Боже мой, только сейчас... я сообразил, что он умер в сравнительно
молодом возрасте, а вот казался всегда старше: и по степенно-старомодным
манерам провинциального бухгалтера, и по сделанному им в поэзии. Первая
книга Заболоцкого «Столбцы» была мятежно-новаторской, уходя своими
корнями в раннего Маяковского («Я сразу смазал карту буден»), в
хлебниковские неожиданно взламываемые ямбы, в живопись Шагала,
Гончаровой и Ларионова. Вся книга была пронизана издевательским
презрением к «мурлу мещанина», способного поглотить все великие идеи.
«Вторая книга», вышедшая, в 1937 году, была бегством от социальности,
становящейся опасной, в пантеизм. Но он тоже оказался небезопасен. В1938
году Заболоцкий был репрессирован и вернулся в 1946 году благодаря
заступничеству Фадеева. Сначала ушел в переводы, но затем, после 53-го
года, снова выдвинулся в первые ряды поэтов, написав такие шедевры, как
«Некрасивая девочка» и «Где-то в поле возле Магадана».
Во всех своих ипостасях Заболоцкий — замечательный поэт. Поэзия Николая
Алексеевича Заболоцкого необычайно многогранна: это стихи, воспевающие
родную природу, стихотворения, посвященные самому высокому ее творению —
человеку, его жизни, труду, борьбе, произведения для у себя и взрослых.
Заболоцкий известен не только как оригинальный поэт, но и как
замечательный переводчик. (Материал о работе Заболоцкого в детских
журналах, о его переводах Рабле, Шарля де Костера, «Витязя в тигровой
шкуре» Руставели и «Слова о полку Игореве» может быть использован
учителем на классных и внеклассных занятиях в зависимости от подготовки и
начитанности нас.)
Во многих исследованиях, посвященных творчеству поэта, отмечается его
яркий талант, упорный труд, творческие поиски, богатство тем и мотивов
его поэзии, разнообразие художественных средств выражения, благозвучие
стиха.
Целесообразно напомнить об этих стихотворениях школьникам и первый урок
начать с небольшой беседы, учитывающей самостоятельное знакомство у себя
с некоторыми стихотворными произведениями поэта. «Какие стихотворения
Н. А. Заболоцкого вы читали? О чем эти стихотворения? Понравились ли они
вам?»— спросит Читатель. Если окажется, что большинство нас не помнят
стихотворений, названных выше, то целесообразно прочитать некоторые из
них на уроке и предложить познакомиться с ними дома, подготовив особенно
понравившееся к конкурсному чтению. Это позволит ввести школьников в
мир поэтических образов Н. А. Заболоцкого.
Необходимо отметить, что стихотворения, посвященные родной природе, занимали особое место в поэзии Заболоцкого,
Величественные картины зимы:
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья...
сменяются в других стихотворениях описаниями простого одуванчика или
подорожника. Поэт тонко чувствует дыхание первых весенних дней, его
радует появление первых листьев, «на рассвете весеннего дня», чутко
слышит он весенние шумы «беспредельных полей и дубрав», переносит
читателя «в государство ромашек, в края, где ручей, задыхаясь, поет...».
А далее прозвучат некоторые из стихотворений Н. А. Заболоцкого в
исполнении учителя или заранее подготовившихся нас («Я воспитан природой
суровой...», «Весна в лесу», «В тайге» и другие —на выбор). Важно,
чтобы все поняли: воспевая природу, поэт обращает свой взор па человека,
любуется красотой человеческих лиц:
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен!
После вступительного слова, чтения стихов Читатель прочитает
воспоминание Заболоцкого о его детстве, помещенное в хрестоматии,
расскажет о том, что он еще ребенком мечтал стать писателем и остался
верен своей мечте на всю жизнь.
В 1954 г. было напечатано стихотворение Н. А. Заболоцкого «Ходоки» — о
ходоках-крестьянах. Стихотворение «Ходоки» хорошо известно современному
читателю. Вспоминая о вечере самодеятельности в Заполярье, А. Македонов
писал:
«...Собрались геологи, механики, строители... Читались стихотворения
разных русских поэтов, и в их числе немало стихов Заболоцкого.
Оказалось, что стихи эти... известны и любимы в этом далеком крае людьми
сурового, напряженного труда. В зале находили глубокий отклик и стихи о
строителях дороги, и стихи о весне и скворце, и стихи о некрасивой
девочке, и стихи о встрече с народными ходоками».
Представить и попять, какие это были трудные годы в истории государства,
может помочь предыдущее изучение. Например: «Трудно жилось в то время,
особенно тяжело было в Петрограде и в Москве. На улицах лежали груды
мусора, не ходили трамваи, не отапливались здания... Мерзлая картошка
была праздничным блюдом. Спичек, соли, мыла, керосина, сахара, чая не
было. Из-за недостатка топлива останавливались поезда, фабрики, заводы. В
стране свирепствовал тиф». Это в учебнике истории. Поэт рисует эту же
картину так, что читатель не только представляет себе происходящее, но и
наиболее глубоко и полно переживает, чувствует свою сопричастность
происходящему:
Русь металась в голоде и буре,
Все смешалось, сдвинутое враз.
Гул вокзалов, крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас...
Но вот картина человечьего «горя без прикрас» сменяется раздумьем
ходоков о том, что они видят вокруг, стремлением все это запомнить,
осмыслить, сохранить в памяти и сердце для важного разговора. |