В творчестве Александра Блока реализуется идея пути панэстетизма /представление
об эстетизме, как о глубинной сущности мира/. Для поэта эта идея очень важна. В
основе панэстетизма лежит учение о красоте и Софии, где предусматривается
образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилении
личности, а в сфере антологии – «положительное
всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворенных
элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это
всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед
ним в лице Софии – «вечной женственности», мистической возлюбленной – это
средоточие лирики Вл. Соловьева попало впоследствии в центр внимания русских
символистов.
Олицетворением переломной эпохи Вл. Соловьев считает Александра Александровича Блока. Всегда
актуально и интересно миропредставление и миропонимание другого человека. Смысл
конфликта Я-души и мира, пути его решения. Поиски различных путей всеединения
активно реализуются А. Блоком в лирике 1900 годов и приводят к открытию двух основных путей слияния с миром. Первый
путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных стихий.
Другой путь – связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся вселенная.
Местом исследования законов мировой жизни станет душа поэта. Душа поэта,
по Блоку, причастна Мировой Душе. Поет, способен превратить хаос звуковых
стихий Вселенной в гармонию. Поэт – сын
гармонии, он должен внести эту гармонию
во внешний мир, способствовать проникновению мировой гармонии в обыденную жизнь
[1, с.4]. Путь А.Блока реализуется в поиске единого связующего звена между Космосом и Хаосом, о чем говорим, анализируя
стихотворение «Незнакомка».
Глава 1. Идея пути в творческом сознании А. Блока
Лирика А. Блока – явление уникальное. При всем
разнообразии её проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних
стихотворений от последующих она
является единым целым, одним развернутым во времени произведением, отражением пройденного поэтом «пути». «А.
Блок – художник, прошедший путь среди революций, чутко уловивший и
противоречия, и величие эпохи,» - пишет Н. Тихонов в статье «Александр Блок (к
25-летию со дня смерти)» (Правда, 1946г. от 7 августа). Основные этапы своего
творческого пути поэт сам обозначает в 1916 году, он делит его на три книги, каждая из которых
отражает вполне определенный и
законченный период его идейно-художественных исканий.
Его творчество является своеобразным связующим
звеном между русской классической поэзией и поэзией нарождающегося
революционного мира. И на этом пути он проходит сложные искания, философскую
основу которых составляет мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому
наряду с несовершенным реальным миром
существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и следует стремиться.
Блок размышляет о назначении поэта: поэт
называется поэтом не потому, что он пишет стихами, а потому что он приводит в
гармонию слова и звуки. Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой
жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Хаос есть
первобытное, стихийное безналичие, космос – устроенная гармония, культура… Поэт
– сын гармонии, ему дана какая-то роль,
которая реализуется в трех делах:
освободить звуки из родной безначальной стихии, в
которой они пребывают;
привести эти звуки в гармонию, дать им форму;
внести эту гармонию во внешний мир.( А. Блок. О
назначении поэта)
Поиски различных путей гармонизации мира активно реализуются Блоком в лирике 1900 годов и приводят к открытию двух основных путей слияния с
миром. Первый путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных
стихий. Другой путь связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся
вселенная, все прошлое и будущее. Таким
образом, творчество должно способствовать
приобщению человека к мировой гармонии.
На протяжении всего творческого пути А.Блок ищет единое связующее звено.
Блок увлекается философскими трудами Вл.С. Соловьева, который одухотворяет искания поэта высокими идеалами
любви, добра и красоты. « Поэзия символистов, - отмечал Н.А. Бердяев,- выходит
за пределы искусства…. Период эстетизма
у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал
искания духовного порядка, и к мистике».
Для
символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный
образ символической поэзии заменен символом – образом, в котором наряду с конкретным началом предполагается и иной
идеальный смысл.
Символисты видели в символе «окно в Вечность», в иные, таинственные
миры. Творчество Блока есть претворение в поэтическом видении идей Вл.
Соловьева, который утверждал, что Вселенной правит Мировая Душа. Она воплощена
в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты (у раннего Блока – это
Прекрасная Дама). Поэту нужно лишь своим порывом устремиться ей навстречу,
почувствовать Мировую Душу и выразить ее.
( Вл. Соловьев. Концепция о Софии.) И тогда станет возможным трагическое, но
спасительное обновление самой русской души, преодолевшей в себе страшный мир.
