Следующая тема, которая одинаково успешно может быть введена как в 5, так и в 6 классе, – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на– о, – е».
Основная цель урока – осуществление учащимися (при незначительной помощи учителя) переноса имеющихся знаний по базовой теме «НЕ с существительными» на сходный материал («НЕ с прилагательными и наречиями на– о, – е») с целью его обобщения.
Основное средство – структурная модель таблицы, с анализа которой начинается изучение материала.
Вначале учитель заполняет по горизонтали следующие две
графы («Прилагательное», «Наречие») и привлекает внимание учащихся к
структуре таблицы (три блока), чтобы выяснить, почему первые три темы
(существительное, прилагательное, наречие) объединены в один блок. Такое
расположение сходного материала дает возможность изучать его обобщенно,
блочно.
Кратко опишем методику ввода теоретического материала, в
основу которой положен принцип опережающего обобщения как доминирующий в
данной ситуации.
Вначале учащиеся вспоминают первое правило о слитном написании не с существительными. Затем записываются примеры – неряха, нелепость, небрежность – и
дается следующее задание: от данных существительных образовать
прилагательные и наречия и объяснить их правописание. В итоге получается
такая запись:
неряха – неряшливый – неряшливо,
нелепость – нелепый – нелепо,
небрежность – небрежный – небрежно.
Учащиеся делают вывод по аналогии: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е пишутся с не слитно, если слово без не не употребляется.
Таким образом можно ввести и второй пункт обобщенного правила (о слитном написании не со словами, которые можно заменить синонимом без не). Анализируются слова:
неправда – неправдивый – неправдиво,
нередкость – нередкий – нередко,
неясность – неясный – неясно.
Учащиеся без особых затруднений формулируют правило о слитном написании не со
словами (существительными, прилагательными, наречиями), которые могут
быть заменены синонимами или близкими по значению словами.
Подбор однокоренных слов для наблюдений и анализа
значительно облегчает процесс переноса знаний и формулировку обобщенных
правил.
Для закрепления этого пункта правила можно тоже
использовать ряд упражнений учебника. Кроме того, учащиеся выполняют ряд
заданий на подбор синонимов к словам с приставкой не. Например: неприятель (…) отступил. Мальчик решил нетрудную (…) задачу. Товарищ жил недалеко (…) от бассейна и т. д.
Усвоение третьего пункта обобщенного правила осуществляется тоже на основе переноса уже имеющихся знаний о раздельном написании не с существительными при наличии противопоставления (с опорой на первый пример).
Не удача помогла на экзамене, а глубокие знания.
Этот фильм не интересный, а скучный.
Не далеко, а близко от дома построили стадион.
По аналогии с уже известным правилом учащиеся формулируют обобщенное правило: существительные, прилагательные и наречия на– о, – е пишутся с не раздельно, если в предложении имеется противопоставление с союзом а.
И наконец, последнее правило о правописании не с частями речи при наличии слов, усиливающих отрицание (далеко не, вовсе не и др.), вводится на основе переноса после анализа соответствующих примеров:
Он вовсе не приятель нам.
Это далеко не безопасное путешествие.
Прочитать текст по-французски оказалось вовсе не легко.
Учащиеся формулируют правило: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е пишутся раздельно с не при наличии усиливающих отрицание слов далеко, вовсе и др.
В ходе анализа примеров завершается заполнение первого блока таблицы. Подводятся итоги. Учащиеся составляют план ответа на тему «НЕ с
существительными, прилагательными, наречиями на – о, – е», подтверждают
каждый пункт обобщенного правила своими примерами и т. д.
На данном этапе дидактический материал необходимо
комбинировать таким образом, чтобы в нем одновременно перемежались
примеры на правописание не с существительными, и с
прилагательными, и с наречиями, что даст возможность уже на раннем этапе
осуществлять как обобщение, так и дифференциацию взаимосвязанных правил
и написаний. Приводим образец упражнения.
1. Через три дня они были уже недалеко от места, служившего предметом их поездки. 2. Говорили не громко, не тихо, а так, как следует. 3. Неясная речь – это мутное зеркало. 4. Недоброе слово больней огня жжет. 5. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на мягких крыльях. 6. После вчерашнего шторма море еще не успокоилось, но волны уже не сердито били о берег, а плавно накатывались. 7. Шорская гвардия – для недругов гроза. 8. Придумать такое было вовсе не просто».
К завершению работы по вводу 1-го блока правил таблица приобретает следующий вид.
На этапе закрепления проводятся также различного рода
обучающие диктанты, творческие работы по составлению предложений,
текстов, может широко применяться работа с синонимами, антонимами и др.
Последующие уроки по данной теме будут направлены на
совершенствование приобретенных умений и навыков, на отработку таких
случаев, которые вызвали затруднения при усвоении темы, на
самостоятельное создание текстов в рамках определенных жанров и стилей. |