В течение ряда лет я провожу уроки,
 посвященные писательскому мастерству. Цель
 таких уроков – показать своеобразие творческой
 манеры того или иного автора, помочь учащимся
 осознать эстетическую ценность языковых
 явлений, увидеть истоки образности и
 выразительности художественного текста.
 Предлагаю вниманию коллег-словесников один из
 таких уроков. 
 На время короткой жизни А.Блока (1880–1921)
 пали важные исторические события в России. Какие?
 Взлеты и падения революции 1905 года, трагические
 события Ходынки и 9 января, свержение
 самодержавия и победа революции 1917 года.  
 
 
 
 
 Ощущение исторических перемен, непримиримых
 противоречий действительности явилось
 определяющим для мироощущения Блока. Л.Д.
 Менделеева писала в своих воспоминаниях так: «В
 Блоке был такой же источник радости и света, как и
 отчаянья и пессимизма». Разителен контраст двух
 начал, боровшихся, но уживавшихся в одной
 человеческой душе. Устремленность навстречу
 проснувшейся жизни, восторг перед ее мощным,
 освежающим дыханием – и непреодолимый страх
 перед этой жизнью. Из записей в дневнике Блока:
 «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше,
 все житейское, простое и сложное, и бескрылое, и
 цыганское...». И через некоторое время: «Пока же –
 боюсь проклятой жизни, отворачиваю от нее глаза».
 Так оно и было, так и шло рядом – и то, и другое: 
 
 Я коротаю жизнь мою, 
 Мою безумную, глухую: 
 Сегодня – трезво торжествую, 
 А завтра – плачу и пою. 
  
 Следовательно, один из существенных
 моментов мироощущения Блока состоял именно в
 восприятии противоречивости, контрастности
 жизненных явлений. И это ощущение он стремился
 передать в своем творчестве, и прежде всего в
 типе лирического героя. 
 Лирический герой Блока многомерен. Его образ
 отличается богатством и сложностью чувств и
 помыслов, которые в нем сталкиваются,
 трагической борьбой противоречий. Герой Блока
 появляется перед нами и 
 
 ...в стальной кольчуге, 
 И на кольчуге крест... 
  
 Он говорит о себе: 
 
 Мечту торжественных объятий 
 В священном трепете храню... 
  
 И его же мы видели «пригвожденным к
 трактирной стойке», где он стоял «позорный и
 продажный, с кругами синими у глаз». 
 Грани духовного мира лирического героя, казалось
 бы, несовместимы: от темы Родины до темы
 прожигания жизни, от величавой речи ратника на
 Куликовом поле: 
 
 Доспех тяжел, как перед боем. 
 Теперь твой час настал. – Молись! 
  
 – до полушепота у трактирной стойки: 
 
 А ты, душа... душа глухая... 
 Пьяным-пьяна... Пьяным-пьяна... 
  
 Для всего этого сложнейшего
 содержания Блоку надо было найти точное
 поэтическое выражение. И он нашел. И тип
 лирического героя, и сюжеты произведений, и
 композиция многих стихотворений и поэм, и
 лексика пронизаны ощущением контрастности,
 интонацией сопоставления. Все это позволяет
 говорить о характерной для Блока поэтике
 контраста. 
 Первое же стихотворение Блока, которое открывает
 первый том, начинается резким контрастом: 
 
 Пусть светит месяц – ночь темна. 
 Пусть жизнь приносит людям счастье, – 
 В моей душе любви весна 
 Не сменит бурного ненастья. 
  
 Резчайшим контрастом начинается и
 одно из самых последних стихотворений – «Скифы»: 
 
 Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и
 тьмы. 
  
 «Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы»
 – предельно резкое противопоставление. По
 этому принципу построена вся поэма. Учащиеся
 находят и читают строфы, в которых принцип
 контраста проявляется наиболее ярко.
 Художественная идея нашла воплощение в ярких
 образах: нового мира – России и старого мира –
 Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть
 хранительницей культуры и прогресса. 
 С поэтикой контраста связана и символика цвета в
 творчестве Блока. В его стихотворениях
 соседствуют два контрастных цвета – черный и
 белый, с помощью которых поэт передает свое
 ощущение противоречивости бурной и трагической
 эпохи: 
 
 За море Черное, за море Белое, 
 В черные ночи и белые дни. 
 Чем ночь белее, тем чернее злоба. 
  
