Работа может проходить на одном уроке, тем более что с правописанием частицы не с глаголами учащиеся познакомились уже в 3 классе.
Но чтобы такой урок смог состояться, необходимо учащимся
иметьи некоторые представления о деепричастии. С этой целью учитель в
плане опережения на практическом уровне (и на базе глагола) дает
необходимый минимум знаний. Урок начинается с наблюдений над глаголами,
записанными на доске в два столбика:
не чувствовал негодовать
не участвовал недоумевать
не озаряет ненавидеть
не шефствовал неволить На основе анализа материала (и с опорой на знания по первому блоку правил) учащиеся делают вывод о правописании не с глаголами (не с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением некоторых глаголов, которые без не не употребляются).
Затем учитель обращает внимание учащихся на соединение двух тем «НЕ с глаголами» и «НЕ с деепричастиями» в один блок и спрашивает, почему возможно такое объединение.
Выясняется, что для деепричастий действует то же
правило, что и для глаголов. Чтобы закрепить это важное положение, можно
предложить учащимся следующее задание: образовать по аналогии от
записанных глаголов деепричастия (первые образцы дает учитель):
не чувствовал – не чувствуя
не участвовал – не участвуя
не озаряет – не озаряя
не шефствовал – не шефствуя
негодовать – негодуя
недоумевать – недоумевая
ненавидеть – ненавидя
неволить – неволя
Последним звеном по усвоению новых знаний будет обобщение правил и заполнение второго блока таблицы «Правописание не с различными частями речи».
В итоге она приобретает следующий вид.
После того как таблица заполнена, необходимо сравнить
новый блок («Глагол», «Деепричастие») с уже изученным блоком
(«Существительное», «Прилагательное», «Наречие»), выделить в них общее,
отметить различия.
Изученные правила закрепляются в языковом сознании и
практике учащихся. В дидактический материал включаются примеры как по
новой теме, так и на повторение слитного и раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на – о, – е. |