|
« 1 2 ... 23 24 25 26 27 ... 30 31 »
ПЕОН — термин античного
стихосложения, где он обозначал сочетание трех кратких и одного долгого слога.
В русской речи долгих и кратких слогов нет, но по аналогии термином «пеон»
стали обозначать случаи, когда полноударная двусложная стопа в сочетании с пиррихием
(см.) образует как бы подобие четырехсложной стопы.
В хорее встречаются пеон
первый и пеон третий: «Во поле березонька стояла» и «Зашумели, заиграли
провода», а в ямбе пеон второй (wО w w) и пеон четвертый (w w wО): «Напрасно мне
кудесники сулят» и «Адмиралтейская
...
Читать дальше »
|
ПЕРЕНОС В СТИХЕ (франц. enjambement
— читается «анжан-беман») — несовпадение смыслового и ритмического строения
строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку и
занимает часть следующей строки (строчный перенос) или же предложение не
укладывается в границах строфы и переходит в следующую строфу (строфический
перенос):
...В ней вкус был
образованный.
О
...
Читать дальше »
|
ПЕРИФРАЗ (от греч. periphrasis, от peri — вокруг,
около, phradzo — говорю) — описательный оборот речи, применяемый для замены
слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию
большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.
...
Читать дальше »
|
ПЕРСОНАЖ (от лат. persona —
личность, лицо; франц. person-nage) — действующее лицо художественного
произведения.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ —
представление неодушевленного предмета, или явления, или отвлеченного понятия
в виде живого лица, например, у Блока: «к ней прилегла в опочивальне ее сиделка
— тишина».
В басенных персонажах с
помощью П. воплощаются отдельные человеческие качества. П.
...
Читать дальше »
|
ПЕСНЯ — небольшое
лирическое произведение, предназначенное для пения. В фольклоре возникает
одновременно с мелодией. Литературная П. чаще всего создается как стихотворение,
которое позднее кладется на музыку.
Литературная П. возникла
как продолжение и творческое развитие фольклорной П. Первые образцы этих П.
относятся в России к XVIII веку. Первые песенники (например, «Собрание разных песен»
М. Г. Чулкова) составлялись из фольклорных П. и песен-стилизаций под фольклор.
Можно назвать немало поэтов, в творчестве которых П
...
Читать дальше »
|
ПИРРИХИЙ (от греч. pyrriche
— военная пляска) — в античном стихе — стопа из двух кратких слогов. В силлаботоническом
стихосложении П. стали называть сочетание двух подряд безударных слогов среди
стоп ямба или хорея.
П. образуется за счет
длинных многосложных слов, в которых ударный слог оказывается в окружении
многих безударных, например «коллективизация», и может заменять любую по счету
стопу, но только до последнего ударения в строке. Все безударные слоги,
находящиеся справа от последнего ударения, П. уже не являются, а относятся к
...
Читать дальше »
|
ПЛАЧИ, или причитания, причеты,— обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбе, при
оплакивании покойника, при проводах рекрутов на царскую службу и в некоторых
других случаях. ПЛАЧ выговаривался нараспев, с интонациями рыдания.
В П. выразились внутрисемейные
и общественные отношения: несчастья крестьянской жизни, мечты о благополучии,
обида, тоска и недобрые предчувствия. Большая драматическая напряженность и
трагизм определили стиль П.: многократные вопросительные и восклицательные
интонации, множество существит
...
Читать дальше »
|
ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ — песни,
которыми сопровождается пляска. Темп исполнения плясовой. Слова либо
выкрикиваются скороговоркой перед пляской, либо выговариваются под самую пляску.
Стих чёток и по большей части хореический или ямбический, нередко рифмованный:
Как у наших у ворот
Стоял девок хоровод.
...
Читать дальше »
|
ПОВЕСТЬ — жанр
повествовательной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа,
но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни,
соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени
автора или самого героя.
Содержание понятия П.
исторически менялось. В древнерусской литературе П. означала повествование о
реальных исторических событиях: «Повесть временных лет». В XVII веке это был
жанр с бытовым или сатирическим содержанием: «Повесть о Фроле Скобееве»,
«Повесть о Горе-Злоча
...
