Этика изучает, как известно, моральные нормы и
ценности. Она не является в отличие от, скажем, математики или физики
точной наукой. Это отмечал в ясной форме еще Аристотель, первым
употребивший название «этика» для этой науки. Он написал книгу по этике,
обращенную к своему сыну Никомаху. В этой «Никомаховой этике»
Аристотель, в частности, предостерегал: «Что касается разработки нашего
предмета, то, пожалуй, будет достаточным, если мы достигнем той степени
ясности, какую допускает сам этот предмет. Ибо не во всех выводах
следует искать одну и ту же степень точности, подобно как и не во всех
созданиях человеческой руки. В том, что касается понятий морального
совершенства и справедливости… царят столь далеко простирающиеся
разногласия и неустойчивость суждений, что появилась даже точка зрения,
будто своим существованием они обязаны только соглашению, а не природе
вещей… Нужно поэтому удовлетвориться, если, обсуждая такие предметы и
опираясь на такие посылки, удастся указать истину только приблизительно и
в общих чертах… ибо особенность образованного человека в том, чтобы
желать в каждой области точности в той мере, в какой этого позволяет
природа предмета».
Разногласия и неустойчивость мнений в вопросах добра
и зла, морально хорошего и морально предосудительного склоняют нередко к
мысли, что никакое научное исследование нашей моральной жизни вообще
невозможно. Общим местом большинства направлений современной буржуазной
философии стало утверждение, что этика вообще не есть наука — даже самая
неточная — и никогда не сумеет стать ею.
В чем же причина этой безысходности в обсуждении
проблем этики? Она в том, как говорил один из представителей
лингвистической философии Л. Витгенштейн, что язык, на котором мы
говорим о моральном добре и долге, совершенно отличен от разговорного и
научного языка. «Наши слова, как они используются нами в науке, — это
исключительно сосуды, способные вмещать и переносить значение и смысл,
естественное значение и смысл. Этика, если она вообще чем-то является,
сверхъестественна…»
Мысль Л. Витгенштейна проста. Для рассуждении об
этике, относящейся скорее всего к сверхъестественному, требуется особый
язык, которого у нас нет. И если бы такой язык был все-таки изобретен,
это привело бы к катастрофе: он оказался бы несовместимым с нашим
обычным языком и от какого-то из этих двух языков нужно было бы
отказаться. Заговорив о добре и долге, пришлось бы молчать обо всем
остальном.
Такова одна из линий защиты мнения о невозможности
строгого обоснования науки о морали, противопоставляющего ее всем другим
наукам.
Интересно отметить, что это мнение сравнительно
недавнего происхождения, и оно явно противоречит многовековой традиции.
Еще не так давно, а именно в конце XVII века, столь же распространенным
было прямо противоположное убеждение. Наиболее яркое выражение оно нашло
в философии Б. Спинозы. Он был уверен в том, что в этике достижима
самая высокая мера точности и строгости, и предпринял грандиозную
попытку построить этику по образцу геометрии.
Современник Б. Спинозы английский философ Д. Локк
тоже не сомневался в возможности научной этики, столь же очевидной и
точной, как и математика. Он полагал, кроме того, что, несмотря на
работы «несравненного мистера Ньютона», физика и вообще вся естественная
наука невозможна.
Впрочем, отстаивая возможность строгой и точной
этики, Б. Спиноза и Д. Локк не были оригинальны. Они только поддерживали
и продолжали старую философскую традицию, у истоков которой стояли
Сократ и Платон.
Конечно же, никакой реальной альтернативы здесь нет.
Вопрос не стоит так, что либо этика без естествознания, либо
естествознание без этики. Возможна научная трактовка как природы, так и
морали. Одно никоим образом не исключает другого.
И это касается не только добра и долга в сфере
морали, но и всех других ценностей и норм, в какой бы области они ни
встречались. Несмотря на все своеобразие в сравнении с объектами,
изучаемыми естественными науками, оценки и нормы вполне могут быть
предметом научного исследования, ведущего к строгим и достаточно точным
результатам. «Строгим» и «точным» в том, разумеется, смысле и в той
мере, какие характерны именно для этики и наук, говорящих, подобно ей, о
ценностях и долге.
Проблема возможности научной этики и подобных ей наук имеет и важный логический аспект.
Можно ли о хорошем и плохом, обязательном и
запрещенном рассуждать последовательно и непротиворечиво? Можно ли быть
«логичным» в вопросах морали? Вытекают ли из одних оценок и норм
какие-то иные оценки и нормы? На эти и связанные с ними вопросы должна
ответить логика. Само собой разумеется, если бы оказалось, что логика
неприложима к морали, то ни о какой науке этике не могло быть и речи.
Могут ли два человека, рассуждающие о хорошем и
должном, противоречить друг другу? Очевидно, да, и мы постоянно
сталкиваемся с таким несогласием мнений. Однако строго аргументированный
ответ на этот вопрос предполагает создание особой теории таких
рассуждений. Доказательство того, что можно быть логичным и
последовательным в суждениях о добре и долге, требует построения
логической теории умозаключений с такими суждениями.
Эта теория, включающая логику оценок и логику норм,
сформировалась сравнительно недавно. Многие ее проблемы еще недостаточно
ясны, ряд важных ее результатов вызывает споры. Но ясно, что она уже не
просто абстрактно возможна, а реально существует и показывает, что
рассуждения о ценностях и нормах не выходят за сферу «логического» и
могут успешно анализироваться и описываться с помощью методов логики. |