|
В разделе материалов: 426 Показано материалов: 61-90 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 14 15 » |
И в логике, и в обычной жизни о смысле говорится часто и много, о бессмысленном — только изредка и мимоходом. |
В логике под абсурдом обычно понимается внутренне
противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и
отрицается одновременно, как, скажем, в высказывании «Русалки
существуют, и русалок нет». |
Каждый язык имеет определенные правила построения
сложных выражений из простых, правила синтаксиса. Как и всякие правила,
они могут нарушаться, и это ведет к самому простому и, как кажется,
самому прозрачному типу бессмысленного. |
Сказанное не означает, конечно, что осмысленность
высказывания — синтаксическая характеристика, связанная с построением
сложных выражений из простых. |
Так называется самый известный из всех нонсенсов
английского детского писателя и логика Льюиса Кэрролла, приведенный им в
сказке «Алиса в Зазеркалье». Этот нонсенс вызвал целую литературу. |
Есть градации света: от ослепляющего сияния через
постепенно сгущающиеся сумерки до полной, беспросветной темноты. Сходным
образом есть в естественном языке разные степени осмысленности: от
полного и ясного смысла через туманное и невнятное до совершенной
бессмысленности, лишенной даже структурной определенности. |
Из бесконечного множества логических законов самым
популярным является, без сомнения, закон противоречия. Он был открыт
одним из первых и сразу же был объявлен наиболее важным принципом не
только человеческого мышления, но и самого бытия. |
Закон исключенного третьего противоречия,
устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. И
опять-таки идея, выражаемая им, представляется поначалу простой и
очевидной: из двух противоречащих высказываний одно является истинным. |
Еще одним логическим законом, имеющим долгую, хотя и довольно спокойную историю, является закон тождества. |
Законы двойного отрицания позволяют снимать и
вводить такое отрицание. Их можно выразить так: если неверно, что не-А,
то А; если А, то неверно, что не-А. Например, «Если неверно, что Фреге
не знал закона снятия двойного отрицания, то Фреге знал этот закон», и
наоборот. |
Довольно, впрочем, примеров логических законов.
Дальнейшие примеры этого рода способны создать ошибочное представление,
будто логические законы существуют и могут исследоваться порознь, в
какой-то независимости друг от друга и вне определенной системы. |
Классическая логика основывается на принципе,
согласно которому всякое высказывание является либо истинным, либо
ложным. Это так называемый принцип двузначности. |
Модальная логика занимается рассуждениями, в которых
встречаются модальные понятия. Примерами последних могут служить:
«возможно», «необходимо», «случайно», «убежден», «знает», «полагает»,
«обязательно», «разрешено», «запрещено», «хорошо», «безразлично»,
«плохо» и т, д. |
Этика изучает, как известно, моральные нормы и
ценности. Она не является в отличие от, скажем, математики или физики
точной наукой. Это отмечал в ясной форме еще Аристотель, первым
употребивший название «этика» для этой науки. Он написал книгу по этике,
обращенную к своему сыну Никомаху. |
В обычном языке слово «тавтология» означает
повторение того, что уже было сказано; «Жизнь есть жизнь» или «Не
повезет так не повезет». |
Законы логики, подобно всем иным научным законам, являются универсальными и необходимыми. |
Софизмы обычно трактуются вскользь и с очевидным
осуждением. И в самом деле, стоит ли задерживаться и размышлять над
такими, к примеру, рассуждениями: «Сидящий встал; кто встал, тот стоит;
следовательно, сидящий стоит», |
Знаменитые рассуждения древнегреческого философа
Зенона «Ахиллес и черепаха», «дихотомия» и др., называемые обычно
«апориями» («затруднениями»), были направлены будто бы против движения и
существования многих вещей. |
Зенон предложил еще один софизм — «медимн зерна»
(примерно мешок зерна), послуживший прототипом для знаменитых софизмов
Евбулида «куча» и «лысый». |
Софизмы «Электра» и «покрытый» до сих пор приводятся в качестве характерных образцов «мнимой мудрости». |
Софизм «покрытый» можно переформулировать так, что обнаружится еще одна сторона скрывающейся за ним проблемы. |
Очень многие софизмы выглядят как лишенная смысла и
цели игра с языком; игра, опирающаяся на многозначность языковых
выражений, их неполноту, недосказанность, зависимость их значений от
контекста и т. д. |
Чаще всего анализ софизма не может быть завершен
раскрытием логической или фактической ошибки, допущенной в нем. Это как
раз самая простая часть дела. Сложнее уяснить проблемы, стоящие за
софизмом, и тем самым раскрыть источник недоумения и беспокойства,
вызываемого им, и объяснить, что придает ему видимость убедительного
рассуждения. |
Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из
всех логических парадоксов является парадокс «лжеца». Он-то главным
образом и прославил имя открывшего его упоминавшегося уже Евбулида из
Милета. |
Сейчас «лжец» обычно считается характерным примером
тех трудностей, к которым ведет смешение двух языков: «предметного
языка», на котором говорится о лежащей вне языка действительности, и
«метаязыка», на котором говорят о самом предметном языке. |
Итак, существуют высказывания, говорящие о своей
собственной истинности или ложности. Идея, что такого рода высказывания
не являются осмысленными, очень стара. Ее отстаивал еще древнегреческий
логик Хрисипп. |
В основе одного знаменитого парадокса лежит как
будто небольшое происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и
не забытое до сих пор. |
Человеческому уму, привыкшему не только к своей
силе, но и к своей гибкости и даже изворотливости, трудно, конечно,
смириться с этой абсолютной безвыходностью и признать себя загнанным в
тупик. |
Самым знаменитым из открытых уже в нашем веке
парадоксов является антиномия, обнаруженная Б. Расселом и сообщенная им в
письме к Г. Фреге. Эту же антиномию обсуждали одновременно в Геттингене
немецкие математики Э. Цермело и Д. Гильберт. |
Интересный логический парадокс был открыт немецкими
логиками К. Греллингом и Л. Нельсоном («парадокс Греллинга»). Этот
парадокс можно сформулировать очень просто. |
| |