«ПОТОК СОЗНАНИЯ» —
своеобразная форма художественного повествования, состоящая в том, что
повествователь стремится передать духовную жизнь своих персонажей во всей ее
непосредственности, в непрерывной смене мгновенно сменяющих друг друга мыслей,
чувств, впечатлений, воспоминаний и т. п. П. с. получил широкое распространение
в литературе XX века, однако отдельные его элементы и важнейшие признаки можно
обнаружить и в XIX- веке, в особенности в искусстве так называемого внутреннего
монолога, *. е, речи героя наедине с самим собой. Один из ранних образцов
такого монолога представлен в романе «Красное и черное» (1830) французского
реалиста Ф. Стендаля,
Л. Толстой и Ф.
Достоевский владели практически всеми формами изображения психики «изнутри» —
внутренним монологом, несобственно прямой речью и П. с. (в современном смысле
этого понятия).
Примером П. с. у
Достоевского может служить изображение душевного состояния Раскольникова сразу
же после совершения двойного убийства. Раскольников неожиданно впал в рассеянность
и «даже задумчивость»: «Минутами он как будто забывался или, лучше сказать,
забывал о главном и прицеплялся к мелочам...» И автор тщательно фиксирует
внимание читателя на ряде внешних деталей, чтобы наиболее выразительно передать
безмерный ужас Раскольникова перед содеянным: взгляд преступника выхватывает и
ведро на кухне, «наполовину полное воды», и расколотое блюдечко, кусочек мыла,
белье на веревке, протянутой через кухню, и т. д. И этот внешне бесстрастный
перечень внешних деталей завершается фразой: «Мучительная, темная мысль поднималась
в йем,— мысль, что он сумасшествует и что в эту минуту не в силах ни рассудить,
ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что он делает...
«Боже мой! Надо бежать!» — пробормотал он и бросился в переднюю». Бессистемное
перечисление внешних деталей служит средством передачи бесконтрольности и
сумятицы душевных движений в Расколь-никове в данные минуты, иначе говоря, его
П. с.
В XX веке П. с. как одна
из форм изображения сложной психики современного человека получает распространение
не только в литературе, но и в кино, на телевидении. При этом в литературе и
искусстве Запада П. с. играет неодинаковую роль. У писателей-реалистов
(например, у немецкого классика XX века Томаса Майна или у американского —
Эрнста Хемингуэя) П. с. помогает раскрытию реалистических образов. Но он
применяется и в книгах писателей нереалистических направлений (течений). Так,
у французского писателя XX века Марселя Пруста целая серия романов строится как
поток воспоминаний, при этом главное для
писателя состоит не
в изображении реального мира и
социальных конфликтов в нем, а в передаче впечатлений, его личного
(субъективного) восприятия окружающего мира. |