Есть градации света: от ослепляющего сияния через
постепенно сгущающиеся сумерки до полной, беспросветной темноты. Сходным
образом есть в естественном языке разные степени осмысленности: от
полного и ясного смысла через туманное и невнятное до совершенной
бессмысленности, лишенной даже структурной определенности.
Это хорошо показано в «Джабберуоки». По мере
развития действия рассказ все более проясняется, но остается все-таки
как бы разглядыванием через мутное стекло: видны какие-то предметы,
движения, но все равно как-то неотчетливо. В конце рассказа стекло
мутнеет почти до непроницаемой черноты.
Мотив постепенности перехода от вполне осмысленного к
совершенно бессмысленному звучит в «Алисе в Зазеркалье» и в разговоре
Алисы с Черной Королевой:
— Разве это холм? — перебила ее Королева. — Видала я такие холмы, рядом с которым этот — просто равнина!
— Ну, нет! — сказала вдруг Алиса… — Холм никак не может быть равниной. Это уж совсем чепуха!
— Разве это чепуха? — сказала Королева и затрясла
головой. — Слыхала я такую чепуху, рядом с которой эта разумна, как
толковый словарь!
Известный английский астроном А. Эддингтон, не раз
обращавшийся к этой сказке в сугубо научных контекстах, связывал слова
Черной Королевы с тем, как физики понимают «проблему нонсенса». Физику
кажется бессмысленным утверждать, что существует какая-то иная
реальность, помимо той, которая подчиняется законам его науки. Но даже
это утверждение осмысленно, как толковый словарь, в сравнении с
бессмыслицей предположения, что этой реальности вовсе не существует.
Не только в обыденном рассуждении, но и в физике
имеются разные уровни осмысленности, а значит, и бессмысленности. Они
есть вообще в любой сколь угодно строгой и точной научной теории. И это
особенно заметно в период ее становления и в период ее пересмотра.
В формирующейся теории, не имеющей еще полной и
цельной интерпретации, всегда присутствуют понятия, не связанные
однозначно с исследуемыми объектами. Утверждения с подобными понятиями
неизбежно являются только частично осмысленными. С другой стороны, такая
теория способна объяснить и сделать понятным далеко не все из того, что
дано в эксперименте и опыте.
Хорошие в этом плане примеры дает квантовая механика
начала века. Один из ее создателей, немецкий физик В. Гейзенберг,
вспоминает в своей книге «Часть и целое» примечательный спор между А.
Шредингером и Н. Бором по поводу осмысленности введенной последним
модели атома.
А. Шредингер. «Вы должны понять, Бор, что все
представления о квантовых скачках необходимым образом ведут к
бессмыслице. Здесь утверждается, что в стационарном состоянии атома
электрон сначала периодически вращается по той или иной орбите, не
излучая. Не дается никакого объяснения, почему он не должен излучать…
Потом электрон почему-то перескакивает с этой орбиты на другую, и
происходит излучение. Должен ли этот переход совершаться постепенно или
внезапно?.. И какими законами определяется движение электрона при
скачке? Так что все представление о квантовых скачках оказывается просто
бессмыслицей».
Н. Бор. «Да, во всем, что вы говорите, вы совершенно
правы. Однако это еще не доказательство, что квантовых скачков не
существует. Это доказывает только, что мы не можем себе их представить…»
А. Эддингтон замечал, что описание элементарной
частицы, которое дает физик, есть на деле нечто подобное «Джабберуоки»:
слова связываются с чем-то неизвестным, действующим неизвестным нам
образом. И лишь потому, что это описание содержит числа, физика
оказывается в состоянии внести некоторый порядок в явление и сделать
относительно его успешные предсказания. А. Эддингтон пишет: «Наблюдая
восемь электронов в одном атоме и семь электронов в другом, мы начинаем
постигать разницу между кислородом и азотом. Восемь «хливких шорьков»
«пыряются» в кислородной «наве» и семь — в азотной. Если ввести
несколько чисел, то даже «Джабберуоки» станет научным. Теперь можно
отважиться и на предсказание: если один из «шорьков» сбежит, кислород
замаскируется под азот. В звездах и туманностях мы действительно находим
таких волков в овечьих шкурах, которые иначе могли бы привести нас в
замешательство. Если перевести основные понятия физики на язык
«Джабберуоки», сохранив все числа — все метрические атрибуты, ничего не
изменится; это было бы неплохим напоминанием о принципиальной
непознаваемости природы основных объектов». Впрочем, сопоставляя физическое описание со
стихотворным нонсенсом, А. Эддингтон определенно увлекается.
Литературный текст имеет дело с вымышленными событиями, существующими
только в голове его автора.
Научный же текст говорит о реальных объектах и
событиях, и его темнота может быть постепенно рассеяна в ходе
дальнейшего их исследования.
Как показывают эти примеры, взятые из одной из самых
точных наук — современной физики, научное изложение временами бывает
туманным и даже темным, и притом в силу вполне объективных причин.
Естественно ожидать, что по мере удаления от современной, высокоразвитой
науки в глубь веков непрозрачность исследовательских текстов должна все
более возрастать.