Блок
исходит в своем творчестве из идеи двоемирия: материальный мир, нас окружающий,
есть лишь видимость, отражение, воплощение мира высшего, идеального. Отправляясь от мира реального
надо проникнуть в мир истинный, надреальный, ирреальный и тем самым
приблизиться к высшему разуму. Средство постижения этого надреального мира –
символ, т.е. словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений. Жизнь
– многомерна, истина не дана, а скрыта и в глубине космической жизни. И в глубинах
человеческого духа.
Лирический
герой у Блока – земной человек, живущий среди «народов шумных», но всей душой
устремленный ввысь, к звездам и к «голосам миров иных», среди которых ему
является «высокое» - является «Ты», Прекрасная Дама, Дева – Заря – Купина,
«Царица чистоты», ближайшим образом напоминающая соловьевскую «Душу Мира».
Только любовь «Ты» способна дать лирическому герою полноту счастья.
Поэт
часто не может определить свой путь и
признается, что не умеет его назвать. «Я думаю, - писал он А. Белому в 1905
году, что или, правда, иногда беспутно преображаюсь, или у меня и пути есть,
только указать их не могу ни одного». А матери пишет, что путь его прям, как
все русские пути, и если идти от одного кабака до другого зигзагами, то все же
идешь, все по тому же неизвестному мне пути – куда? куда? Поэт по-новому истолковывает свое развитие,
свой путь, сравнивает его со спиралью, он отмечает: «… если рассматривать мое творчество, - говорил он, -
Н.А. Павлович, - то «Двенадцать» будут на верхнем витке, на нижнем…- «Снежная
Маска». Таким образом, идея пути у Блока выдвигается на первый план. Неслучайно
многое критики и исследовали Блока, начиная с Брюсова и Белого, говорят о его
движении, эволюции и прямо подчеркивает это в названиях своих работ: «На пути к
реализму», «Навстречу эпохе», «В пути погибший», «Творческий путь». Наличие
пути развития, мера реализации импульсов движения, его интенсивность, темп,
рельеф, архитектоника пути, его соотнесенность с движением литературы и с
историей эпохи, а не только его «объявленное» содержание служат важной
характеристикой духовно-эстетической сущности идущего этим путем.
Блок
организует свое творчество вокруг идеи саморазвития, темы пути. Тема пути –
порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания поэта в период
идейных брожений. В творчестве Блока определяющую роль играют искания, переходы к новому,
самостроительство, процессы самоодоления, объективированные в теме пути, - все
это в единстве составляет как бы миф о пути Блока. Существует еще одна
предпосылка, которая сделает возможным
возникновение в творчестве Блока идеи и темы пути в особом блоковском смысле: в
ощущении мира нет разрыва между личным и общим.
Блок изменяется, и его изменения соответствуют его пути, определяют идею и тему пути и сами
определяются ими. Этапы его эволюции,
смены духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций реализуются
в трех зонах его творчества:
в зоне лирического «Я» и лирического героя;
в поэтических образах Блока (образы космоса,
природы, человеческого и предметного окружения);
в сменах женских образов (от Прекрасной Дамы до Катьки).
Эти метаморфозы отражаются также и в движущейся
поэтике Блока, художественно материализующейся зоны его творчества и вместе с
тем подымающейся над ними – «сверхзональной», сквозной, связанной с
духовно-эстетической сущностью поэта в самом широком ее обобщении.
Изменения
не означают полной отмены предшествующих стадий и явлений поэтического сознания
Блока. Прошлое сохранилось у него в недрах вновь возникающего, образуя единый
процесс наследования пребывания – отрицания – становления. В связи с этим
встает вопрос о ритмах и темпах эволюции блоковского текста, о переходах от
плавности «непрерывности» к «прерывности», дискретности в развитии Блока от
периода к периоду.
В развитии творчества мы
наблюдаем крутые ломки, взрывы и постепенное, но
ускоренное нарастание нового или почти параллельные резкие движения в различных
направлениях с различными результатами (от «Пузырей земли», к «Снежной Маске» к
«Вольным мыслям») и другие сложные переходы. Дело в том, что смена содержаний
лирического «Я» и поэтического мира Блока, соответсвующая представлению о его
пути, осуществляется в мыслимом времени (прежде всего в глагольном времени, за
ним – в сюжетном времени), которое в свою очередь объективируется в
метафорических образах пространственного движения.
Представление о времени у А. Блока
всегда сопровождается дополнительными смыслами, передается образами пространства.
Своеобразие блоковской поэзии представляется
не этим общим законом самим по себе, а его конкретной словесной,
понятийно – образной материализацией.
Путь А. Блока выделяется свой рельефностью, последовательностью и
скрытой в нем мыслью о его обязательности, о его сверхиндивидуальном значении.
