ПОРТРЕТ. В литературном
произведении — описание внешности персонажа, играющее большую роль в его
характеристике, одно из средств создания образа. Обычно П. иллюстрирует те
стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору, С
развитием мировой литературы П. все более приобретает смысл психологической
характеристики персонажа. В античной литературе П. отражает качества, особенно
ценимые древними: подвижность («быстроногий»), грацию, красоту тела
(«тонколодыжная дева»), П. эпохи Возрождения стремится подчеркнуть внутреннее
содержание человека, его духовную жизнь (П. отца Гамлета в трагедии Шекспира
«Гамлет»).
Писатели-сентименталисты
подчеркивают в П. безыскусственность и живость чувств героя, его доброту (в
повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» героиня уверена, что встретившийся ей
молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо...»). У
романтиков П.— яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и
его окружением (например, красавица Эсмеральда в «Соборе Парижской богоматери»
Гюго) или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя (в
том же романе уродство Квазимодо контрастирует с красотой просыпающегося в
нем чувства, а красота Феба — с его душевной пустотой). В литературе романтизма
впервые появляется П., отражающий сложность отношений человека с миром:
Надменные мечтанья гордый
рот,
Обуздывая, все лее выдает.
Усмешка дьявольская на
устах
Внушает бешенство и тайный
страх.
А если гневно изогнется
бровь,
Беги, надежда, и прости,
любовь!
Лишь складка губ иль бледность
щек и лба
Покажут вдруг, что в нем
идет борьба
Глубоких чувств...
(Байрон. Корсар.)
Психологический П.
получает широкое распространение в реализме XIX века: П. Печорина у Лермонтова
в «Герое нашего времени», Гобсека в одноименной повести Бальзака. В отличие от
романтиков, у реалистов П. более подробный, включающий описание костюма, манеры
поведения; таким образом характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность
его к определенной социальной среде, сословная принадлежность (ср. П. Базарова
и Павла Петровича в романе Тургенева «Отцы и дети»). Именно таким расширенным
описанием создается типический П. Гоголь в лице Акакия Акакиевича («Шинель»)
воспроизводит характерную внешность мелкого чиновника, говорящую о предельной
приниженности, незначительности человека.
В реализме П. также может составлять контраст с характером персонажа:
например, яркий человек показывается внешне обычным, скромным. Таков П.
Чапаева у Фурманова: «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо,
небольшой силы... жидкие темно-русые волосы прилипли косичками ко лбу;
короткий нервный нос... пышные фельдфебельские усы». Подчеркивая заурядную
внешность Чапаева, автор тем самым хочет сказать, что это герой из массы. Таким
образом, в литературном произведении П. соответствует особенностям его
содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей. |