Для подтверждения этой мысли хорошо обратиться к алхимии — своеобычной средневековой предшественнице нашей химии.
Алхимики стремились получить философский камень,
чтобы затем с его помощью превращать неблагородные металлы в золото. В
алхимическом рецепте, принадлежащем, по преданию, испанскому мыслителю и
логику Раймонду Луллию, предписываются, в частности, такие действия:
«Непроницаемые тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты
найдешь внутри ее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост.
Возьми этого черного дракона, разотри па камне и прикоснись к нему
раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный
цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал
свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно
раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».
Этот текст столь же темен, как и тени, что покрывают
реторту с драконом внутри. Может даже показаться, что это бессмысленное
бормотание мага или шарлатана, рассчитанное на непосвященных и не
имеющее никакого отношения к химии.
Но как раз с химической стороны дело оказалось
относительно простым. Уже в прошлом веке этот рецепт был расшифрован,
таинственные львы и драконы исчезли и вместо них появились самые
обыкновенные вещества. «Буквально химическое» прочтение алхимического
рецепта показало, что в нем описывается серия химических превращений
свинца, его окислов и солей. Б частности, «горючей водой» является
обычный теперь ацетон.
Однако только «химического» толкования и прояснения
явно недостаточно. Оно выявляет один скелет средневекового текста,
оставляя в стороне все остальное, без чего алхимия перестает быть
полнокровным средневеково-противоречивым-культурным явлением.
Современные исследования алхимии со всей
очевидностью показывают, что всестороннее истолкование ее как целостного
образа средневековой культуры во многом еще остается делом будущего.
Успех общения во многом зависит от ясности и
однозначности используемого языка. Говорящий туманно всегда рискует быть
превратно понятым или быть непонятым вообще. Темные речи прощаются
только прорицателям и пророкам: сам предмет их суждений лишен
определенности.
Где меньше всего допустима не только темнота, но
даже туманность, так это в науке. Она представляется — и в общем-то
совершенно справедливо — сферой наиболее прозрачного и осмысленного
употребления языка и тем идеалом, к которому должно стремиться общение
людей в других областях.
Но ясно, что абсолютная прозрачность смысла
недостижима даже в науке. И связано это прежде всего не с субъективными и
случайными ошибками отдельных исследователей, а с самой природой
научного познания.
Представление о мире, даваемое наукой, складывается
постепенно, и нет такого последнего предела, после которого нечего уже
будет исследовать и прояснять. Кроме того, постоянное расширение знания
заставляет периодически пересматривать и перестраивать саму картину
мира, создаваемую наукой. Это ведет к тому, что какие-то фрагменты такой
картины теряют свою прежнюю устойчивость и ясность и их приходится
заново переосмысливать и истолковывать. Рассуждения же об объектах, еще
не полностью осмысленных наукой или не обретших твердого места в ее
структуре и связях, по необходимости недостаточно однозначны и
определенны, а то и просто темны.
Говоря о туманном как в науке, так и в языке вообще,
нужно всегда учитывать, что оно не является какой-то сугубо внутренней
характеристикой языка, совершенно не связанной с той средой, в которую
он всегда погружен. И тем более оно не является во всех своих случаях
результатом простого неумения употреблять язык надлежащим образом.
Многими нитями туманное сцеплено с самой жизнью, ткань которой
пропитывает и делает эластичной язык.
В естественном языке нет твердой перегородки между
осмысленным и в большей или меньшей мере туманным, отсутствуют раз и
навсегда установленные правила, позволяющие разграничить их. И это
говорит, помимо всего прочего, о гибкости и скрытой силе нашего обычного
языка.
То, о чем можно рассуждать с полным смыслом и что не
допускает такого рассуждения, определяется в конечном счете уровнем
познания и человеческой практики. Достоинство не закосневшего в жестких
разграничениях и противопоставлениях языка в том, что он не утрачивает
способности изменяться вместе с изменением самой жизни и всегда остается
столь же гибким и готовым к будущим переменам, как и она сама.
В заключение надо обратить внимание еще на один случай туманности и темноты.
Невольное нарушение правил употребления языка — важный и постоянный источник туманности и темноты.
Попытки высказаться о том, что видится еще смутно и неотчетливо, — другой столь же постоянный и еще более важный их источник.
В первом случае — в отличие от второго — неясность
выражения является просто ошибкой. Отражает она не какую-то трудно
выразимую таинственность обсуждаемого предмета, а только неумение
говорящего высказаться о нем ясно. Такое неумение только затемняет
реальную тайну, если она, конечно, есть, добавляя к ней синтаксические и
семантические загадки.
От этих случаев туманности и темноты нужно,
разумеется, отличать сознательную, или, как говорят, жанровую,
туманность и темноту литературного или иного текста. Литературоведы
иногда называют ее «бессвязной речью».
Есть речи — значенье темно иль ничтожно.
Но им без волненья внимать невозможно.
В общем случае туманность и темнота — неприятные,
хотя зачастую и неизбежные спутники общения с помощью языка. От них
желательно по мере возможности избавляться.
Но жанровые туманность и темнота имеют все права появляться в нужное время на удобной для этого сцене. |