Суббота, 03.12.2016, 20:44

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [10]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [11]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » А.БЛОК

Идея пути в творческом сознании А. Блока
15.09.2012, 14:02
В творчестве Александра Блока реализуется идея пути панэстетизма /представление об эстетизме, как о глубинной сущности мира/. Для поэта эта идея очень важна. В основе панэстетизма лежит учение о красоте и Софии, где предусматривается образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилении личности, а в сфере антологии – «положительное  всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворенных элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии – «вечной женственности», мистической возлюбленной – это средоточие лирики Вл. Соловьева попало впоследствии в центр внимания русских символистов.

портрет Блока

        Олицетворением переломной эпохи Вл. Соловьев считает  Александра Александровича Блока. Всегда актуально и интересно миропредставление и миропонимание другого человека. Смысл конфликта Я-души и мира, пути его решения. Поиски различных путей всеединения активно реализуются А. Блоком в лирике 1900 годов и приводят к открытию  двух основных путей слияния с миром. Первый путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных стихий. Другой путь – связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся вселенная.

         Местом исследования законов мировой жизни станет душа поэта. Душа поэта, по Блоку, причастна Мировой Душе. Поет, способен превратить хаос звуковых стихий  Вселенной в гармонию. Поэт – сын гармонии, он должен внести  эту гармонию во внешний мир, способствовать проникновению мировой гармонии в обыденную жизнь [1, с.4]. Путь А.Блока реализуется в поиске единого связующего звена между  Космосом и Хаосом, о чем говорим, анализируя стихотворение «Незнакомка».

         
Глава 1. Идея пути в творческом сознании А. Блока

Лирика А. Блока – явление уникальное. При всем разнообразии её проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих  она является единым целым, одним развернутым во времени произведением,  отражением пройденного поэтом «пути». «А. Блок – художник, прошедший путь среди революций, чутко уловивший и противоречия, и величие эпохи,» - пишет Н. Тихонов в статье «Александр Блок (к 25-летию со дня смерти)» (Правда, 1946г. от 7 августа). Основные этапы своего творческого пути поэт сам обозначает в 1916 году, он делит  его на три книги, каждая из которых отражает  вполне определенный и законченный период его идейно-художественных исканий.

Его творчество является своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией нарождающегося революционного мира. И на этом пути он проходит сложные искания, философскую основу которых составляет мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным  реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и следует стремиться.

Блок размышляет о назначении поэта: поэт называется поэтом не потому, что он пишет стихами, а потому что он приводит в гармонию слова и звуки. Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Хаос есть первобытное, стихийное безналичие, космос – устроенная гармония, культура… Поэт – сын гармонии,  ему дана какая-то роль, которая реализуется в трех делах:

освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают;

привести эти звуки в гармонию, дать им форму;

внести эту гармонию во внешний мир.( А. Блок. О назначении поэта)

          Поиски различных путей гармонизации мира активно реализуются Блоком  в лирике 1900 годов и приводят  к открытию двух основных путей слияния с миром. Первый путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных стихий. Другой путь связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся вселенная, все прошлое  и будущее. Таким образом, творчество должно способствовать  приобщению человека к мировой гармонии.  На протяжении всего творческого пути А.Блок ищет единое связующее звено.

            Блок увлекается философскими трудами Вл.С. Соловьева, который   одухотворяет искания поэта высокими идеалами любви, добра и красоты. « Поэзия символистов, - отмечал Н.А. Бердяев,- выходит за пределы искусства…. Период эстетизма  у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике».

        Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ символической поэзии заменен символом – образом, в котором наряду с  конкретным началом предполагается и иной идеальный смысл.

        Символисты видели в символе «окно в Вечность», в иные, таинственные миры. Творчество Блока есть претворение в поэтическом видении идей Вл. Соловьева, который утверждал, что Вселенной правит Мировая Душа. Она воплощена в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты (у раннего Блока – это Прекрасная Дама). Поэту нужно лишь своим порывом устремиться ей навстречу, почувствовать Мировую Душу и выразить ее.

( Вл. Соловьев. Концепция о Софии.)  И тогда станет возможным трагическое, но спасительное обновление самой русской души, преодолевшей в себе страшный мир.

        Блок исходит в своем творчестве из идеи двоемирия: материальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение, воплощение мира высшего,  идеального. Отправляясь от мира реального надо проникнуть в мир истинный, надреальный, ирреальный и тем самым приблизиться к высшему разуму. Средство постижения этого надреального мира – символ, т.е. словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений. Жизнь – многомерна, истина не дана, а скрыта и в глубине космической жизни. И в глубинах человеческого духа.

