Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к
классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством
неувядаемой силы его поэзии.
Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет
свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами
сосен: "Здравствуй, племя младое, незнакомое". Тютчев свою тревогу
передает через описание волнения морского: "Зыбь ты великая, зыбь ты
морская, чей это праздник так празднуешь ты?.." Есенин воспринимает
старую деревню через избу: "Изба-старуха челюстью порога жует пахучий
мякиш тишины".
У Заболоцкого гроза не простая. Она, как жизнь, ловит его и бьет:
Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Не всегда поэт уверенно вступает в схватку с невзгодами. Иногда
неуверенность вынуждает его остановиться, оглянуться: "Сколько раз, ее
увидев в поле, замедлял я робкие шаги..." Но и остановки не спасают
дерзкого поэта от политических репрессий. Тут он сравнивает себя с
могучим кедром: "Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами
расщеплен..." Но если дерево уже мертво, то человек способен на борьбу:
"Почему же, надвое расколот, я, как ты, не умер у крыльца, и в душе все
тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!"
Ответ на этот вопрос есть у Пушкина:
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта,
только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце
способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и
тем самым помешать человеку выполнить великую и благородную миссию.
Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в
рассеченную грудь поэта "угль, пылающий огнем". Символично, что только
теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит
перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает
качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то,
что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей.
У Заболоцкого функции серафима выполняет гроза, которая в процессе всего
творчества, стремления поэта ввысь ("Я, как ты, ворвался в высоту, но
меня лишь молнии встречали и огнем сжигали на лету") пытала его и
терзала, и в конечном итоге закалила, как закаливают сталь. Не зря же
Заболоцкий уверен, что:
Соединив безумие с умом,
Среди пустынных смыслов мы построим дом
Училище миров, неведомых доселе.
Поэзия есть мысль, устроенная в теле. А как же иначе! Ведь в его "душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!". |