 Это положение урока подтверждается
 многочисленными примерами, которые учащиеся
 находят в сборниках стихов. Все они
 свидетельствуют о стремлении поэта как бы
 столкнуть между собой крайние, полярные друг
 другу стороны тех явлений, о которых он говорит. 
 Контрастность является основой композиции
 многих стихотворений Блока. Учащимся
 предлагается вспомнить и назвать такие
 стихотворения и поэмы («Скифы», «Инок», «Песня
 ада», «Анне Ахматовой», «Возмездие» и др.). Но в
 первую очередь называется стихотворение
 «Незнакомка». Его аналитическое перечитывание
 приводит к следующим выводам: первые шесть строф
 представляют собой картину ненавистного поэту
 страшного мира. С помощью выразительных
 художественных деталей Блок воссоздает
 удушливую атмосферу будничной повседневности. В
 этой части исчезла музыка блоковского стиха,
 появилась грубая лексика, подчеркнутая
 прозаичность деталей. Все подчинено одной цели –
 показать, что скука и пошлость окружающего мира
 делают жизнь человека невозможной. 
 Во второй части лексика, интонация, звучание
 стиха меняются. В грубый, глухой мир проникает
 мечта, воплощенная в образе загадочно-прекрасной
 женщины. Она пришла или приснилась – неясно,
 теряются конкретность изображения, ощущение
 реальности, и именно это спасает лирического
 героя от того, чтобы страшный и пошлый мир не
 вторгся в душу, не вытеснил из нее «сокровище», не
 отнял у поэта «ключ» к нему. 
 Тот же принцип композиционного построения
 положен в основу стихотворения «Грешить
 бесстыдно, непробудно...», написанного в 1914 году.
 После выразительного чтения и коллективного
 анализа делается обобщение: Блок видел в России
 много привлекательных сторон. Но весь смысл
 стихотворения заключается в том, что в первой
 части беспощадно рисуются самые отвратительные
 черты старой купеческой России: пьянство,
 лицемерие, ханжество, жестокость, мошенничество.
 Этому посвящены пять строф стихотворения. В
 последних же двух строчках: 
 
 Да, и такой, моя Россия,  
 Ты всех краев дороже мне, – 
  
 совершенно неожиданный поворот темы.
 Для чего Блок использует контрастную композицию?
 Чтобы показать силу своей любви к Родине,
 испытать ее на столкновении противоречий и в
 романтическом контрасте утвердить это чувство с
 наибольшей художественной силой. 
 Какие же языковые средства использует
 поэт для реализации основного принципа поэтики?
 Для ответа на вопрос учащимся предлагается
 самостоятельно проанализировать отдельные
 строфы: 
 
 Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда, 
 Мудрено про тебя говорят: 
 Для иных ты – и Муза, и чудо, 
 Для меня ты – мученье и ад. 
 Но больше нет ни слабости, ни силы, 
 Прошедшее, грядущее – во мне. 
 Все бытие и сущее застыло 
 В великой, неизменной тишине. 
 И я любил. И я изведал 
 Безумный хмель любовных мук, 
 И пораженья, и победы, 
 И имя: враг; и слово: друг. 
  
 Сделанные выводы об использовании
 антонимов дополняются следующими замечаниями: в
 творчестве Блока можно заметить довольно
 широкий круг антонимических пар, лексическое
 значение которых отражает темные и светлые
 стороны человеческого бытия, философские
 вопросы жизни и смерти: 
 
 сила страсти – холод ума, 
 люди – звери, 
 забвенье – избранье, 
 свет – тьма, 
 свято – грешно, 
 вражда – любовь, 
 любовь – смерть и т.д. 
  
 Для того чтобы слова-антонимы
 приобрели выразительность, необходимы особые
 явления, особый контекст. Учащиеся получают
 задание перечитать отрывок из «Пролога» к поэме
 «Возмездие» и выяснить, с какой целью текст
 насыщен антонимами, придающими ему яркость и
 выразительность. «Пролог» представляет
 обращение к художнику, художнику слова – поэту с
 напутствием познать мир. Но мир для Блока
 многомерен, полярен, противоречив, поэтому
 антонимы и служат для выражения авторского
 восприятия окружающего мира. 
 До сих пор разговор на уроке шел о
 лексических антонимах, но Блок, как поэт
 контраста, часто использует контекстуальные
 антонимы, то есть слова, которые становятся
 антонимичными в определенном контексте. Ученики
 хорошо знают строчки из стихотворения «На
 железной дороге»: 
 
 Вагоны шли привычной линией, 
 Подрагивали и скрипели; 
 Молчали желтые и синие; 
 В зеленых плакали и пели. 
  
