Названные темы в соответствии с ныне действующими
программами и учебниками по русскому языку изучаются в 5 классе (в 6
классе изучаются разносклоняемые существительные). Учебный материал
распределяется следующим образом: в 5 классе (1-я четверть) учащиеся
вначале повторяют типы склонений и правописание падежных окончаний
основного варианта (за начальную школу) и в 5 классе (3-я четверть)
изучается и основной вариант, и разновидности склонений. Причем вначале
отрабатывается первая часть темы, как это было и в начальной школе, а
затем вводятся и разновидности склонений, т. е. существительные с
основой на– и.
Появление ошибок на смешение написаний (безударных гласных е и и) обусловливается тремя основными причинами:
– особенностями языкового материала, которые создают предпосылки для смешения окончаний– е и – и;
– способами организации его в школьных учебниках и
методических пособиях, которые во многом определяют методику изучения
данной темы;
– характером мыслительной деятельности учащихся при усвоении учебного материала.
Кратко остановимся на этих вопросах. Рассмотрим вначале
вопрос о причинах орфографических ошибок, которые обусловлены
особенностями данного материала и способами его организации в школьном
учебнике русского языка для 5 класса, и выделим те моменты, которые
объективно создают «благоприятные» условия для смешения конкурирующих
написаний. Известно, что наибольшие трудности вызывает у учащихся
правописание падежных окончаний разновидности существительных на – ия, –
ий, – ие. Основная причина затруднений – смешение названных
существительных с основной группой написаний, т. е. с существительными,
которые в именительном падеже имеют такие же окончания, но основа у них
не оканчивается на– и.
Так, наиболее частыми являются ошибки в окончаниях
существительных типа армия, собрание, пролетарий. Правописание этих
окончаний зависит не только от знания законов словоизменения и связи
слов в предложении, но и от умения правильно определять характер основы.
Поэтому сам характер учебного материала объективно
создает предпосылки для формирования односторонних и ошибочных
обобщений, что, в свою очередь, ведет к орфографическим ошибкам при
столкновении конкурирующих написаний.
Опыт показывает, что многие учащиеся 5 класса часто не
соотносят разновидности склонений с типовыми особенностями
существительных I и II склонения. Поэтому существительные с основой на– и воспринимаются
ими подчас изолированно от общей системы падежных окончаний в
единственном числе и не рассматриваются как особые варианты склонения.
С другой стороны, имеются такие случаи, когда к
разновидности склонений учащиеся относят существительные основного
варианта, например слова типа: аллея, галерея, готовальня, сарай и др.
Чтобы создать установку на разграничение всех этих
написаний, необходимо с самого начала строить усвоение темы на основе
противопоставления указанных имен существительных. Однако материал
учебника организован так, что учитель не может осуществлять
противопоставление взаимосмешиваемых написаний основного варианта и
разновидности на всех этапах и, в частности, при первичном изучении
материала.
Так, первая половина упражнений остается на уровне
4 класса, что создает условия, благоприятствующие закреплению односторонних обобщений, сформированных еще в начальной школе.
Дополнительные сведения о существительных с основой на– и, не охваченные основными правилами как в 4, так и в
5 классах, вводятся вне системы склонений как особое
правило. Поэтому есть основание опасаться, что и новые правила учебника,
в целом отличающиеся от правил, которые давались в начальной школе,
будут поняты учащимся односторонне. Эти опасения вызваны тем, что
правила о правописании падежных окончаний существительных основного
варианта и разновидности даются отдельно и закрепляются, как уже
отмечалось, изолированно (первая половина упражнений ориентирована
только на закрепление падежных окончаний существительных основного
варианта).
Наш опыт показал, что учащиеся 5 класса по уровню
сформированности навыков по данной теме надолго задерживаются на уровне 4
класса, ибо уже само распределение учебного материала во многих случаях
затрудняет применение метода одновременного противопоставления
конкурирующих написаний как одного из средств формирования обобщенных
знаний и умений.
Так, в результате выполнения первой половины упражнений
данного параграфа у учащихся формируются обобщения следующего характера:
у существительных I склонения в Д и П падежах и у существительных II
склонения в П падеже пишется только окончание– е.
Такие же обобщения были сформированы и в начальной
школе, где программным материалом, как отмечалось, не охватывались
существительные с основой на– и.
Формированию односторонних обобщений способствует
отчасти и помещенный в учебнике 5 класса способ применения правил,
ориентирующий ученика лишь на основной вариант существительных I и II
склонения:
1. Определите склонение существительного.
2. Определите его падеж.
3. Вспомните, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
Следовательно, в способе рассуждения при обосновании
написаний указанный выше важнейший дифференцирующий признак (наличие или
отсутствие на конце основы буквы и) фактически отсутствует.
Отсутствует он и в образце рассуждения. «Применяя правило, – указывается
в первом упражнении по данной теме, – рассуждайте по образцу: из песн… слова не выкинешь. Из песн… – песня, I склонение, не выкинешь (из ч е г о?) из песни – существительное, стоит в родительном падеже. У существительных I склонения в родительном падеже окончание — – и. Напишу и – из песни.
В дальнейшем дается ряд упражнений на правописание окончаний у существительных с основой на– и. К сожалению, эти существительные не включены, как уже отмечалось, в систему I и II склонения.
Итак, расположение материала в учебниках (и методических
пособиях) по данной теме ориентировано главным образом на раздельное
изучение взаимосмешиваемых написаний как на уровне правил, так и на
уровне упражнений. Все это свидетельствует о том, что методика изучения
этой темы нуждается в дальнейшем значительном улучшении.
С этой целью рассмотрим вначале вопрос о методике и технологии структурирования учебного материала. |