Из бесконечного множества логических законов самым
популярным является, без сомнения, закон противоречия. Он был открыт
одним из первых и сразу же был объявлен наиболее важным принципом не
только человеческого мышления, но и самого бытия.
И вместе с тем в истории логики не было периода,
когда этот закон не оспаривался бы и когда дискуссии вокруг него
совершенно затихали бы.
Закон противоречия говорит о противоречащих друг
другу высказываниях, то есть о таких высказываниях, одно из которых
является отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания
«Луна — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава —
зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т. п. В одном из
противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое
отрицается.
Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А будет отрицанием этого высказывания.
Идея, выражаемая законом противоречия, кажется
простой и даже банальной: высказывание и его отрицание не могут быть
вместе истинными.
Используя вместо высказывании буквы, эту идею можно
передать так: неверно, что А и не-А. Неверно, например, что трава
зеленая и не зеленая, что Луна — спутник Земли и не спутник Земли и
т. д.
Закон противоречия говорит о противоречивых
высказываниях — отсюда его название. Но он отрицает противоречие,
объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости — отсюда
другое распространенное имя — закон непротиворечия.
Большинство неверных толкований этого закона и
большая часть попыток оспорить его приложимость, если не во всех, то
хотя бы в отдельных областях, связаны с неправильным пониманием
логического отрицания, а значит, и противоречия.
Высказывание и его отрицание должны говорить об
одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Эти
два высказывания должны со-" впадать во всем, кроме одной-единственной
вещи: то, что утверждается в одном, отрицается в другом. Если эта
простая вещь забывается, противоречия нет, поскольку нет отрицаниям.
В романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Панург
спрашивает Труйогана, стоит жениться или нет. Труйоган как истинный
философ отвечает довольно загадочно, и стоит, и не стоит. Казалось бы,
явно противоречивый, а потому невыполнимый и бесполезный совет. Но
постепенно выясняется, что никакого противоречия здесь нет. Сама по себе
женитьба — дело не плохое. Но плохо, когда, женившись, человек теряет
интерес ко всему остальному.
Видимость противоречия связана здесь с лаконичностью
ответа Труйогана. Если же пренебречь соображениями риторики и, лишив
ответ загадочности, сформулировать его полностью, станет ясно, что он
непротиворечив и может быть даже небесполезен. Стоит жениться, если
будет выполнено определенное условие, и не стоит жениться в противном
случае. Вторая часть этого утверждения не является, конечно, отрицанием
первой его части.
Пример философа Труйогана оказался заразительным, и ему до сих пор следуют отдельные его коллеги по профессии.
Можно ли описать движение без противоречия? Иногда
отвечают, что такое описание не схватило бы самой сути движения —
последовательной смены положения тела в пространстве и во времени.
Движение внутренне противоречиво, и оно требует для своего описания
оборотов типа: «Движущееся тело находится в данном месте, и движущееся
тело не находится в данном месте». Поскольку противоречиво не только
механическое движение, но и всякое изменение вообще, любое описание
явлений в динамике должно быть — при таком подходе — внутренне
противоречивым.
Разумеется, сам этот подход представляет собой
недоразумение. Утверждение о диалектической противоречивости движения
никак не предполагает логическое противоречие. Правильной идее дается
неверная формулировка, искажающая смысл этой идеи и ведущая к бесплодным
словесным спорам. Дело, впрочем, не в возможности споров самих по себе.
Такая формулировка компрометирует саму идею, ибо положение, из которого
следует противоречие, не может быть истинным.
Можно просто сказать: «Дверь полуоткрыта». Но можно
заявить: «Дверь открыта и не открыта», имея при этом в виду, что она
открыта, поскольку не является плотно притворенной, и вместе с тем не
открыта, потому что не распахнута настежь.
Подобный способ выражения представляет собой,
однако, не более чем игру в риторику и афористичность. Никакого
действительного противоречия здесь нет, так как нет утверждения и
отрицания одного и того же, взятого в одном и том же отношении.
«Березы опали и не опали», — говорят одни,
подразумевая, что некоторые березы уже сбросили листву, а другие нет.
«Человек и ребенок, и старик», — говорят другие, имея в виду, что один и
тот же человек в начале своей жизни — ребенок, а в конце ее — старик.
Действительного противоречия в подобных утверждениях, конечно же, нет.
Точно так же, как его нет в словах песни: «Речка движется и не движется…
Песня слышится и не слышится…»
Если ввести понятия истины и лжи, закон противоречия
можно сформулировать так: никакое высказывание не является вместе
истинным и ложным.
В этой версии закон звучит особенно убедительно.
Истина и ложь — это две несовместимые характеристики высказывания.
Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не
соответствует ей. Тот, кто отрицает закон противоречия, должен признать,
что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положению
вещей и одновременно не соответствовать ему. Трудно понять, что
означают в таком случае сами понятия истины и лжи.
Иногда закон противоречия формулируют следующим образом: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным.
Эта версия подчеркивает опасности, связанные с
противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои
рассуждения или в свою теорию ложное высказывание. Тем самым он стирает
границу между истиной и ложью, что, конечно же, недопустимо.
Римский философ-стоик Эпиктет, вначале раб одного из
телохранителей императора Нерона, а затем секретарь императора, так
обосновывал необходимость закона противоречия: «Я хотел бы быть рабом
человека, не признающего закона противоречия. Он велел бы мне подать
себе вина, я дал бы ему уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы,
стал бы кричать, что я даю ему не то, что он просил. А я сказал бы ему:
ты не признаешь ведь закона противоречия, стало быть, что вино, что
уксус, что какая угодно гадость — все одно и то же. И необходимости ты
не признаешь, стало быть, никто не в силах принудить тебя воспринимать
уксус как что-то плохое, а вино как хорошее. Пей уксус как вино и будь
доволен. Или так: хозяин велел побрить себя. Я отхватываю ему бритвою
ухо или нос. Опять начинаются крики, но я повторил бы ему свои
рассуждения. И все делал бы в таком роде, пока не принудил бы хозяина
признать истину, что необходимость непреоборима и закон противоречия
всевластен».
Так комментировал Эпиктет слова Аристотеля о принудительной силе необходимости, и в частности закона противоречия!
Смысл этого эмоционального комментария сводится,
судя по всему, к идее, известной еще Аристотелю: из противоречия можно
вывести все, что угодно.
Тот, кто допускает противоречие в своих
рассуждениях, должен быть готов к тому, что из распоряжения принести ему
вина будет выведено требование подать уксуса, из команды побрить —
команда отрезать нос и т. д.
Один из законов логики говорит: из противоречивого
высказывания логически следует любое высказывание. Появление в какой-то
теории противоречия ведет в силу этого закона к ее разрушению. В ней
становится доказуемым все, что угодно, были смешиваются с небылицами.
Ценность такой теории равна нулю.
Конечно, в реальной жизни все обстоит не так
страшно, как это рисует данный закон. Ученый, обнаруживший в какой-то
научной теории противоречие, не спешит обычно воспользоваться услугами
закона с тем, чтобы дискредитировать ее. Чаще всего противоречие
отграничивается от других положений теории, входящие в него утверждения
проверяются и перепроверяются до тех пор, пока не будет выяснено, какое
из них является ложным. В конце концов ложное утверждение отбрасывается и
теория становится непротиворечивой. Только после этого она обретает
уверенность в своем будущем.
Противоречие — это еще не смерть научной теории. Но оно подобно смерти. |