Читать дальше »
|
ПОГОВОРКА — жанр
фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выражение. В отличие от
пословицы в П. нет законченного суждения: она лишь часть его. «Семь пятниц на
неделе» —П.: используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова,
меняет решение. П. часто является средством речевой характеристики
действующего лица в литературном произведении.
Из литературы в обиходную
речь перешло множество выражений, имеющих поговорочный смысл: «С корабля на
бал» (А. Пушкин. «Евгений Онегин»), «Хрестоматийный глянец» (В. Маяковский.
«Юбил
...
Читать дальше »
|
ПОДТЕКСТ — невысказанное
прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр.
отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
П. подготавливает читателя к дальнейшему развитию действия, к острым,
поворотным моментам сюжета. Именно благодаря П. развязка, какой бы неожиданной
она ни казалась, всегда художественно обусловлена, правдива. Особенно
характерен П. для психологической новеллы, психологического романа,
психологической драмы (Л. Толстого, А. Чехова, Г. Ибсена, Т. Манна, Э.
Хемингуэя).
...
Читать дальше »
|
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОИ —
персонаж, действующее лицо, лирический герой, выступающий в художественном
произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и
конкретно показанных в его поведении, в духовном мире, в отношении к людям в
зависимости от исторической обстановки и общественной позиции писателя (Карл
Моор у Шиллера, Фауст у Гете, декабристки у Н. Некрасова, Давыдов у М. Шолохова
в «Поднятой целине»).
П. г. является примером
для читателя, в нем с особенной ясностью обнаруживается
воспитательно-эстетическое, обществен
...
Читать дальше »
|
ПОРТРЕТ. В литературном
произведении — описание внешности персонажа, играющее большую роль в его
характеристике, одно из средств создания образа. Обычно П. иллюстрирует те
стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору, С
развитием мировой литературы П. все более приобретает смысл психологической
характеристики персонажа. В античной литературе П. отражает качества, особенно
ценимые древними: подвижность («быстроногий»), грацию, красоту тела
(«тонколодыжная дева»), П. эпохи Возрождения стремится подчеркнуть внутреннее
содержание человека, его духовную жизнь (П. отца Гамлета в трагедии Шекспира
«Гамле
...
Читать дальше »
|
ПОСЛАНИЕ — литературное
произведение, написанное в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо
лицу («Послание цензору» А. Пушкина), группе лиц («Послание в Сибирь» А.
Пушкина, «Послание пролетарским поэтам» В. Маяковского).
Например:
Товарищи,
...
Читать дальше »
|
ПОСЛОВИЦА — жанр
фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически
организованное изречение, интересное не только смыслом, который
непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения
по сходству к самым разным ситуациям и положениям.
«Нет дыму без огня» — у
всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и
какая-то причина и пр. П., как и басня,— «ходячая, житейская, практическая
философия народа» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1953, с. 406).
...
Читать дальше »
|
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ —
устойчивое в фольклоре образно-поэтическое определение предмета или явления,
выраженное преимущественно прилагательным, например: поле «чистое», леса
«темные», пески «желтые», «зеленые» луга, «красная» девица, «добрый» молодец и
пр. Эпитет в народной поэзии, как правило, определяет предмет с точки зрения
воплощения в нем высшего качества или совершенства. Конкретное идейно-художественное
назначение эпитетов в разных видах фольклора разнообразится в соответствии со
смыслом самих произведений. Так, в сказках П. э. изобразительны, часто передают
совершенство воображаемого мира прекрасного: «золотой» дворец, камни
«самоцветные», терем «высокий», горница «светлая» и пр.; в песнях
и
...
Читать дальше »
|
«ПОТОК СОЗНАНИЯ» —
своеобразная форма художественного повествования, состоящая в том, что
повествователь стремится передать духовную жизнь своих персонажей во всей ее
непосредственности, в непрерывной смене мгновенно сменяющих друг друга мыслей,
чувств, впечатлений, воспоминаний и т. п. П. с. получил широкое распространение
в литературе XX века, однако отдельные его элементы и важнейшие признаки можно
обнаружить и в XIX- веке, в особенности в искусстве так называемого внутреннего
монолога, *. е, речи героя наедине с самим собой. Один из ранних образцов
такого монолога представлен в романе «Красное и черное» (1830) французского
реалиста Ф. Стендаля,
...
