ПРИТЧА. 1. Небольшой
рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По
своему характеру П. близка к басне (в XVIII веке иногда даже не делали различия
между П. и басней). Однако смысл П. всегда более глубокий: она иллюстрирует
идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает
суждение по более частному поводу. Нет в П. и традиционных условных персонажей
баски (животных). С древних времен вплоть до XVIII века П. имела
морально-религиозное содержание (библейская книга «Притчи Соломона»,
евангельские притчи). В старой П. нет характеров; время, часто и место действия
неконкретны, нет показа событий в развитии, так как П. не изображает, а сообщает,
и в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель.
2. В XIX веке П.
используется писателями с целью прямого наставления читателя в вопросах
человеческого и общественного поведения. П. Л. Н. Толстого, адресованная в
основном детям (например, «Косточка»), призывает к доброте, трудолюбию. К П.
обращается Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Легенда об
атамане Кудеяре, на первый взгляд частная история, приобретает глубокий
обобщающий смысл: возмездие тирану — это подвиг, искупающий любую вину. Через
частное в П. выражается общее, через малое —г большое и значительное.
Особенность жанра П. в
том, что повествование в ней движется как бы по кривой, поэтому П. иногда
называют параболой. Автор начинает разговор с предмета, далекого от его
действительного замысла, и к нему же возвращается в конце, удаляясь от того,
что составляло главную цель его повествования (П. о Кудеяре, например,
начинается и кончается рассуждениями странника о божьей милости к грешникам,
тогда как подлинный смысл ее — призыв к борьбе с угнетателями — содержится в
сообщении об убийстве помещика). Благодаря как бы непреднамеренной передаче
волнующего факта содержание П. отличается особой яркостью и напряженностью
(экспрессивностью).
В XX веке П. получила
особое распространение в литературе. По принципу П. созданы не только
небольшие рассказы (австрийского писателя Кафки, немецкого писателя Борхерта),
но и пьесы (немецкого драматурга Брехта, французских — Жироду и Сартра) и
романы (французского автора Камю «Чума»). Примером использования П. можно
считать повесть Ч. Айтматова «Белый пароход» (сказка о Матери-оленихе — основа
для размышлений о добре и зле).
В романе-П., в драме-П.
можно найти и характеры, и развитие действия, однако и здесь главное не
характеры и обстоятельства, а исключительная заостренность авторской мысли, к
которой приковывается внимание читателя. Сюжет в этом случае важен как пример,
с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя
свое понимание вещей и заставить задуматься над этим. Так, в драме Брехта
«Жизнь Галилея» важно не исторически верное изображение Италии эпохи
Возрождения, а размышление об ответственности науки за судьбы мира,
предупреждение современному ученому. |