Можно сказать, что у Блока были изумительно развиты «мускулы» организма пути.(
смотри подробно Максимов. Идея пути в творчестве Блока). И это был не только
путь – стремительное духовное развитие, реализованное, прежде всего в эволюции
поэтического творчества, - но и мысль о пути, порождающая тему пути, одну из
центральных и важнейших у Блока.
Путь
Блока отражает движущуюся действительность и, в конечном счете, соответствует
направлению ее движения. Блок идет, тоскуя о «цельности», «полноте» и гармонии,
«бесконечным путем» от абстрактного знания к конкретному, к возрожденческой
многогранности жизненного опыта. И путь Блока ведет его к надежде на
воссоединение раздробленного человека (блоковское вочеловечение), направляет
его к людям, к «делу» к
жизненной практике на благо человечества и в
конечной философской перспективе к слиянию с тем, что оба поэта на своем
символически – условном языке называют «вечно-женственным началом», любовью и
гармонией мира.
В
мысли о движении к цели в высоком смысле и следует видеть основную границу,
которая разделяет Блока от других поэтов. Д. Максимов указывает, что лирическое
творчество Блока начинается с бурного нарастания темы пути, выраженного в
повторе глаголов движения : «я шел», «шли мы», «приду», «иду», «ухожу»,
«бреду», «стремлюсь», «мерю ночные пути», «душа летит», «улетает», «плыви»,
«стучись в преддверье идеала»…
Блок ориентируется на Вл. Соловьева. Герой поэта
иногда сомневается в своем пути и даже называл его в какие-то моменты своей
поэтической жизни ложным. И все же тема пути связывается с надеждой, просветляющий сознание героя, уводящей его
от «сырого ночного тумана».
Вл.
Соловьев позволяет увидеть Блоку в материальном быте не только инобытие, но и
неизбежный этап развития мирового духа, понять высокий смысл земного, ввести
представления о живом Боге, о Душе Мира, мистической любви как об основном
проявлении объединяющих мир сил всеединства. Мировой Дух пребывает в абсолютном
единстве с Душой Мира, создавая мир материальный, соединяется с Софией.
У
Блока, как и у Соловьева, в основе поэтического мировидения лежит
мифопоэтическая картина мира, картина, которая находится в постоянном движении.
ГЛАВА 2. Анализ стихотворения «Незнакомка»
Идея
пути реализуется А. Блоком в стихотворении « Незнакомка» (1906). По композиции
стихотворение можно разделить на три
пространства: во-первых, пространство ресторана (оно и реальное и ирреальное
одновременно), быт местного люда; во-вторых, пространство мира Незнакомки:
мираж, тайна, загадка; в-третьих, пространство сознания и чувств Блока. Все три
части построены на ярких контрастах. В первой и второй частях стихотворения нет
описания состояния души, нет оценок, но
в третьей части лирический герой пытается самоопределиться, найти себя, оценить
свое видение мира, мира космоса, мира хаоса, почувствовать душу – Я: « смотрю
за темную вуаль», « глухие тайны мне поручены», « качаются в мозгу», но нет
определенности, поэтому « все… пронзило…вино», « истина в вине».
В
первой части Блок рисует обыденную действительность дачного пригорода, передает
мещанскую пошлость окружающего. Миром правит « скука загородных дач» - она и вне подвижности « лакеев сонных», в «
женском визге» и в « детском плаче». Строфы насыщены бытовыми деталями: « крендель», « булочная»,
« уключины».
Время
пространства – вечер- время мистических встреч, мечты, фантазии ( смотри
подробно Джек Трессидер. Словарь символов.) « И каждый вечер, в час,
назначенный… девичий стан… в туманном… окне», « дыша духами и туманами»; вечер
– уход старого и ожидание нового – символизирует окно. Оно как бы разделяет два
пространства: реальное и ирреальное. И из этого ирреального мира « веяние шелков», « темная вуаль» , цвет,
именно, « на дальнем берегу» как бы на новом, утреннем; символы берега, дали,
очей самой Незнакомки – Вечной Женственности, которая должна внести гармонию,
обновить жизнь.
В
третьей части стихотворения поэт говорит:
« Истина в вине», но его вино не сродни тому, которым глушат себя «
пьяницы с глазами кроликов».
