Цели урока:
– проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по правописанию н и нн в существительных,
прилагательных и наречиях (первый блок правил);
– познакомить учащихся с правилами правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных;
– сформировать умения применять правила на практике.
Ход урока:
В начале урока проверяются знания учащихся по теме
«Буквы н и нн в существительных, прилагательных и наречиях». С этой
целью учитель отводит специальное время для самостоятельной работы с
таблицей. Учащиеся воспроизводят в памяти основные правила,
зафиксированные в левой части таблицы (по вертикали), и, сопоставляя
записи по горизонтали, находят общие и отличительные черты.
После самостоятельной работы с таблицей важно проверить
уровень понимания этого сложного материала всеми учащимися. К доске
вызывается сильный ученик, который записывает формулы правил и примеры к
ним. (Впоследствии запись будет проанализирована всеми учащимися.)
Пока ученик готовится у доски, класс под диктовку
учителя записывает слова, комментирует правописание н и нн, указывая в
скобках формулы правил: Возможны
и небольшие индивидуальные задания на карточках, с тем чтобы проверить
уровень усвоения правила отдельными учащимися. В карточки могут быть
включены задания такого типа: заполнить таблицу; объяснить графически
правописание н и нн в прилагательных: Другой тип задания: продолжить перечень примеров, записать формулу правила к каждому из них: Еще пример карточки: показать, как образовались слова: длинный, жизненный, лебединый, миллионный, водяной, ценно, грязно, ценность, современник.
Рядом со словом записать формулу правила.
На всю работу (у доски, с классом, индивидуальную) можно выделить не более 15 минут.
После этого учитель переходит к рассмотрению второго блока правил, в частности к изучению правил о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Пятый этап изучения орфографических правил. Материал для наблюдения.
Учитывая сложность материала, учитель большую часть
работы должен взять на себя, а все записи в таблицу лучше сделать после
анализа примеров, наблюдений и выводов.
Записываются словосочетания, в которые входят прилагательные и причастия:
беленая комната – беленная хозяйкой комната
груженая баржа – груженная арбузами баржа.
Вопросы для анализа:
– Посмотрите, чем отличаются эти словосочетания? (Во
второй группе словосочетаний (справа) есть зависимые слова, в первой –
их нет.)
– В каких случаях пишется н и нн?
(В отглагольных прилагательных пишем н, если при них нет зависимого слова. В полных причастиях пишем нн – при них есть зависимое слово.)
Формула правила: – Проанализируем еще несколько примеров отглагольных прилагательных и причастий с н и нн:
путаный ответ – запутанный ответ
кошеная трава – скошенная трава (но: некошеная трава)
– Чем еще кроме н и нн отличаются по составу однокоренные слова? Обозначьте графически эту часть.
(Выделяются приставки за-, с.)
– Сколько н в словах первой группы и второй?
(В первой – н, во второй – нн.)
Учитель делает вывод о правописании н и нн.
(В отглагольных прилагательных без приставки или с приставкой не пишется н, в причастиях и отглагольных прилагательных с приставкой – нн. Кроме того, есть слова-исключения: смышленый, названый, посажёный. В причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется нн: купить – купленный, бросать – брошенный.)
Формула правила: – Причастия могут употребляться как в полной, так и в краткой форме. Запишите примеры: трава скошена, книги прочитаны.
– Сколько н написано в данных словах? (Одна буква н.)
– Какой вывод напрашивается? (В кратких причастиях всегда н.)
– A теперь давайте сделаем словообразовательный разбор следующих слов:
рискованный – рисковать
образованный – образовать
Обратите внимание на то, что в отглагольных прилагательных на– ованн– (-еванн-) пишется нн (исключения: кованый, жеваный), где ов (ев) входят в корень.
Подводятся итоги урока:
– в полных причастиях с зависимыми словами или приставками (кроме не), а также в бесприставочных совершенного вида пишется нн;
– в кратких причастиях – н;
– в отглагольных прилагательных на– ованн– (-еванн-) пишется нн.
Домашнее задание: Выучить теоретический материал
(и формулы правил). На каждый случай подобрать по 5–6 примеров.
Повторить весь материал по таблице.
К концу второго урока таблица приобретает следующий вид
|