Вернемся, однако, к конкретным законам логики.
Законы двойного отрицания позволяют снимать и
вводить такое отрицание. Их можно выразить так: если неверно, что не-А,
то А; если А, то неверно, что не-А. Например, «Если неверно, что Фреге
не знал закона снятия двойного отрицания, то Фреге знал этот закон», и
наоборот.
Закон, носящий имя средневекового логика и философа
монаха Дунса Скота, характеризует ложное высказывание. Смысл этого
закона можно приблизительно передать так: из ложного утверждения
вытекает какое угодно утверждение. Применительно к конкретным
утверждениям это звучит так: если дважды два равно четыре, то если это
не так, то вся математика ничего не стоит. В подобного рода рассуждениях
есть несомненный привкус парадоксальности. Особенно заметным он
становится, когда в качестве заключения берется явно ложное и совершенно
не связанное с посылками высказывание. Например: если дважды два равно
четыре, то если это не так, то Луна сделана из зеленого сыра. Явный
парадокс! Не все описания логического следования принимают данный закон в
качестве правомерного способа рассуждения. Построены, хотя только
сравнительно недавно, такие теории логических связей, в которых этот и
подобные ему способы рассуждения считаются недопустимыми. Известен анекдот о Б. Расселе, доказавшем своему
собеседнику на каком-то вечере, что из того, что два плюс два равно
пяти, вытекает, что он, Рассел, — римский папа. В доказательстве
использовался закон Дунса Скота.
Отнимем от обеих сторон равенства 2 + 2 = 5 по 3.
Получим: 1=2. Если собеседник утверждает, что Рассел не является римским
папой, то этот папа и Рассел — два разных лица. Но поскольку 1=2, папа и
Рассел — это одно и то же лицо.
Закон, названный именем еще одного средневекового
монаха и логика — Клавия, лежит в основе доказательства путем приведения
к абсурду. Закон Клавия говорит, что если из ложности утверждения
вытекает его истинность, то утверждение истинно.
К законам доказательства путем приведения к абсурду
относится и принцип, говорящий, что если из утверждения вытекает
противоречие, то это утверждение ложно. Например, если из утверждения:
«Треугольник имеет четыре угла» — выводится как то, что у треугольника
три угла, так и то, что у него не три угла, это означает, что исходное
утверждение ложно.
Приведенные формулировки законов логики и примеров к
этим законам являются весьма неуклюжими конструкциями, и звучат они
довольно непривычно. И это даже в случае самых простых по своей
структуре законов. Естественный язык, использовавшийся в этих
формулировках, явно не лучшее средство для данной цели. И дело даже не
столько в громоздкости получаемых выражений, сколько в отсутствии
ясности и точности в передаче законов.
Мало сказать, что о законах логики трудно говорить,
пользуясь только обычным языком. Строго подходя к делу, нужно сказать,
что они вообще не могут быть адекватно переданы на этом языке.
Не случайно современная ложка строит для выражения
своих законов и связанных с ними понятий специальный язык. Этот
формализованный язык отличается от обычного языка прежде всего тем, что
следует за логической формой и воспроизводит ее даже в ущерб краткости и
легкости общения. |