ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОИ —
персонаж, действующее лицо, лирический герой, выступающий в художественном
произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и
конкретно показанных в его поведении, в духовном мире, в отношении к людям в
зависимости от исторической обстановки и общественной позиции писателя (Карл
Моор у Шиллера, Фауст у Гете, декабристки у Н. Некрасова, Давыдов у М. Шолохова
в «Поднятой целине»).
П. г. является примером
для читателя, в нем с особенной ясностью обнаруживается
воспитательно-эстетическое, общественное значение литературы, тогда, конечно,
когда она связана с передовыми идеями своего времени. Образ П. г. проходит
через всю литературу, начиная с богатырей народного эпоса, Прометея, Ахиллеса,
Ильи Муромца, и до нашего времени. П. г. исторически меняется, каждая эпоха и в
пределах ее каждая социальная среда по-своему представляет себе II. г., причем
речь, конечно, идет не об одном, как бы повторяющемся в каждом произведении П.
г., а о создании писателями и даже одним писателем многих П. г. в зависимости
от различия жизненной обстановки, различных задач, которые ставит перед
человеком общественный процесс. П. г. Фадеева не похожи уже на П. г. М. Горького,
а П. г. Шолохова — на П. г. Фадеева, но в каждом из них мы ощущаем внутреннюю
близость: их участие в борьбе за осуществление идеалов социализма и
коммунизма.
Следует помнить, что в
произведении может и не быть П. г. («Челкаш» М. Горького, например), писатель в
таких случаях осуществляет свои эстетические идеалы, борясь с отрицательными
явлениями жизни, показывая их противоречие идеалу.
Иногда встречается понятие
идеального героя. Однако оно подвергается основательной критике: в живом
человеческом облике мы всегда наблюдаем развитие, борьбу противоречий,
преодоление недостатков, движение к высокой цели — все это расширяет опыт
читателя, всего этого нет в идеальном герое, он не учит читателя борьбе за
идеалы, с трудностями жизни, схематичен. Иногда, однако, мы в самой жизни
находим основу для того, чтобы писатель стремился показать своего героя именно
в идеальном плане, как это мы можем, например, видеть в образе Рахметова у Н.
Чернышевского, в героях «Молодой гвардии».
Изображение П. г,— одна из
существенных задач литературы, изучение его развития, понимание его свойств и
особенностей — важная сторона анализа литературного произведения. |