        Лирический герой у Блока – земной человек, живущий среди «народов шумных», но всей душой устремленный ввысь, к звездам и к «голосам миров иных», среди которых ему является «высокое» - является «Ты», Прекрасная Дама, Дева – Заря – Купина, «Царица чистоты», ближайшим образом напоминающая соловьевскую «Душу Мира». Только любовь «Ты» способна дать лирическому герою полноту счастья.

        Поэт часто не может  определить свой путь и признается, что не умеет его назвать. «Я думаю, - писал он А. Белому в 1905 году, что или, правда, иногда беспутно преображаюсь, или у меня и пути есть, только указать их не могу ни одного». А матери пишет, что путь его прям, как все русские пути, и если идти от одного кабака до другого зигзагами, то все же идешь, все по тому же неизвестному мне пути – куда? куда?  Поэт по-новому истолковывает свое развитие, свой путь, сравнивает его со спиралью, он отмечает: «… если  рассматривать мое творчество, - говорил он, - Н.А. Павлович, - то «Двенадцать» будут на верхнем витке, на нижнем…- «Снежная Маска». Таким образом, идея пути у Блока выдвигается на первый план. Неслучайно многое критики и исследовали Блока, начиная с Брюсова и Белого, говорят о его движении, эволюции и прямо подчеркивает это в названиях своих работ: «На пути к реализму», «Навстречу эпохе», «В пути погибший», «Творческий путь». Наличие пути развития, мера реализации импульсов движения, его интенсивность, темп, рельеф, архитектоника пути, его соотнесенность с движением литературы и с историей эпохи, а не только его «объявленное» содержание служат важной характеристикой духовно-эстетической сущности идущего этим путем.

        Блок организует свое творчество вокруг идеи саморазвития, темы пути. Тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания поэта в период идейных брожений. В творчестве Блока определяющую роль играют  искания, переходы к новому, самостроительство, процессы самоодоления, объективированные в теме пути, - все это в единстве составляет как бы миф о пути Блока. Существует еще одна предпосылка, которая сделает  возможным возникновение в творчестве Блока идеи и темы пути в особом блоковском смысле: в ощущении мира нет разрыва между личным и общим.

        Блок изменяется,  и его изменения соответствуют  его пути, определяют идею и тему пути и сами определяются  ими. Этапы его эволюции, смены духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций   реализуются  в трех зонах его творчества:

в зоне лирического «Я» и лирического героя;

в поэтических образах Блока (образы космоса, природы, человеческого и предметного окружения);

в сменах женских образов (от Прекрасной Дамы  до Катьки).

Эти метаморфозы отражаются также и в движущейся поэтике Блока, художественно материализующейся зоны его творчества и вместе с тем подымающейся над ними – «сверхзональной», сквозной, связанной с духовно-эстетической сущностью поэта в самом широком ее обобщении.

        Изменения не означают полной отмены предшествующих стадий и явлений поэтического сознания Блока. Прошлое сохранилось у него в недрах вновь возникающего, образуя единый процесс наследования пребывания – отрицания – становления. В связи с этим встает вопрос о ритмах и темпах эволюции блоковского текста, о переходах от плавности «непрерывности» к «прерывности», дискретности в развитии Блока от периода к периоду.

         В  развитии творчества мы наблюдаем крутые ломки, взрывы и постепенное, но ускоренное нарастание нового или почти параллельные резкие движения в различных направлениях с различными результатами (от «Пузырей земли», к «Снежной Маске» к «Вольным мыслям») и другие сложные переходы. Дело в том, что смена содержаний лирического «Я» и поэтического мира Блока, соответсвующая представлению о его пути, осуществляется в мыслимом времени (прежде всего в глагольном времени, за ним – в сюжетном времени), которое в свою очередь объективируется в метафорических образах пространственного движения.

        Представление о времени у А. Блока  всегда сопровождается дополнительными смыслами,   передается образами пространства. Своеобразие блоковской поэзии представляется  не этим общим законом самим по себе, а его конкретной словесной, понятийно – образной материализацией.  Путь А. Блока выделяется свой рельефностью, последовательностью и скрытой в нем мыслью о его обязательности, о его сверхиндивидуальном значении. Можно сказать, что у Блока были изумительно развиты «мускулы» организма пути.( смотри подробно Максимов. Идея пути в творчестве Блока). И это был не только путь – стремительное духовное развитие, реализованное, прежде всего в эволюции поэтического творчества, - но и мысль о пути, порождающая тему пути, одну из центральных и важнейших у Блока.

