Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из
всех логических парадоксов является парадокс «лжеца». Он-то главным
образом и прославил имя открывшего его упоминавшегося уже Евбулида из
Милета.
Имеется много вариантов этого парадокса, или антиномии, многие из которых являются только по видимости парадоксальными.
В простейшем варианте «лжеца» человек произносит
всего одну фразу: «Я лгу». Или говорит: «Высказывание, которое я сейчас
произношу, является ложным». Или: «Это высказывание ложно».
Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду
и, значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не
является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его
высказывание ложно. Оказывается, таким образом, что, если говорящий
лжет, он говорит правду, и наоборот.
В средние века распространенной была такая формулировка:
— Сказанное Платоном — ложно, — говорит Сократ.
— То, что сказал Сократ, — истина, — говорит Платон.
Возникает вопрос, кто из них высказывает истину, а кто — ложь?
А вот современная перефразировка этого парадокса.
Допустим, что на лицевой стороне карточки написаны только слова: «На
другой стороне этой карточки написано истинное высказывание». Ясно, что
эти слова представляют собой осмысленное утверждение. Перевернув
карточку, мы должны либо обнаружить обещанное высказывание, либо его
нет. Если оно написано на обороте, то оно является либо истинным, либо
нет. Однако на обороте стоят слова: «На другой стороне этой карточки
написано ложное высказывание» — и ничего более. Допустим, что
утверждение на лицевой стороне истинно. Тогда утверждение на обороте
должно быть истинным, и, значит, утверждение на лицевой стороне должно
быть ложным. Но если утверждение с лицевой стороны ложно, тогда
утверждение на обороте также должно быть ложным, и, следовательно,
утверждение на лицевой стороне должно быть истинным. В итоге — парадокс.
Парадокс «лжеца» произвел громадное впечатление на
греков. И легко понять почему. Вопрос, который в нем ставится, с первого
взгляда кажется совсем простым: лжет ли тот, кто говорит только то, что
он лжет? Но ответ «да» приводит к ответу «нет», и наоборот. И
размышление ничуть не проясняет ситуацию. За простотой и даже
обыденностью вопроса оно открывает какую-то неясную и неизмеримую
глубину.
Ходит даже легенда, что некий Филит Косский,
отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой. Говорят также, что
один из известных древнегреческих логиков, Диодор Кронос, уже на склоне
лет дал обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение
«лжеца», и вскоре умер, так ничего и не добившись.
В средние века этот парадокс был отнесен к так
называемым «неразрешимым предложениям» и сделался объектом
систематического анализа.
В новое время «лжец» долго не привлекал никакого
внимания. За ним не видели никаких, даже малозначительных затруднений,
касающихся употребления языка. И только в наше, так называемое новейшее
время развитие логики достигло наконец уровня, когда проблемы, стоящие,
как представляется, за этим парадоксом, стало возможным формулировать
уже в строгих терминах.
Теперь «лжец» — этот типичный «бывший софизм» —
нередко именуется «королем логических парадоксов». Ему посвящена
обширная научная литература.
И тем не менее, как и в случае многих других
парадоксов, остается не вполне ясным, какие именно проблемы скрываются
за ним и как следует избавляться от него. |