Читать дальше »
|
ПОЭЗИЯ — так называлась
художественная литература в древности, когда она целиком создавалась в
стихотворной ритмической форме. Когда сложилась художественная проза, термин
П. закрепился за стихотворными произведениями. Как название художественной
литературы в XIX веке его продолжают употреблять в поэтических и философских
произведениях (Гегель, В. Белинский, Н. Чернышевский, Ф. Тютчев, И. Бунин).
Слово «П.» приобретает также нарицательное значение, определяя все высокое и
прекрасное: «Лирика истинная всегда поэзия, но «поэзия» — не только лирика»
(В. Б р ю с о в).
|
ПОЭМА — один из видов лиро-эпического
жанра (см.). Основными чертами ее является наличие развернутого сюжета и
вместе с тем широкое развитие образа лирического героя (см.), активно
включающегося, помимо сюжета, в характеристики персонажей
оценивающего их, как
бы принимающего участие в их
судьбе:
...
Читать дальше »
|
ПОЭТИКА. I. В широком
смысле слова вообще «Теория литературы».
В более узком и
распространенном смысле — раздел «Теории литературы», в котором
рассматриваются вопросы стилистики, сюжетики, стихосложения.
Часто этот термин
применяется к изучению художественных особенностей творчества отдельного
писателя («Поэтика Пушкина»), жанра («Поэтика новеллы»), даже метода («Поэтика
реализма») и т. п. При этом он по
...
Читать дальше »
|
ПРИБАУТКА — совокупное
название разных видов стихотворного и прозаического фольклора, коротких
произведений юмористического характера, в частности это присловья: «Чудак-покойник:
умер во вторник, стали гроб тесать, а он вскочил, да и ну плясать»; детские
стишки-песенки: «Сам на кобыле, жена на корове, ребята на телятках, слуги на
собаках, кошки в лукошках». П. нередко присоединяется к другим произведениям,
например, с целью придать рассказыванию шуточный характер: «А удалец на той
царевке женился и раздиковинкую пирушку сделал; я там обедал, мед пил, а уж
какая у них капуста — ино теперь во рту пусто!» Особым видом П. можно считать и
бесконечную, так называемую «докучную сказку»: «Жил-был журавль с
...
Читать дальше »
|
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
— произведения, в центре внимания которых стоят острые сюжеты, напряженные
конфликты личной или общественной жизни, заставляющие читателя следить главным
образом за тем, как сменяются и развиваются занимательные события, а в них
проявляются наиболее значительные черты характеров людей, участвующих в
процессе борьбы с природой, в революционных столкновениях, в эпизодах
гражданской войны, в условных ситуациях и пр. («Робинзон Крузо» Д. Дефо,
«Следопыт» Купера, «Овод» Войнич, роман Дюма «Три мушкетера», «Приключения
Оливера Твиста» Диккенса и др.).
...
Читать дальше »
|
ПРИТЧА. 1. Небольшой
рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По
своему характеру П. близка к басне (в XVIII веке иногда даже не делали различия
между П. и басней). Однако смысл П. всегда более глубокий: она иллюстрирует
идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает
суждение по более частному поводу. Нет в П. и традиционных условных персонажей
баски (животных). С древних времен вплоть до XVIII века П. имела
морально-религиозное содержание (библейская книга «Притчи Соломона»,
евангельские притчи). В старой П. нет характеров; время, часто и место действия
неконкретны, нет показа событий в развитии, так как П. не изображает, а сообщает,
и
...
Читать дальше »
|
ПРОЗА. 1. В широком смысле
слова все виды не стихотворно организованной речи.
2. В узком смысле слова —
художественная проза связана главным образом с эпическим, повествовательным
родом, хотя встречаются и лирическая проза, стихотворения в прозе (см.). П.
связана с изображением персонажей, наделенных характерной для них
индивидуализированной речью, чем определяется ее многоголосие, отражающее все
многообразие форм живой речи, существенную роль в ней имеет образ
повествователя (см.).
