Суббота, 03.12.2016, 07:38

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЗАБОЛОЦКИЙ

Анализ стихотворения Э. Заболоцкого «Полководец»

Стихотворение «Полководец» написано в 1916 году, когда шла I мировая война. Тяжелый повседневный труд, стояние в очередях, голод и холод стали участью миллионов людей. Кому это все было нужно?  Народу, который воевал, терял близких? Нет! Тогда кому же? Власть имущим! Может быть, именно эта мысль заставила написать поэта стихотворение. Правда, в нем речь идет не о I мировой войне, а о древних битвах. Но ведь и в древнем мире народы воевали, чтобы потешить тщеславие своих правителей. А может быть, Багрицкий взял исторический сюжет для того, чтобы найти в прошлом  человеческой цивилизации какие то параллели с современным состоянием общества, заставить читателей задуматься о том, что никогда ни одна битва (кроме отечественных войн) не была народу во благо. И I мировая война, в которую была втянута Россия, принесла народу только горе и страдания, и тешила чьи-то политические амбиции.

 Поэт разделил стихотворение на 3 части, в каждой части по 2 строфы. Это говорит о том, что Багрицкому важно было композиционно именно так построить свое произведение. Можно сказать, что в первой части мы находим пролог и завязку действия: пейзаж, на фоне которого происходит сражение и подготовка к нему. Также первая часть вводит нас в атмосферу древнего войска, говорит о его устройстве. Войска состояли из боевых колесниц («За пыльным золотом тяжелых колесниц»),  из боевых слонов («Проходят медленно тяжёлые слоны») и из пехоты («И вот они ползут, прикрыв щитами спины»).

Вторая часть стихотворения раскрывает развитие действия. Свирепые войны подходят к становищу врага. Им слышен хрип трубы в лагере неприятеля, и они готовы раскалённым потоком броситься на кровавую битву.

Как мне кажется, местом действия может быть Месопотамия, так как в этом стихотворении упоминается глина. В Двуречье или Месопотамии глина являлась основным ландшафтом («И трупы бледные сжимают комья глины»).

Композиция стихотворения такова, что, как мне кажется,  здесь нет ожидаемого кульминационного момента, сражение не показано. Поэтому третью часть стихотворения надо читать  особенно внимательно, вдумчиво. Она рисует картину закончившегося боя, причём поэт не жалеет красок для почти натуралистического изображения страшного побоища (3 ч., 1 строфа). И на фоне этого ужасного зрелища почти  монументальная фигура полководца, молча застывшего на выжженной горе. Его сумрачный профиль, «как будто выбитый на огненной медали». Это гордая поза победителя - свидетельство того, что бой выигран. Но какой ценой? Радует полководца это победа или же он думает сейчас о своих  потерях, о загубленных жизнях? От ужаса  он  застыл или  от собственного величия? На все эти вопросы автор предлагает ответить читателю. Остается ощущение, что кульминация и развязка соединились в третьей части, и от этого финал  стал  эмоционально очень насыщенным.

Багрицкий назвал свое стихотворение «Полководец», определив, по-моему, тем самым значительность выписанного им образа. Конечно же, познакомившись с содержанием, невольно начинаешь искать исторические прототипы. Это может быть Александр Македонский или один из древнеримских полководцев. Такой вывод  напрашивается благодаря тому, что поэт использует античную цветовую гамму и своеобразную лексику, близкую к той далёкой эпохе: золото, бронза, медь, пурпур, расшитые попоны, легион, пьедестал, шатры, щиты, стрелы. Образ полководца молчалив, суров. Можно даже сказать, несколько символичен, обобщен. Здесь нет деталей, только крупные, широкие мазки художника слова, нарисовавшего единым росчерком строгий профиль сумрачного победителя.

Чтобы достичь нужного эмоционального чувства, правдивости в создании исторической эпохи, Багрицкий использует художественные средства выразительности: в первую очередь - яркие эпитеты: пыльное золото, тяжелые колесницы, свирепые войны, пурпурный закат, бронзовые лбы, бледные трупы, профиль сумрачный, огненная медаль;  метафоры: «летящих к пурпуру», «льёт медь», «хрип трубы», «ржавеет кровь». Почувствовать атмосферу готовящегося боя помогает звукозапись: наличие гласных позволяет почувствовать тяжелое, медленное шествие боевых слонов («Проходят медленно слоны, влача в седой пыли расшитые попоны»); наличие большого количества глухих и шипящих согласных передают путь воинов по пустыне, можно физически услышать шелест песка под ногами, его скрип на зубах (« Свирепых воин сзывают в бой рога и вот они ползут прикрыв щитами спины, по выжженному дну заброшенной  стремнины к раскинутым  шатрам – становищу врага»); в последней строфе очень много звенящих звуков, которые помогают  ощутить торжество победителя.

Обилие прилагательных делает произведение ёмким, тяжелым. Глаголов в стихотворении не так много, но они несут очень большую смысловую нагрузку. Постоянно ждёшь действия, движения.

В заключение хочется сказать, это стихотворение, как и любое произведение искусства, заставляет нас по-новому взглянуть на нашу жизнь, на нашу историю, на «вечные» ценности.

Категория: ЗАБОЛОЦКИЙ | Добавил: admin (09.11.2012)
Просмотров: 667 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0