Суббота, 20.04.2024, 07:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Комплексный анализ текста рассказа Ю. Бондарева «Оружие»
Цель урока: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.
Задачи урока: учить определять тему, стиль, тип речи произведения; показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения.
Оборудование урока: карточки с текстом рассказа Ю. Бондарева «Оружие» без знаков препинания, словари (толковый, синонимов), иллюстративный материал (фотографии оружия из оружейной палаты), репродукция картины В. А. Верещагина «Апофеоз войны».

Ход урока.
Оргмомент.
Слово учителя.
- На уроках литературы мы познакомились с романом Ю. Бондарева «Горячий снег», написанным в 1969 году. Сборник «Мгновения» содержит очерки, созданные писателем в 70-80-е годы. С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Сегодня мы знакомимся с одним из очерков. (Чтение очерка).

                                          Оружие.
   Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие.
   Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал воронёной чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, спусковая скоба требовала погладить её, просунуть указательный палец к твёрдой упругости спускового крючка – во всём готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва  к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.
   Браунинги и маленькие «Вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, пленительным перламутром рукояток – в этих пистолетах всё было аккуратно выточено, всё сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках.
   И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер», совершенный по своей форме автомат, сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе.
   Тогда я многого не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утончённой красоте орудия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных.
Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времён – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобно предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?».
                                                       (По Ю. Бондареву)

Беседа.
- О чём этот текст? (Об оружии, какое оно. Не случайно в тексте так много военных терминов.
Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни. Начинается словами «когда-то, очень давно…». Заканчивается «теперь же…».)
- Говоря, о чём этот текст, что мы определили? (Тему). Верно, она отражена в заглавии.

Работа с текстом.
- Обратимся к первому абзацу. Запишите первое предложение. Какие знаки поставили, почему? (Автор прибегает к уточнению, так как функция уточняющих членов – раскрыть глубже смысл «когда-то…»).
- Как сказать по-другому «на фронте»? (На войне, во время войны.)
- Это авторский знак. Можно прочитать и без уточнения. Но здесь это принципиально важно. И мы это докажем далее, работая с текстом. Как можно озаглавить эту часть? Какое слово ключевое? (Любил рассматривать оружие – любовался оружием).
- Рассмотрим второй абзац. Прочтите его, расставьте знаки препинания в карточках. Какие чувства выражает автор? (Восторг, удовольствие).
- Какие слова помогают понять это? Обратимся к толковому словарю. (Объятия – движения рук для ласки, красота – что-то доставляющее наслаждение).
- Сколько в этих словах нежности, тепла. Да, это восторг и любование. Но сохраняется ли это чувство к концу абзаца? (Нет, появляется чувство тревоги, настороженности).
- Какие слова помогают понять это? (Механизм убийства, угроза и подавление, тупая сила).
- В каком значении употреблено слово «тупая» сила, подберите подходящий по смыслу синоним. (Переносное значение: бессмысленная сила).
- Какой литературный приём использует автор? Для чего? (Эпитет (метафорический). Он придаёт речи особую выразительность).
   Индивидуальные задания:
работа со словарём (подобрать синонимы к слову «томящая» (красота): тревожная, беспокойная.
составление у доски схемы второго предложения.

- На ле5ксическом уровне мы выявили две смысловые части, а теперь обратимся к схеме. Каково предложение по структуре?  Как автор помогает нам выявить смену чувств?
     I                                                                       II
[  ], [  ], [  ].                                                        – [  ].
Описание.                                                          Вывод.
(Это бессоюзное сложное предложение, в нём две смысловые части).
- Какова основная мысль абзаца? Как озаглавим его? (Томящая красота. Здесь и любование оружием в слове «красота», и беспокойство, выраженное словом «томящая».)

- Над третьим абзацем работаем вместе. Два человека получают индивидуальные задания: 1) работа со словарём, 2) составление схемы предложения у доски).
- Прочтите третий абзац. Какие ассоциации вызывают у вас такие слова : «миниатюрный, пленительный, женственная, нежность, ласковая красота»? О ком или о чём так можно сказать? (О женщине, о природе…).
- О чём говорит автор? (Об оружии).
- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Как его озаглавим? (Смертельная красота).
- Понятие красота не несёт в себе смерть. Эти понятия несовместимы. Какой приём использует автор? Для чего? (Лексическая несочетаемость (оксюморон). Усиливается эмоциональное восприятие.)
- Красота может быть ласковой. Ещё какой? Подберите синоним, используя словарь. (Нежная).
- А у автора она «смертельная». Какое слово в этом предложении усиливает этот алогизм? (Пульки).
- Запишите словосочетание «крошечные пульки» и разберите эти слова по составу. Что вы заметили, какие суффиксы использует автор? (Уменьшительно-ласкательные).
   Смерть несёт то, что на вид безобидно. Но эта безобидность кажущаяся.