...
Читать дальше »
|
ПРОЗАИЗМ — включение в
стихотворный (главным образом) текст слова или речевого оборота, относящегося к
другому, сниженному сравнительно с данным, стилю речи, на котором основано
произведение.
Например, у А. Пушкина:
«Он подал руку ей. Печально / Как говорится, машинально/». Слово «машинально»
подчеркнуто поэтом как инородное общему тексту, придающее ему слегка
иронический характер. Взятый в обыденной речи, П. может иметь различные
стилистические, выразительные оттенки. В современном стихе, широко включающем
разговорные обороты, П. мало о
...
Читать дальше »
|
ПРОСВЕЩЕНИЕ, или просветительство,
— идеология, утвердившаяся в литературе большинства европейских стран в XVIII веке.
В России просветительские идеи получают распространение в последнюю треть XVIII
века, но проявляются в разных формах и в литературе XIX века, вплоть до 60-х
годов.
Таким образом, речь идет
об идейном движении совершенно конкретной эпохи (хронологические границы
которой в разных странах неодинаковы), и в этом смысле термин П. не следует
смешивать с обычным понятием просвещения (в смысле «народного просвещения»,
«культурно-
...
Читать дальше »
|
ПРОТОТИП (от греч. prototypon
— прообраз) — реальное лицо, представление о котором послужило автору основой
для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает,
как бы «спрессовывает» (по выражению М. Горького) в литературном типе черты,
рассеянные в массе людей определенного социального слоя (чиновники из
«Ревизора» Н. Гоголя, крестьяне Н. Некрасова, Василий Теркин А. Твардовского),
в других — отправляется от П. (некоторые герои «Войны и мира» Л. Толстого,
Павел Власов в романе М. Горького «Мать», Мересьев из «Повести о настоящем
человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными
именами (Пугачев у А. Пушкина, Чапаев у Д. Фурманова, молодогвардейц
...
Читать дальше »
|
ПСЕВДОНИМ (от греч. pseudos
— вымысел, onoma — имя) — подставное, ложное имя или условный знак, под которым
автор публикует свое произведение, опасаясь политического, религиозного
преследования за него или из каких-либо личных соображений. П. может иметь вид
обычного имени (например, Н. Щедрин — псевдоним М. Е. Салтыкова), вымышленного
или существовавшего в действительности лица (Феофилакт Косичкин, И. П. Белкин —
псевдонимы А. С. Пушкина; Анастасий Белинский — псевдоним Н. А. Добролюбова,
использующий древнегреческое значение имени Анастасий — «воскресший»). В
других случаях выставляются только инициалы, не обязательно совпадающие с
начальными буквами имени и фамилии автора («П. Щ.» — до сих пор
...
Читать дальше »
|
ПУБЛИЦИСТИКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — жанр литературных произведений, стоящий на стыке собственно
художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Как уже
показывает этимология понятия «публицистика» (от лат. publicus — общественный),
первейшее назначение П. х.— поднимать общественно-значимые и актуальные
проблемы современной жизни. П. х., как и сатира (см.), насквозь проникнута
тенденциозностью, духом полемики. Но если сатира воздействует на читателя с
помощью смеха, то П. х. берет на вооружение прежде всего ораторское слове?, ее
стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность. Впрочем, в ряде
жанров П. х. (прежде всего фельетоне) смех также является важным художественным
средс
...
Читать дальше »
|
РАЗВЯЗКА — заключительный
момент в развитии действия художественного произведения. Она как бы добавляет
последние штрихи к характерам действующих лиц (поединок Гамлета с Лаэртом и
его гибель в трагедии Шекспира, смерть Базарова в «Отцах к детях» И.
Тургенева). Содержание и форма Р. зависят от идейно-эстетических позиций
автора. Поэтому трагическая Р. в литературе социалистического реализма может
звучать оптимистически («Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Репортаж с
петлей на шее» Ю. Фучика, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского). Иногда,
руководствуясь субъективными взглядами, писатель может придать произведению
ложную Р. (некоторые народные рассказы Л. Толстого). Р. может логически
выт
...
Читать дальше »
|
| |