ПОДТЕКСТ — невысказанное
прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр.
отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
П. подготавливает читателя к дальнейшему развитию действия, к острым,
поворотным моментам сюжета. Именно благодаря П. развязка, какой бы неожиданной
она ни казалась, всегда художественно обусловлена, правдива. Особенно
характерен П. для психологической новеллы, психологического романа,
психологической драмы (Л. Толстого, А. Чехова, Г. Ибсена, Т. Манна, Э.
Хемингуэя).
Например, в драме Чехова
«Чайка» мимолетная размолвка, происходящая между Ниной Заречной и Треплевым в
то время, когда еще ничто не омрачает их любви, внутренне подготавливает их
разрыв.
Нина. ...но у вас
Тригорик... Играть при нем мне страшно и стыдно-Известный писатель... Он молод?
Т р е п л е в. Да.
Нина. Какие у него
чудесные рассказы!
Т р е п л е в (холодно). Не
знаю, не читал. Нина. В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц.
Неожиданный переход от
волнения перед встречей с Тригориным к раздражению против Треплева обнажает
скрытое настроение Нины: девушка безотчетно ждет сближения с другим человеком,
более ярким.
Говоря о средствах
объемного, зримого изображения, Хемингуэй сравнивал содержание произведения с
айсбергом, который «только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».
Большая часть его, скрытая под водой,— П., и именно это, по словам писателя,
создает «величавость движения айсберга». |