        Путь Блока отражает движущуюся действительность и, в конечном счете, соответствует направлению ее движения. Блок идет, тоскуя о «цельности», «полноте» и гармонии, «бесконечным путем» от абстрактного знания к конкретному, к возрожденческой многогранности жизненного опыта. И путь Блока ведет его к надежде на воссоединение раздробленного человека (блоковское вочеловечение), направляет его к людям, к «делу» к

жизненной практике на благо человечества и в конечной философской перспективе к слиянию с тем, что оба поэта на своем символически – условном языке называют «вечно-женственным началом», любовью и гармонией мира.

        В мысли о движении к цели в высоком смысле и следует видеть основную границу, которая разделяет Блока от других поэтов. Д. Максимов указывает, что лирическое творчество Блока начинается с бурного нарастания темы пути, выраженного в повторе глаголов движения : «я шел», «шли мы», «приду», «иду», «ухожу», «бреду», «стремлюсь», «мерю ночные пути», «душа летит», «улетает», «плыви», «стучись в преддверье идеала»…

        Блок  ориентируется на Вл. Соловьева. Герой поэта иногда сомневается в своем пути и даже называл его в какие-то моменты своей поэтической жизни ложным. И все же тема пути связывается с надеждой, просветляющий сознание героя, уводящей его от «сырого ночного тумана».

        Вл. Соловьев позволяет увидеть Блоку в материальном быте не только инобытие, но и неизбежный этап развития мирового духа, понять высокий смысл земного, ввести представления о живом Боге, о Душе Мира, мистической любви как об основном проявлении объединяющих мир сил всеединства. Мировой Дух пребывает в абсолютном единстве с Душой Мира, создавая мир материальный, соединяется с Софией.

        У Блока, как и у Соловьева, в основе поэтического мировидения лежит мифопоэтическая картина мира, картина, которая находится в постоянном движении.

 

ГЛАВА 2. Анализ стихотворения «Незнакомка»

        Идея пути реализуется А. Блоком в стихотворении « Незнакомка» (1906). По композиции стихотворение можно разделить на  три пространства: во-первых, пространство ресторана (оно и реальное и ирреальное одновременно), быт местного люда; во-вторых, пространство мира Незнакомки: мираж, тайна, загадка; в-третьих, пространство сознания и чувств Блока. Все три части построены на ярких контрастах. В первой и второй частях стихотворения нет описания состояния  души, нет оценок, но в третьей части лирический герой пытается самоопределиться, найти себя, оценить свое видение мира, мира космоса, мира хаоса, почувствовать душу – Я: « смотрю за темную вуаль», « глухие тайны мне поручены», « качаются в мозгу», но нет определенности, поэтому « все… пронзило…вино», « истина в вине».

       В первой части Блок рисует обыденную действительность дачного пригорода, передает мещанскую пошлость окружающего. Миром правит « скука загородных дач»  - она и вне подвижности « лакеев сонных», в « женском визге» и в « детском плаче». Строфы насыщены  бытовыми деталями: « крендель», « булочная», « уключины».

       Время пространства – вечер- время мистических встреч, мечты, фантазии ( смотри подробно Джек Трессидер. Словарь символов.) « И каждый вечер, в час, назначенный… девичий стан… в туманном… окне», « дыша духами и туманами»; вечер – уход старого и ожидание нового – символизирует окно. Оно как бы разделяет два пространства: реальное и ирреальное. И из этого ирреального мира  « веяние шелков», « темная вуаль» , цвет, именно, « на дальнем берегу» как бы на новом, утреннем; символы берега, дали, очей самой Незнакомки – Вечной Женственности, которая должна внести гармонию, обновить жизнь.

        В третьей части стихотворения поэт говорит:  « Истина в вине», но его вино не сродни тому, которым глушат себя « пьяницы с глазами кроликов».

Речь идет о духовном преображении сознания, позволяющего  увидеть мир необычным и прекрасным. Таким образом, поэт противопоставлен окружающему миру – хаосу, он не может из н6его вырваться. Незнакомка тоже оказывается мечтой, фантазией, грезой, так как она чужда окружающей реальности, это Вечная Женственность, Душа Мира « всегда … одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу, но встретиться они пока не могут. Поэт ощущает свою посвященность в « глухие тайны». Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни ( « древние поверья», « шелк», « вуаль», « перья», « в кольцах узкая рука», « очи») на «дальнем берегу», в дали от хаоса, принимается, как «  сокровище». Вино – символ откровения, ключа к тайнам прекрасного.