 Блок использует метафоры синие и желтые
 (вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го
 класса); желтые и синие олицетворяют
 высшее сословие и его равнодушное отношение к
 судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые
 и синие антонимичны слову зеленые;
 глагол молчали приобретает обобщенное
 значение, противоположное глаголам плакали
 и пели. Учащиеся находят контекстуальные
 антонимы в следующих строчках: 
 
 Пускай зовут: Забудь, поэт! 
 Вернись в красивые уюты! 
 Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! 
 Уюта – нет. Покоя – нет. 
 Пора вернуться к прежней битве, 
 Воскресни, дух, а плоть – усни! 
  
 Антонимы служат для создания одного из
 самых распространенных стилистических приемов
 – антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но
 явление антонимии лежит в основе еще одной
 стилистической фигуры – оксюморона. Используя
 справочники по литературе, учащиеся дают
 определение этому понятию, которое дополняется
 следующим комментарием: основа создания
 оксюморона – соединение несоединимого. Суть его
 заключается в том, что предмет характеризуется с
 противоположных сторон. В состав оксюморона
 входят не собственно антонимы, а противоположные
 по значению слова различных частей речи, как
 разнокорневые (молодая старость, бедный богач),
 так и однокоренные (неизмеримое измерить,
 незабвенное забыть, блоковское – невозможное
 возможно) и ассоциативно противоположные
 слова (любить мучения; разлучив, сдружить;
 находить отраду в муке). 
 С целью закрепления нового материала
 учащимся предлагается найти оксюморон в
 следующих отрывках из стихотворения Блока: 
 
 1. Ночь распростерлась надо мной 
 И отвечает мертвым взглядом 
 На тусклый взор души больной, 
 Облитой острым, сладким ядом. 
 2. Ты мне знаком, наперсник мой
 двуликий, 
 Мой милый друг, враждебный до конца. 
 3. Будь и ты моей любовью, 
 Милый рыцарь, я стройна, 
 Милый рыцарь, снежной кровью 
 Я была тебе верна. 
 4. Да! с нами ночь! И новой властью 
 Дневная ночь объемлет нас, 
 Чтобы мучительною страстью 
 День обессиленный погас, – 
 И долгие часы над нами 
 Она звенит и бьет крылами... 
 5. И невозможное возможно, 
 Дорога долгая легка, 
 Когда блеснет в дали дорожной 
 Мгновенный взор из-под платка... 
 6. Вдруг вижу – из ночи туманной, 
 Шатаясь, подходит ко мне 
 Стареющий юноша... 
 7. «Красота страшна», – Вам скажут – 
 Вы накинете лениво 
 Шаль испанскую на плечи, 
 Красный розан – в волосах. 
  
 Итак, рассматривая тип лирического
 героя, композицию некоторых стихотворений,
 лексические средства и стилистические фигуры, мы
 пришли к выводу, что контраст является основным
 принципом поэтики Александра Блока. Эпоха бурь и
 тревог, когда все ярче обрисовывалась
 непримиримая борьба двух миров, определила
 закономерность обращения искусства к
 художественному контрасту. 
 Поэт Л.Озеров в стихотворении «Есть в красках
 отзвуки и звуки», эпиграфом к которому
 поставлена блоковская строка – «Познай, где
 свет, поймешь, где тьма», – очень тонко и верно
 уловил основную черту поэзии Блока: 
 
 В борьбе, в боренье тьмы и света –  
 Исток контрастного письма... 
 И для безумного поэта, 
 И для холодного ума. 
 Не вымысел, не прихоть – это 
 Повелевает жизнь сама. 
 Как блудный сын, что на колени 
 Упал и вымолвил «прости», – 
 Пройди по всем земным ступеням, 
 Все из конца в конец пути. 
 За эту правду светотени, 
 Художник, жизнью заплати! 
   |