Речь идет о духовном преображении сознания,
позволяющего увидеть мир необычным и
прекрасным. Таким образом, поэт противопоставлен окружающему миру – хаосу, он
не может из н6его вырваться. Незнакомка тоже оказывается мечтой, фантазией,
грезой, так как она чужда окружающей реальности, это Вечная Женственность, Душа
Мира « всегда … одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает
друг к другу, но встретиться они пока не могут. Поэт ощущает свою посвященность
в « глухие тайны». Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной
жизни ( « древние поверья», « шелк», « вуаль», « перья», « в кольцах узкая
рука», « очи») на «дальнем берегу», в дали от хаоса, принимается, как « сокровище». Вино – символ откровения, ключа к
тайнам прекрасного.
Все
картины стихотворения взаимодействуют, образы находятся в постоянном движении
в разных пространствах, но в одном
времени – вечером: дух, хоть он « весенний и тлетворный» он « правит окриками», то есть будем
рассматривать лексическое значение этого слова, то он указывает правильный
путь, путь от хаоса к гармонии, от « тлетворного» к «весеннему» ; крендель, он, золотится; плач
раздается, остряки гуляют, уключины скрепят, визг раздается, в небе « кривится диск».
Диск – это луна, вечный символ любви, спутник тайн, романтический образ
делается плоским. В первых четырех строфах поэт использует восемь глаголов,
говорящих о том, что все картины и образы находятся в пути, от которого пока «
кривится диск», нет гармонии между мирами. Лексика этих строф низкая ( пьяными, заламывая, визг, скука, окрики), то
есть то, что надо « править».
Во
второй части стихотворения движется среди этого хаоса, пошлости образ
прекрасной Незнакомки, Души Мира, Вечной
Женственности. Все детали образа, создавая определенные звуки : «ж», «ч », «з»,
« с», «ш», «х»,
« д», указывают на движение (смотри подробно
Журавлев А. Звук и смысл.), заставляют задуматься о ее пути, ее назначении.
Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы
и аллитерация), которые создают впечатление движения воздуха в пространстве:
« И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный», « Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движет (цА), (А)кне» и т.д.
Ассонансы на « У» придают утонченность движению, создают образ женственности, тайны, мечты: « И ве (й У)т
древними поверьями Ее УпрУгие
шелка, И шляпа с траУрными перьми, И в кольцах Узкая рУка»
и т. д.
В
третьей части стихотворения в сознание самого лирического героя, душа – Я,
находится также в движении, в самостроительстве, в поиске себя, в поиске
истины, то есть в пути: « друг в стакане
отражен», « вино пронзило», « качаются», « ключ поручен» - истина в вине. В
последних трех строфах девять глаголов, причастие, деепричастие которые
указывают на движение, употреблена высокая лексика: «поручено», «вручено»,
«сокровище», « цветут», «знаю» - в этом и есть назначение поэта, путь
гармонизации мира. Красота, истина,
поэзия оказываются в неразделимом единстве, они необходимы Блоку для
освобождения гармонии. Основная мысль Незнакомки в том, что современный,
раздвоенный человек и среда, в которой он пребывает, несоизмеримы с мечтой о
жизни прекрасной, свободной и светлой, что он сам и его окружающие не могут
быть носителями этой мечты, она обречена остаться невоплощенной, поэтому
Незнакомка находится на земле, в движении , а не в состоянии абсолютного покоя.
Одним
из важнейших моментов и есть в поэзии А. Блока
чувство пути, идея пути, тема пути, объективированная и растворенная во
всем содержании творчества поэта.
Заключение
Итак, одной из основных идей лирики Александра Александровича Блока является идея пути панэстетизма, основанная
на нравственном усилении личности и
образно-символическом постижении мира.
В данной курсовой работе раскрыта идея пути в творчестве А.Блока,
опираясь на работы литературоведов З. Минс, Д. Максимова,
В, Бузника и В. Фриндленда. Они отмечают, что
наличие пути развития, мера реализации импульсов движения, его интенсивность,
темп, рельеф, архитектоника пути, его соотнесенность с движением литературы и с
историей эпохи, а не только его «объявленное» содержание служат важной
характеристикой духовно-эстетической сущности идущего этим путем.
Значение идеи пути определено в литературе как сознание особого движения, позволяющего вместить в
образы мгновенных переживаний всю историю мира, его прошлое и будущее, ведь
именно путь должен быть средством постижения сущности мира как его
гармонизации.
Рассмотрена идея пути как
решение проблемы гармонизации мира через
анализ текста стихотворения «Незнакомка», основная мысль которого заключена: Незнакомка, Вечная
Женственность, Душа Мира должна внести в
жизнь гармонию космоса, гармонию разума.
Таким образом, определяющую роль в творчестве А. Блока играли искания,
переходы к новому, самостроительство, процесс самоодоления, объективированные в
теме пути. Все это в единстве составляло как бы миф о пути поэта. |