретен
Двор, открытый лунным блескам... И, 313
Прорываются визги пилы,
И летят золотые опилки. II, 73
Ведь это совсем не то, что «визжит кровавой смерти весть»
(II, 316), так же, как
значение глагола скрипеть различно в таких примерах: перья «торжествующе
скрипят» и
Скрипнет снег — сердца займутся — Снова тихая луна. I, 154
И. Крук совершенно прав, говоря о «музыкальной антитезе
как одном из специфических приемов поэтики Блока, подчиненных задаче
художественного отражения контрастов и конфликтов, трагичности судьбы человека
в условиях «страшного мира».
Вместе с цветовой образностью у позднего Блока изменяется
и
звуковая ткань стихотворений. Особенно заметны частые созвучия на
диффузные гласные «у», «ы», «и». Вспомним, что диффузность синэстетически
ассоциируется с неполнотой, внутренней
неуравновешенностью, слабостью и даже страданием — со
всеми чувствами, которые можно обозначить общим понятием неустойчивость.
И вот уже ветром разбиты,
убиты
Кусты облетелой ракиты.
И прахом дорожным
Угрюмая старость легла па ланитах,
Но в темных орбитах
Взглянули, сверкнули глаза невозможным...
И снится, и снится,
и снится: Бывалое солнце!
(3 октября 1907)
Итак,
проанализировав работы ведущих ученых-блоковедов, мы в своей работе пришли к
выводу, что тема исследования музыкального оформления Александром Блоком своих
произведений неисчерпаема, требует более подробного рассмотрения с членением ее
на подтемы для получения более полного научного результата. Этого можно
достигнуть, при сотрудничестве с психологами, искусствоведами, проводя
фоносемантический и фонетический анализы различных произведений поэта. |