        Все картины стихотворения взаимодействуют, образы находятся в постоянном движении в  разных пространствах, но в одном времени – вечером: дух, хоть он « весенний и тлетворный»  он « правит окриками», то есть будем рассматривать лексическое значение этого слова, то он указывает правильный путь, путь от хаоса к гармонии, от « тлетворного» к  «весеннему» ; крендель, он, золотится; плач раздается, остряки гуляют, уключины скрепят, визг раздается, в небе « кривится диск». Диск – это луна, вечный символ любви, спутник тайн, романтический образ делается плоским. В первых четырех строфах поэт использует восемь глаголов, говорящих о том, что все картины и образы находятся в пути, от которого пока « кривится диск», нет гармонии между мирами. Лексика этих строф низкая (  пьяными, заламывая, визг, скука, окрики), то есть то, что надо « править».

        Во второй части стихотворения движется среди этого хаоса, пошлости образ прекрасной  Незнакомки, Души Мира, Вечной Женственности. Все детали образа, создавая определенные звуки : «ж», «ч », «з», « с», «ш», «х»,

« д», указывают на движение (смотри подробно Журавлев А. Звук и смысл.), заставляют задуматься о ее пути, ее назначении.

         Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерация),  которые создают  впечатление движения воздуха в пространстве: « И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный», « Девичий стАн, шелкАми схвАченный,   В тумАнном движет (цА), (А)кне» и т.д. Ассонансы на « У» придают утонченность движению, создают образ  женственности, тайны, мечты: « И ве (й У)т древними поверьями   Ее УпрУгие шелка,  И шляпа с траУрными перьми,  И в кольцах Узкая  рУка»  и т. д.

        В третьей части стихотворения в сознание самого лирического героя, душа – Я, находится также в движении, в самостроительстве, в поиске себя, в поиске истины, то есть в пути: « друг в  стакане отражен», « вино пронзило», « качаются», « ключ поручен» - истина в вине. В последних трех строфах девять глаголов, причастие, деепричастие которые указывают на движение, употреблена высокая лексика: «поручено», «вручено», «сокровище», « цветут», «знаю» - в этом и есть назначение поэта, путь гармонизации мира. Красота,  истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве, они необходимы Блоку для освобождения гармонии. Основная мысль Незнакомки в том, что современный, раздвоенный человек и среда, в которой он пребывает, несоизмеримы с мечтой о жизни прекрасной, свободной и светлой, что он сам и его окружающие не могут быть носителями этой мечты, она обречена остаться невоплощенной, поэтому Незнакомка находится на земле, в движении , а не в состоянии абсолютного покоя.

       Одним из важнейших моментов и есть в поэзии А. Блока  чувство пути, идея пути, тема пути, объективированная и растворенная во всем содержании творчества поэта.


Заключение

            Итак, одной из основных идей лирики Александра Александровича Блока  является идея пути панэстетизма, основанная на  нравственном усилении личности и образно-символическом постижении мира.

             В данной курсовой работе раскрыта идея пути в творчестве А.Блока, опираясь на работы литературоведов З. Минс, Д. Максимова,

В, Бузника и В. Фриндленда. Они отмечают, что наличие пути развития, мера реализации импульсов движения, его интенсивность, темп, рельеф, архитектоника пути, его соотнесенность с движением литературы и с историей эпохи, а не только его «объявленное» содержание служат важной характеристикой духовно-эстетической сущности идущего этим путем.

     Значение идеи пути определено в литературе как сознание  особого движения, позволяющего вместить в образы мгновенных переживаний всю историю мира, его прошлое и будущее, ведь именно путь должен быть средством постижения сущности мира как его гармонизации.

   Рассмотрена идея пути как решение  проблемы гармонизации мира через анализ текста стихотворения «Незнакомка», основная мысль  которого заключена: Незнакомка, Вечная Женственность, Душа Мира  должна внести в жизнь гармонию космоса, гармонию  разума.

   Таким образом, определяющую роль в творчестве А. Блока играли искания, переходы к новому, самостроительство, процесс самоодоления, объективированные в теме пути. Все это в единстве составляло как бы миф о пути  поэта.

Категория: А.БЛОК | Добавил: admin
Просмотров: 1585 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0