- Это алогизм на лексическом уровне, а как помогает понять нам такую несовместимость конструкции предложения! Расставьте знаки, рассмотрим схему.

              I                                             II
        [   ] –                                       [  ], [  ], и [  ].
     Описание.                                       Вывод.
- В предыдущей схеме больше описания, вывод ещё слаб, автор только нащупывает мысль, пытается определить её для себя. А в этой схеме иное соотношение смысловых частей. Здесь больше размышлений, автор стремится разобраться в своих чувствах.
- Обратимся к четвёртому абзацу. Внимательно прочитайте текст, расставьте знаки. Обратите внимание на то, что здесь встречаются разные части речи: наречия, существительные, местоимения. Почему преобладают причастия и прилагательные? Какова их функция? (Они усиливают образность, способствуют эмоциональному воздействию, употребляются в описательном типе речи.)
- Как озаглавим абзац? (Человеческий талант).
- Почему, говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудие смерти? (Восторгаемся трудом, талантом, мастерством, стремлением сделать вещь красивой. Но часто не задумываемся над тем, что несёт в себе этот предмет.
   Мастера творчески выражают жизнь, пытаясь преодолеть своими творениями смерть. И это им удаётся, ведь искусство вечно. Мастеров давно нет в живых, а их творения, предметы искусства живы. Прекрасное остаётся в вечности.
   Настоящий мастер облагораживает, поэтизирует любое явление, создаёт прекрасное.
   Из русских мастеров известны оружейники Московского Кремля Филипп Тимофеев, Евтихий Кузовнёв, Григорий и Леонтий Вяткимы, создавшие свои произведения в XVII веке. Художники орнаментировали ложа пищалей перламутром, слоновой костью, золотом. Среди изображений, врезанных в приклады, встречаются фигуры всадников, звери, птицы, растения).
- Работаем с пятым абзацем. В предыдущем абзаце преобладали причастия и прилагательные. Обратите внимание, почему здесь изменился морфологический строй речи, почему появились глаголы «не понимал, думал, чувствовал»? (В предыдущих – описание. В пятом абзаце – размышления, рассуждения).
- Бондарев пишет об «утончённой красоте», но подсознательно чувствует «некую противоестественность». Какой приём использует автор? (Скрытая антитеза).
- Как озаглавим эту часть? (Чувствовал противоестественность).
- Далее работаем с шестым абзацем. Прочитайте шестой абзац. В нём много непонятных слов. Группа ребят будет работать со словарём и объяснит значение терминов: секира, инкрустация, оружейное ложе.
- Как озаглавим абзац? (Последнее предложение – в нём весь смысл).
- Что можно сказать об авторе, его жизненной позиции? Сразу ли автор пришёл к такому пониманию? Вернёмся к началу рассказа. Почему важно уточнение «когда-то, очень давно…». (Изменилось отношение, взгляды автора. Давно – любовался, теперь же испытывает тошнотное чувство сопротивления.
Давно – бравада, неосознанность, непонимание (дети любят играть в войну).
Теперь же – тошнотное чувство, открытая физиология!)
- В самом начале урока мы отметили метафоричный эпитет и подобрали синоним: тупая сила – бессмысленная. И вот в последнем абзаце автор уже с высоты прожитых лет обращается к этому опять: «Есть ли какой-нибудь смысл…». Какова же идея произведения? (Автор пытается заставить каждого задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о её бесценности).
- Как автор акцентирует на этом наше внимание, какой приём для этого использует? (Эпифора (концовка), повтор вопросов: «Почему люди…» и «Есть ли какой-нибудь смысл…»).
- Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Найдите грамматическую основу последнего предложения. (Красота убивает).
- Но ведь красота убивать не может» Тем более, что «красота убивает (что?) красоту…» Взаимоуничтожение. Какая красота? «Железная». А какую красоту убивает? – «высшую». В какой форме стоит прилагательное? (Простая превосходная степень).
   Железная красота убивает высшую красоту… Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти. Бесчеловечность любой войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин.
(Заранее подготовленное сообщение).
Д/З: найти в сборнике Ю Бондарева «Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (18.01.2012)
Просмотров: 4368 | Теги: открытый урок, скачать, конспект урока, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0