Софизм «покрытый» можно переформулировать так, что обнаружится еще одна сторона скрывающейся за ним проблемы.
Допустим, что рядом со мной стоит, накрывшись, не
Сидоров, а какой-то другой человек, но я не знаю об этом. Знаю ли я
Сидорова? Конечно, знаю. Но рядом со мной кто-то неизвестный. А вдруг
это как раз Сидоров? Отвечая «знаю», я в какой-то мере рискую, ибо опять
могу оказаться в положении, когда, зная Сидорова, я не узнал его, пока
он не раскрылся.
Можно даже упростить ситуацию. Рядом со мной, не
прячась, стоит Сидоров. Знаю ли я его? Да, знаю и узнаю. А знаю ли я,
что у Сидорова пятеро детей? Нет, этого я как раз и не знаю. Но без
знания такого важного факта, определяющего скорее всего все остальное в
жизни Сидорова, чего стоят имеющиеся у меня разрозненные сведения о нем?
Эти упрощенные до предела и звучащие наивно примеры
намекают, однако, на важные моменты, касающиеся знания. Оно всегда
является в определенном смысле неполным и никогда не приобретает
окончательных, окостеневших очертаний. Элементы знания многообразно
связаны между собой. Сомнение в каких-то из них непременно иррадиирует
на другие области и элементы, и неясность даже на окраинах системы
знания легкой дымкой растекается по всей системе. Введение новых
элементов, особенно если они выглядят существенными с точки зрения
данной системы, нередко заставляет перестроить ее всю.
Научная теория как система утверждений напоминает в
этом плане здание, которое приходится перестраивать снизу доверху с
надстройкой каждого нового этажа.
Все эти намеки на неполноту, системность и
постоянную перестройку знания тоже можно — при большом, правда, желании —
усмотреть за софизмами типа «покрытого».
Многое из сказанного здесь о научном знании приложимо и ко всем другим формам знания.
Имеется знание о Гамлете, принце датском, описанном в
трагедии В. Шекспира. Но сколько есть талантливых актеров, столько и
разных Гамлетов. Известный русский актер В. Качалов изображал в своем
Гамлете почти и исключительно одну сыновнюю любовь к матери. Во всей трагедии он подчеркивал прежде всего слова,
выражающие эту любовь. Другие актеры выдвигают на первый план
одиночество, покинутость, беспомощность, крайнее отчаяние и полное
бессилие Гамлета. Иногда, наоборот, в нем видятся воля, сила и мощь, и
всем его поступкам придается характер запланированности и заранее
замысленного зла. Существовали Гамлеты-философы, абстрактные мыслители,
не столько действующие и чувствующие, сколько над всем рефлектирующие и
все анализирующие. Были Гамлеты, потерявшиеся в дворцовом окружении.
Гамлет в описании В. Шекспира — это только
литературный персонаж, так сказать, теоретический, «не-опредмеченный»
Гамлет. Гамлет в спектакле по Шекспиру — это «опредмечивание»
литературного Гамлета.
Полное знание Гамлета требует единства
теоретического и предметного, литературного и сценического. При совсем
уж плохом исполнении пьесы можно сказать: «Знаю Гамлета, но не узнаю
его».
Рассматриваемые софизмы затрагивают, помимо общих
вопросов, и собственно логические проблемы. Они обращают, в частности,
внимание на различие между экстенсиональными и интенсиональными
контекстами, имеющее важное значение в современной логике. Особенность
вторых в том, что они не допускают замены друг на друга разных имен,
обозначающих один и тот же предмет. Форма «Электра знает, что X — ее
брат» является как раз частным случаем интенсиональных выражений.
Подстановка в эту форму вместо переменной X имени «Орест» дает истинное
высказывание. Но, подставив имя «этот покрытый человек», обозначающее
того же человека, что и имя «Орест», получим уже ложное высказывание.
Конечно, теперь это различие является хорошо
известным в логике. Но в седой античности, когда еще и логики как науки
не существовало, удалось все-таки если и не выразить его явно и
отчетливо, то хотя бы почувствовать. Это и сделали «Электра» и
«покрытый». Они указали, сверх того, на опасности, связанные с
пренебрежением данным различием. |