Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким он вошел в
русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое:
учеба на историко-филологическом факультете Московского университета,
переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни
всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту
человека и природы.
Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к
последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли
«классическим». В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция
А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:
Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.
Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке.
Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии
XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих
через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей
лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:
Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.
Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в
данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными
переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и
природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:
Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.
И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией.
Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но
Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится
опорой небосклону:
Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.
Эта стойкость «мертвого» дерева сродни судьбе лирического героя,
страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не
сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.
Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее «раны от огня», нанесенной кедру:
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца! Таким образом, стихотворение «Гроза идет» — не просто пейзажная
зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской.
Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо,
расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения
неизбежно приводит к усилению его метафоричности: «сверкая серебром»,
«нахмуренная туча». Здесь природа не противостоит человеку, как это было
в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его
душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении,
свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен
более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел
в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна «ловить», «бить», а
«живое сердце» дерева «осыпать звездами». Барьеры между миром человека и
миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а
человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении «Гроза идет» существует и иной мотив: человек
может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его
лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и
стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
|