При подготовке к обобщенному изучению
грамматико-орфографического материала по данной теме необходимо вначале
подвергнуть его соответствующей логической обработке. Рассмотрим более
подробно «механизм» структурирования этого материала.
Вначале отбирается и анализируется весь комплекс
исходных знаний, которые подлежат группировке, и выделяются основные
линии для обобщения. Так, в обобщенное правило о правописании букв е и и в падежных окончаниях существительных войдут три фактически разрозненные темы: «Буквы е и и в окончаниях существительных», «Существительные на – ия, – ии, – ие» и «Существительные на– мя».
Написание падежных окончаний названных существительных
подчиняется определенной закономерности, которая выражается в наличии
одинаковых окончаний у отдельных групп существительных.
Общую структуру темы нужно представлять таким образом,
чтобы последовательность анализа материала давала возможность учащимся
самим добывать знания на основе переноса, осознавать не только материал,
но и процесс его усвоения. В результате логической обработки материала и
установления рациональной последовательности его изучения создаются
благоприятные условия для управления познавательной деятельностью
учащихся, формирования обобщенных знаний и рациональных способов
деятельности.
Фиксация логических структур учебного материала может
осуществляться самыми разнообразными способами (схема, таблица, модель,
формула, блок и др.).
Причем особые трудности вызывают только безударные окончания– е и – и в родительном, дательном и предложном падежах. Таким образом, окончания – е и – и являются и основанием для обобщения и систематизирующими признаками наиболее общего порядка.
Следующий этап структурирования материала – это
определение групп и классов в соответствии с выделенным основанием,
установление внутригрупповых и межгрупповых связей в орфографическом
материале, оформление его в определенную иерархическую систему, которая
может быть выражена в соответствующих группировках и классификациях.
Применительно к названной грамматико-орфографической
теме структурирование и группировка учебного материала выражаются в
вычленении отдельных групп и классов, между которыми устанавливаются
внутригрупповые и межгрупповые связи.
Внутри I склонения выделяются две группы языковых явлений: 1-я группа – существительные женского и мужского рода с окончаниями —– а (-я), 2-я группа – существительные женского рода, оканчивающиеся на – ия, которые,
с одной стороны, объединяются в одно склонение по одинаковому роду и
одинаковым окончаниям в начальной форме, а с другой – разделяются на две
группы по разным окончаниям в дательном и предложном падежах (первая
группа – окончание – е, вторая группа – окончание – и).
В составе II склонения, как и в составе I, также
выделяются две группы: 1-я группа – существительные мужского рода с
нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на– о (-е) и 2-я группа – существительные мужского рода, оканчивающиеся на – ий, и
существительные среднего рода, оканчивающиеся на – ие. Между ними
возникают такие же связи, как и между двумя группами I склонения.
III склонение, в состав которого входят существительные женского рода с нулевым окончанием (оканчивающиеся на– ь), характеризуется одинаковыми окончаниями в родительном, дательном и предложном падежах.
Разносклоняемые существительные (десять существительных на– мя) по характеру падежных окончаний можно объединить с существительными III склонения.
Выделение групп в составе I и II склонения имеет большое
значение, так как именно группа является основным дифференцирующим
признаком, той линией, по которой пойдет обобщение в I и II склонении.
Структурная организация данного материала может быть зафиксирована в обобщающей таблице (см. об этом в описании урока).
Эффективность такого варианта структурирования системы знаний обеспечивается:
– возможностью одновременного изучения обобщенных правил
и обобщенных способов их применения как средства экономии времени и
формирования системных знаний (при опоре на структурную таблицу) с
использованием приема переноса как в аналогичные, так и измененные
условия);
– возможностью включения упражнений с конкурирующими
написаниями на более раннем этапе, что соответствует требованиям
формирования полных и четко дифференцированных обобщений уже на этапе
первичного изучения нового материала;
– на основе логической структуры обобщенной темы
представляется возможность построения обобщенных правил (грамматических и
орфографических) в виде формул и адекватных им формул-алгоритмов, а
также образцов устного и графического обоснования орфограмм.
Проиллюстрируем далее методику и технологию уроков по названной обобщенной теме «Типы склонений и правописание букв е и и в
падежных окончаниях существительных». Всего 3–4 урока: 1 урок – на
первую тему и 2–3 урока – на вторую. Уроки могут быть сдвоенными, что
тем более целесообразно практиковать при обобщенном изучении материала
на основе его блоковой подачи. |