В каком направлении будет осуществляться совершенствование и модернизация концепции урока в современной школе?
Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы
сделать предварительный (частичный) прогноз, то можно предположить, что
концепция урока (его методика и технология) неизменно будет получать
свое дальнейшее развитие, при этом именно в тех аспектах, которые будут
определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, –
развитием перспективных направлений в педагогической науке и достижений в
теории и практике обучения русскому языку.
Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих
требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз
которого состоит в том, что творческая личность формируется прежде всего
на творческом уроке, в творческой атмосфере.
Дальнейшее развитие урока (как и методики обучения
русскому языку в целом) будет зависеть от того, насколько удастся
обогатить и расширить возможности для развития познавательных и
творческих способностей учащихся средствами изучаемого предмета на
основе адекватных этой цели средств и методов обучения.
Среди них по-прежнему особое место займут:
– крупноблочная подача учебного материала, в том числе и
ориентированная на обобщенное (одновременное и опережающее) изучение
взаимосвязанных тем, что потребует создания нового поколения учебников и
учебных пособий, с одной стороны, а с другой, – повышения
ответственности ученика за самоорганизацию изучения предмета как на
уроке, так и дома;
– более широкое применение компьютерной техники;
– обращение к личности ученика, к проблемам гуманизации и демократизации обучения;
– отказ от командного, авторитарного стиля работы учителя с учащимися, повышение культуры общения на всех уровнях;
– системный подход к построению обучения предмету,
исходной клеточкой которого является не один урок, а тема, включающая
несколько уроков;
– острая направленность на главное, наиболее существенное в изучаемом материале;
– установка на усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности;
– применение и совершенствование средств наглядности и моделирования;
– усиление обобщающей функции структурных элементов урока;
– структурирование и систематизация учебного материала не только учителем, но и самими учащимися;
– индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающие оптимальное развитие каждого ученика;
– ориентация на вариативность средств, методов и форм обучения;
– направленность на экономию времени на уроке, привлечение к этой работе учащихся, технических средств обучения;
– многоуровневый подход к преподаванию учебных предметов с ориентацией на большую целенаправленность обучения;
– усиление психосберегающих аспектов в системе новых и
традиционных технологий обучения, создание на уроке благоприятного
эмоционального фона, психологического комфорта и ситуации успеха для
каждого ученика как личности, как субъекта процесса обучения. |