Большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся,
является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках
скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не
хочется выполнять.
Проблемы, связанные с неуспешностью школьников
в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в
решении практических задач. Это могут быть
задачи в разных учебных дисциплинах. Например, в
"Русском языке”: вставить пропущенные
орфограммы, построить предложение, сделать
фонетический разбор слова, морфологический
разбор слова и др.
Написание сочинения-рассуждения (часть С) – непростое
задание для школьников, т. к. за ограниченное время им нужно
проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое
высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы.
Современная школа находится в
интенсивных поисках и нового, оптимального
содержания и технологии обучения, и новой
методики развития языковой личности.
Обучение искусству писать сочинения –
одна из сложных и до сих пор не решенных проблем.
И – как всегда в школе – все дело в учителе,
влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот
вид работы, относящемся к сочинению как к
тяжелому бремени.
Речевой повтор – камень преткновения
на пути анализа и изложения текста.
Действительно, повтор слов – одна из
распространенных речевых ошибок учеников. Он
возникает прежде всего там, где бедна мысль
автора...
Совсем еще недавно главным в обучении
русскому языку было совершенствование навыков
правильного письма, контроль за состоянием
орфографической и пунктуационной грамотности
учеников, четкая организация урока. Строгость,
педантизм, требовательность учителя к мелочам –
характерные особенности урока русского языка.
Особую актуальность работа по
формированию орфографических и пунктуационных
навыков приобретает в настоящее время, когда на
качестве письма негативно сказывается снижение
уровня речевой культуры в целом.
Тема «Описание животного» традиционна
для программы по развитию речи в средней школе.
Целью таких уроков обычно является ознакомление
детей с одним из типов речи (описанием), его
особенностями, отличиями от других типов речи.
Специфика этой методики в
том, что речь в ней понимается не как словесное
оформление высказывания, но как само
высказывание, как сама мысль, выраженная в
слове.
Сочинения на
свободную тему и радуют, и огорчают. Огорчают
чаще. Мы предоставляем ученикам возможность
рассуждать о серьезных проблемах, открыто
высказывать свое мнение о важнейших вопросах
современности, а школьники повторяют избитые
фразы, твердят то, что растиражировано СМИ и
молодежной литературой.
Мне представляется целесообразным
использование в качестве зрительной опоры
комиксов, так как их любят дети, они дают
необходимый «костяк», на который можно
наращивать самое разное содержание.
Как трудно избавиться от стереотипа:
«Ученики должны все знать». А ведь
большинство из нас, учителей, работает именно по
такому принципу. Возможно, кто-то никогда не
задумывался об этом; многие пытаются избежать
сложной проблемы, ибо, решая ее, придется
пересмотреть всю систему преподавания предмета.
Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том
числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды
имел разные отклики в педагогических кругах.
Известно, что проблема типологии уроков, как правило,
наиболее широко разрабатывается именно в общедидактическом плане. В
таком же виде типы уроков используются нередко и в частных методиках без
учета специфики того или иного предмета.
Различные типы обучения, получившие, как уже
отмечалось, наибольшее распространение в теории и практике школьного
преподавания (объяснительно-иллюстративное, проблемное,
программированное), реализуются, как известно, в принципах и методах
обучения.
Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та
основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и
умение пользоваться этими знаниями на практике. Качество усвоения
учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода
изучения той или иной темы.
В методической литературе по русскому языку прием
графического описания правила пока еще не имел ни достаточного
применения, ни убедительного теоретического обоснования. При этом он,
как и другие графические средства, рассматривался чаще всего как прием
объяснения орфографических ошибок, допущенных учеником в письменных
работах.
В педагогической литературе вопрос о подготовке учащихся
к активному усвоению нового материала находит все более широкое
освещение, однако в методике русского языка о нем написано явно
недостаточно, что отрицательно сказывается и в практике работы
словесников, особенно при обучении орфографии.
Практическая направленность в преподавании русского
языка нисколько не умаляет роли грамматической теории. Ведь и
орфографические, и пунктуационные правила, во многом определяющие
уровень грамотности учащихся, в большинстве случаев строятся на
грамматической основе, и сознательное усвоение их может быть обеспечено
только при условии понимания языковой сущности того явления, о котором
говорится в правиле.
Изучение теории и практики формирования обобщенных
знаний при обучении русскому языку и личный опыт позволили выявить
наиболее типичные особенности уроков обобщенного изучения
взаимосвязанных тем.
Концепция формирования у учащихся обобщенных знаний
на основе общих понятий и структур опирается на ряд специфических
принципов, среди которых ведущее место занимают следующие...
Предлагаемая разработка технологии структурирования
учебного материала ориентирована на укрупнение дидактической единицы
учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим
основаниям.
Система грамматико-орфографических упражнений при
обобщенном изучении взаимосвязанных тем – одна из основных частей общей
системы упражнений, ориентированных на успешное применение правил на
разных этапах урока в различных условиях письма.
Применение предписаний алгоритмического типа как
частных, так и обобщенных предполагает специальное обучение способам
обоснования, мотивировки языковых явлений. С этой целью широко
используется прием рассуждения (или комментирования) в процессе письма...
В методике русского языка идея об альтернативах не
нова. В дореволюционной школе такие упражнения были известны под
названием орфографических задач с «двойными буквами». В защиту этих
упражнений выступали такие видные методисты, как В. Зимницкий, А.
Григорьев, П. Красногорский, Ф. Пуцыкович и др.
Традиционные методики, в том числе и методика
орфографии, не могут реализовать идею оперативной обратной связи на
уроке, особенно на этапе изучения нового материала. Это отрицательно
влияет на процесс обучения, так как информация от ученика поступает
подчас чрезвычайно поздно (после проверки письменных работ, итогового
повторения и т. д.).
Специфика разработанной
методической модели заключается в том, что упражнения на всех этапах
изучения материала носят обобщающий характер. Однако функции каждой
последующей серии соответствуют конкретному этапу изучения материала и
основной его дидактической цели.