Итак, существуют высказывания, говорящие о своей
собственной истинности или ложности. Идея, что такого рода высказывания
не являются осмысленными, очень стара. Ее отстаивал еще древнегреческий
логик Хрисипп.
В средние века английский философ и логик У. Оккам
заявлял, что утверждение «Всякое высказывание ложно» бессмысленно,
поскольку оно говорит в числе прочего и о своей собственной ложности. Из
этого утверждения прямо следует противоречие. Если всякое высказывание
ложно, то это относится и к самому данному утверждению; но то, что оно
ложно, означает, что не всякое высказывание является ложным. Аналогично
обстоит дело и с утверждением «Всякое высказывание истинно». Оно также
должно быть отнесено к бессмысленным и также ведет к противоречию: если
каждое высказывание истинно, то истинным является и отрицание самого
этого высказывания, то есть высказывание, что не всякое высказывание
истинно.
Почему, однако, высказывание не может осмысленно говорить о своей собственной истинности или ложности?
Уже современник У. Оккама, французский философ XIV
века Ж. Буридан, не был согласен с его решением. С точки зрения обычных
представлений о бессмысленности выражения типа «Я лгу», «Всякое
высказывание истинно (ложно)» и т. п. вполне осмысленны. О чем можно
подумать, о том можно высказаться — таков общий принцип Ж. Буридана.
Человек может думать об истинности утверждения, которое он произносит,
значит, он может и высказаться об этом. Не все утверждения, говорящие о
самих себе, относятся к бессмысленным. Например, утверждение «Это
предложение написано по-русски» является истинным, а утверждение «В этом
предложении десять слов» ложно. И оба они совершенно осмысленны. Если
допускается, что утверждение может говорить и о самом себе, то почему
оно не способно со смыслом говорить и о таком своем свойстве, как
истинность?
Сам Ж. Буридан считал высказывание «Я лгу» не
бессмысленным, а ложным. Он обосновывал это так. Когда человек
утверждает какое-то предложение, он утверждает тем самым, что оно
истинно. Если же предложение говорит о себе, что оно само является
ложным, то оно представляет собой только сокращенную формулировку более
сложного выражения, утверждающего одновременно и свою истинность, и свою
ложность. Это выражение противоречиво и, следовательно, ложно. Но оно
никак не бессмысленно.
Аргументация Ж. Буридана и сейчас иногда считается убедительной.
Имеются и другие направления критики того решения
парадокса «лжеца», которое было в деталях развито А. Тарским.
Действительно ли в семантически замкнутых языках — а таковы ведь все
естественные языки — нет никакого противоядия против парадоксов этого
типа?
Если бы это было так, то понятие истины можно было
бы определить строгим образом только в формализованных языках. Только в
них удается разграничить предметный язык, на котором рассуждают об
окружающем мире, и метаязык, на котором говорят об этом языке. Эта
иерархия языков строится по образцу усвоения иностранного языка с
помощью родного. Изучение такой иерархии привело ко многим интересным
выводам, и в определенных случаях она существенна. Но ее нет в
естественном языке. Дискредитирует ли это его? И если да, то в какой
именно мере? Ведь в нем понятие истины все-таки употребляется, и обычно
без всяких осложнений. Является ли введение иерархии единственным
способом исключения парадоксов, подобных «лжецу»?
В 30-е годы ответы на эти вопросы представлялись,
несомненно, утвердительными. Однако сейчас былого единодушия уже нет,
хотя традиция устранять парадоксы данного типа путем «расслаивания»
языка остается господствующей.
В последнее время все больше внимания привлекают так
называемые эгоцентрические выражения. В них встречаются слова, подобные
«я», «это», «здесь», «теперь», и их истинность зависит от того, когда,
кем и где они употребляются. Известен рассказ о купце, который из
соображений рекламы вывесил объявление: «Сегодня — за наличные, завтра —
в кредит». Он решил, что это объявление ни к чему его не обязывает: ни в
какой день нельзя сказать, что сегодня как раз тот день, когда
наступило завтра. Высказывается мнение, что такая же примерно хитрость
скрывается и за «лжецом».
В утверждении «Это высказывание является ложным»
встречается слово «это». К какому именно объекту оно относится? «Лжец»
может говорить о том, что слово «это» не относится к смыслу данного
утверждения. Но тогда к чему оно относится, что обозначает? И почему
данный смысл не может быть все-таки обозначен словом «это»?
Не вдаваясь здесь в детали, стоит отметить только,
что в контексте анализа эгоцентрических выражений «лжец» наполняется
совершенно иным содержанием, чем ранее. Оказывается, он уже
предостерегает не от смешения языка и метаязыка, а указывает на
опасности, связанные с неправильным употреблением слова «это» и подобных
ему эгоцентрических слов.
Проблемы, связывавшиеся на протяжении веков с
«лжецом», радикально менялись в зависимости от того, рассматривался ли
он как пример двусмысленности, или же как выражение, внешне
представляющееся осмысленным, но по своей сути бессмысленное, или же как
образец смешения языка и метаязыка, или же, наконец, как типичный
пример неверного употребления эгоцентрических выражений. И нет
уверенности в том, что с этим парадоксом не окажутся связанными в
будущем и другие проблемы.
Известный современный финский логик и философ Г. фон
Вригт писал о своей работе, посвященной «лжецу», что данный парадокс ни
в коем случае не должен пониматься как локальное, изолированное
препятствие, устранимое одним изобретательным движением мысли. «Лжец»
затрагивает многие наиболее важные темы логики и семантики; это и
определение истины, и истолкование противоречия и доказательства, и
целая серия важных различий: между предложением и выражаемой им мыслью,
между употреблением выражения и его упоминанием, между смыслом имени и
обозначаемым им объектом.
Аналогично обстоит дело и с другими логическими
парадоксами. «Антиномии логики, — пишет Г. фон Вригт, — озадачили с
момента своего открытия и, вероятно, будут озадачивать нас всегда. Мы
должны, я думаю, рассматривать их не столько как проблемы, ожидающие
решения, сколько как неисчерпаемый сырой материал для размышления. Они
важны, поскольку размышление 0 них затрагивает наиболее фундаментальные
вопросы всей логики, а значит, и всего мышления».
В заключение этого разговора о «лжеце» можно
вспомнить курьезный эпизод из того времени, когда формальная логика еще
преподавалась в школе. В учебнике логики, изданном в конце 40-х годов,
школьникам восьмого класса предлагалось в качестве домашнего задания — в
порядке, так сказать, разминки — найти ошибку, допущенную в этом
простеньком на вид парадоксе: «Я лгу». И пусть это не покажется
странным, считалось, что школьники в большинстве своем успешно
справляются с таким заданием. |