Различные типы обучения, получившие, как уже
отмечалось, наибольшее распространение в теории и практике школьного
преподавания (объяснительно-иллюстративное, проблемное,
программированное), реализуются, как известно, в принципах и методах
обучения.
Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та
основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и
умение пользоваться этими знаниями на практике. Качество усвоения
учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода
изучения той или иной темы.
В методической литературе по русскому языку прием
графического описания правила пока еще не имел ни достаточного
применения, ни убедительного теоретического обоснования. При этом он,
как и другие графические средства, рассматривался чаще всего как прием
объяснения орфографических ошибок, допущенных учеником в письменных
работах.
В педагогической литературе вопрос о подготовке учащихся
к активному усвоению нового материала находит все более широкое
освещение, однако в методике русского языка о нем написано явно
недостаточно, что отрицательно сказывается и в практике работы
словесников, особенно при обучении орфографии.
Практическая направленность в преподавании русского
языка нисколько не умаляет роли грамматической теории. Ведь и
орфографические, и пунктуационные правила, во многом определяющие
уровень грамотности учащихся, в большинстве случаев строятся на
грамматической основе, и сознательное усвоение их может быть обеспечено
только при условии понимания языковой сущности того явления, о котором
говорится в правиле.
Изучение теории и практики формирования обобщенных
знаний при обучении русскому языку и личный опыт позволили выявить
наиболее типичные особенности уроков обобщенного изучения
взаимосвязанных тем.
Концепция формирования у учащихся обобщенных знаний
на основе общих понятий и структур опирается на ряд специфических
принципов, среди которых ведущее место занимают следующие...
Предлагаемая разработка технологии структурирования
учебного материала ориентирована на укрупнение дидактической единицы
учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим
основаниям.
Система грамматико-орфографических упражнений при
обобщенном изучении взаимосвязанных тем – одна из основных частей общей
системы упражнений, ориентированных на успешное применение правил на
разных этапах урока в различных условиях письма.
Применение предписаний алгоритмического типа как
частных, так и обобщенных предполагает специальное обучение способам
обоснования, мотивировки языковых явлений. С этой целью широко
используется прием рассуждения (или комментирования) в процессе письма...
В методике русского языка идея об альтернативах не
нова. В дореволюционной школе такие упражнения были известны под
названием орфографических задач с «двойными буквами». В защиту этих
упражнений выступали такие видные методисты, как В. Зимницкий, А.
Григорьев, П. Красногорский, Ф. Пуцыкович и др.
Традиционные методики, в том числе и методика
орфографии, не могут реализовать идею оперативной обратной связи на
уроке, особенно на этапе изучения нового материала. Это отрицательно
влияет на процесс обучения, так как информация от ученика поступает
подчас чрезвычайно поздно (после проверки письменных работ, итогового
повторения и т. д.).
Специфика разработанной
методической модели заключается в том, что упражнения на всех этапах
изучения материала носят обобщающий характер. Однако функции каждой
последующей серии соответствуют конкретному этапу изучения материала и
основной его дидактической цели.
При подготовке к обобщенному изучению
грамматико-орфографического материала по данной теме необходимо вначале
подвергнуть его соответствующей логической обработке. Рассмотрим более
подробно «механизм» структурирования этого материала.
Основная, доминирующая цель урока – выведение обобщенных
правил в виде формул склонений существительных как грамматической
основы для построения формулы орфографического правила и
формулы-предписания, а в дальнейшем – и образца устного рассуждения и
письменного обоснования орфограмм.
На второй урок выносится второй блок правил – это
глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в
так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные,
существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс– ён-, – ен– и оттенок действия (слова типа: копчёный, ночёвка и
др.).
Проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по правописанию н и нн в существительных,
прилагательных и наречиях (первый блок правил). Познакомить учащихся с правилами правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
На первом уроке учащиеся вначале должны усвоить опорную
тему «НЕ с существительными» как основу для переноса знаний на другой,
сходный материал. Остальные темы вводятся на базе блоковой организации
учебного материала.
Следующая тема, которая одинаково успешно может быть введена как в 5, так и в 6 классе, – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на– о, – е».
В отличие от предыдущих пяти тем, объединенных в два блока, где правила правописания не со
словами повторялись, в этой теме добавляется два новых условия выбора
правильных написаний, свойственных только причастию.